За последние годы произошла перестройка земельных отношений, переход к новым землевладениям и землепользованиям, а также перераспределение земель между традиционными и новыми собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков.
В целях устойчивого производства сельскохозяйственной продукции на орошаемой пашни и рационального использования земли без ущерба ее плодородия необходимо обеспечить оптимальное сочетание зерновых, кормовых, технических и овощных культур севооборотов. Это достигается научнообоснованной структурой посевных площадей, учитывающей главным образом специализацию сельскохозяйственных предприятий, окупаемость и продуктивность культур, почвенно-климатические условия района. При возделывании сельскохозяйственных культур на орошаемых землях необходимо применять научнообоснованные энерго-сберегающие обработку почвы, которые позволят снизить затраты энергии и эрозионные процессы. В формировании структуры посевных площадей участвуют биологические, экономические и технологические факторы, т.е. решается вопрос о возможностях экономической целесообразности и технологическом обеспечении возделывания той или иной культуры, необходимости занять ею определенную площадь пашни.
Земля является одним из компонентов окружающей природной среды обитания человека и занимает особое место среди условий, необходимых для производственной деятельности и жизни людей.
В зависимости от выполняемых землей в обществе основных экономических функций ее рассматривают с двух сторон:
во-первых, как пространство, необходимое для всякого производства, для всякой человеческой деятельности;
во-вторых, как условие для производства продуктов питания для человека.
Существовавшая в стране монополия государственной собственности на землю, будучи основной причиной отставания сельского хозяйства от других стран, обострила противоречия как между городом и деревней, так и в самой среде сельского населения и, можно сказать, обусловила существование абсолютной земельной ренты (хоть таковая в стране не признавалась), в форме которой государство, как монопольный собственник на землю, присваивало весь дополнительный продукт.
Исследование проблемы земельной собственности на современном этапе развития земельных отношений показало, что в реальной действительности практически существует коллективная собственность на землю в различных формах ее проявления. Поэтому на основании вышеизложенного и анализа осуществления земельной реформы можно сделать вывод о том, что в переходный период экономического развития России следует твердо опираться на три вида собственности на землю: государственная, коллективная и частная собственность.
Государственная собственность на землю должна включать:
земли, находящиеся в федеральной собственности;
земли, находящиеся в собственности субъектов РФ;
земли, находящиеся в муниципальной собственности
Коллективная собственность подразделяется на две формы: коллективно-общую и коллективно-долевую. Коллективно общая включает земли коллективных крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, агрофирм, колхозов и совхозов (селекционных станций, ОПХ и т.д.). Коллективно-долевая включает земли акционерных обществ, товариществ.
Частная собственность на землю в чистом виде должна включать:
земли фермерских хозяйств, образованные как на индивидуальности, так и семейной основе;
земли личных подсобных хозяйств;
земли под садами, огородами и передаваемые для ведения животноводства;
земли под гаражами, постройками, дачные участки и т.д.
В зоне орошаемого земледелия также были осуществлены работы по перераспределению земель и их приватизации на основе передела государственной земельной собственности. Все орошаемые земли были поделены на земельные доли и переданы в собственность граждан. При этом оросительные системы и оросительная вода остались в государственной собственности. Изучение земельного фонда в районах орошаемой зоны Ростовской области показало, что владельцы долей орошаемых земель объединились и функционируют в форме крупных коллективных предприятий. Крестьянских хозяйств на орошаемых землях организованно мало.
Реформирование сельскохозяйственных предприятий, создание крестьянских хозяйств и их последующее объединение в ассоциации, товарищества и другие хозяйственные формирования приводит к радикальному изменению форм организации производства, управления, финансовых и экономических взаимоотношений. Поэтому дальнейшее развитие этих форм (особенно в период становления) обязательно должно вестись на основе разработанных организационно-хозяйственных и землеустроительных проектов, учитывающих природно-экономические условия, имеющиеся ресурсы и возможности каждого конкретного объединения, складывающуюся конъюнктуру рынка.
Особой проблемой при многоукладной системе хозяйствования становится создание новых организационно-управленческих структур, обладающих гибкостью, простотой, точностью и быстродействием регулирования при неизбежном разделении права собственности и функций управления.
Впервые в стране сделана попытка установить земельный налог с учетом состава сельскохозяйственных угодий, их качества, площади и местоположения. Его величина не зависит от результатов хозяйственной деятельности, от объема произведенной продукции. Это очень важно – ведь раньше с хозяйств подоходный налог изымался через цены на единицу продукции. И чем больше производили, тем больше был налог. Новый закон все ставит на свои места – налог стабилен и не зависит от доходов. Все остальные налоги должны быть отменены. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия индустриального типа – птицефабрики, тепличные хозяйства, животноводческие комплексы и др. – с них также будут взиматься и другие налоги.
Опыт работы показал, что земельную реформу нельзя рассматривать как простой механизм перераспределения земель. Ведь предстоит реализовать сложный процесс перехода от государственной монополии к многообразию форм собственности на землю, организовать новые землепользования и землевладения, при этом рекомендуется обеспечить социально справедливое перераспределение земель и создать экономически равные условия для всех форм хозяйствования. Кроме того, из всего комплекса решаемых вопросов нельзя исключать вопросы экологии, особенно касающиеся процессов деградации земли и других природных ресурсов, нуждающихся в обеспечении условий восстановления экологического равновесия в природе.
Список использованных источников
1.Чешев А.С., Дьяченко А.В., Долматова Л.Г. Организационно-хозяйственные аспекты использования орошаемых земель.-Москва: Изд-во» Вузовская книга»,2011
2. Исакова А.В. Экономический механизм использования и оценки орошаемых земель в условиях переходной экономики.- Новочеркасск, 2001.
3. Авсеев В,Н., Вальков В.Ф., Чешев А.С., Цвылев Е.М. Экологические аспекты плодородия почв Ростовской области.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1996.
4. Волков С.Н. Землеустройство. Т.8. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы).- М.: КолосС, 2007.
5. Вальков В.Ф. и др. Мелиорация и охрана плодородия почв.-Ростов н/Д: Ростиздат, 1986.
6. Глухова Т.П. Влияние орошения минерализованными водами на почвы и растения// Мелиорация и водное хозяство.-1989 - №8 С.27-28
7. Доклад «О состоянии и испоьзовании земель в Ростовской области в 2008 году».- Ростов н/Д,2009.
8. Чешев, А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства: учебник для вузов.- 2-е изд.- Ростов н/Д: МарТ, 2002.
9. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б. Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование.-Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005