НУЖЕН ЛИ УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОУ? - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НУЖЕН ЛИ УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОУ?

Грицук О.В. 1
1МАГУ «Мурманский арктический государственный университет» г. Мурманск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматриваются особенности внедрения гендерного подхода в дошкольное образование, и уместность его реализации на логопедических занятиях. Проанализирован ряд научной и публицистической литературы по гендерным особенностям детей и составлена табличка-памятка в помощь педагогическому коллективу ДОУ.

Ключевые слова: Гендер, логопедическая работа, гендерные особенности детей.

Понятие «Гендер» появилось в педагогической науке не так давно - во второй половине ХХ века. Сам термин был введен в связи с необходимостью разграничения таких понятий, как социальный и биологический пол мужчин и женщин. В современной жизни, где биологический и социальный пол стали порой занимать полюсное положение в жизни людей, появилась необходимость в четком разграничении данных понятий. Ведь быть на сегодняшний день мужчиной или женщиной - это не только иметь анатомические особенности данного пола, но и следовать социальным ролям , которые свойственны ему.

В качестве одной из значимых областей в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется область «Социализация», в которой поставлены задачи по формированию у детей «гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» [1].

Разработка технологий гендерного воспитания в системе московского образования заинтересовало даже ЮНЕСКО - в рамках проекта «Девочки и мальчики». В 2009 году стартовал выше названный проект, направления работы которого были обозначены в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» (2009-2011) [4]. Один из номеров журнала «Обруч» (№ 3, 2009) был посвящен проблеме гендерного воспитания в рамках данного проекта.

Давая интервью журналу научный руководитель ресурсного центра «Девочки и мальчики» Татьяна Николаевна Доронова, к. пед. н., заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации дала исчерпывающий ответ, почему речь идет о гендерном, а не о полоролевом воспитании, которое долгое время существовало в нашей стране. Т.Н. Доронова отвечает, что в сегодняшнем мире ориентироваться только на биологический пол нельзя, поэтому «...ввели междисциплинарный термин «гендер» (англ. gender - род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план» [3, с. 3-4]

Книга В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки - два разных мира» [6], которая стала в 1998 году настоящим бестселлером, можно сказать, первым в нашей стране изданием, повествующем об особенностях развития мальчиков и девочек, заставила многих ученых, взглянуть на образование под другим углом и вплотную заняться данной проблемой.

За последние годы создан ряд методической литературы в помощь педагогам в реализации гендерного подхода в воспитании детей. Своим опытом в поисках золотой середины внедрения гендера в образовательный процесс делятся все больше педагогов (М.М. Аннаева [2], Л.В. Климина [7], О.С. Руднева [9], В.Н.Самойлова [10] и др.). В пособии «Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты» гендерная компетентность педагогов дошкольного образования понимается, как «владение, дидактическими, методическими, поведенческими аспектами руководства деятельностью детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей»[8].

Таким образом, гендерное воспитание стало одним из важных направлений в работе дошкольных общеобразовательных учреждений.

Бесспорен факт, что залог хорошей работы логопеда - это заинтересованность детей. Педагог должен создавать мотивацию, благодаря которой, у ребенка будет желание высказаться и поделиться с окружающими об увиденном или услышанном. Важны так же эмоциональный настрой и благоприятное речевое окружение. К вышесказанному стоит добавить еще один фактор, положительно влияющий на работу по развитию речи детей с нормой и тем более с речевой патологией. Речь идет об учете педагогическим составом ДОУ гендерных особенностей детей.

Представленные выше авторы и другие специалисты говорят о серьезных не только внешних различиях между мальчиками и девочками, но и их психофизиологических особенностях, а также различиях в речи детей. Таким образом, гендерный подход в работе может помочь логопеду сделать занятия более продуктивными и интересными и мальчикам, и девочкам.

Такой подход не означает, что необходимо группу делить по половому признаку. Однако, мы согласны с точкой зрения Н.А. Виноградовой и Н.В. Микляевой [4, с. 29], что иногда занятия только для мальчиков и только для девочек проводить вполне уместно. Данный способ работы с детьми помогает педагогу подобрать материал (текст, иллюстрации), который в большей степени заинтересует мальчиков или девочек. Например, для составления рассказа по картинкам для мальчиков можно взять картинки Н. Радлова «Заяц – парашютист», «Усердные слуги», для девочек – «Как белка ездила в гости». Для пересказа - девочек привлек бы рассказ «Капризная кошка» В. Сутеева, для мальчиков «Слон пожарный» Г. Циферова. А рассказ В. Сутеева «Разные колеса» может разбирать на совместном занятии.

Из книги В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризмана «Мальчики и девочки - два разных мира», мы выяснили, что на занятиях дети по разному усваивают материал. Девочки, как правило, с самого начала включаются в работу, но к середине занятия их активность начинает понижаться, а у мальчиков наоборот начинает возрастать активность. Данный факт также проще учитывать педагогу на раздельных занятиях.

На совместных занятиях педагог может также подбирать игры и приемы работы, учитывая гендерные особенности детей. Например, формулируя речь или составляя текст из эпизодов девочки могут нанизывать бусины на нить (один эпизод - одна бусина). Так создав текст, они – создают параллельно готовый продукт бусы. Мальчики также по аналогии собирают поезд (один эпизод – один вагон).

Занятия с учетом гендерного подхода проводили воспитатели Л. Чистякова и В. Бабнева, а затем делились своими впечатлениями и опытом на страницах журнала «Обруч» № 3, 2009 году [3]. Педагоги создали занятия по сочинению детьми сказоки дали анализ отличий в речи мальчиков и девочек. Помимо этого ими были предложены игры именно для детей разного пола, представлены придуманные дошкольниками сказки.

Не так давно вышли книги И.А. Волошиной в помощь логопедам по развитию артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Артикуляционная гимнастика для девочек». Все стихотворения и иллюстрации к упражнениям по артикуляционной гимнастике подобраны с учетом интересов мальчиков и девочек.

Из выше сказанного можно сделать вывод: внедрение гендерного подхода помогает улучшить логопедические занятия, сделать их более продуктивными, интересными и мальчикам, и девочкам. На занятиях по развитию связной речи логопед помимо основной работы выполняет еще одну немаловажную функцию - нравственного воспитания детей. Использование художественных текстов известных и проверенных годами мастеров русского слова, знание гендерных особенностей детей помогает педагогу воспитать в каждом ребенке личность, представляющую себе свое предназначение, свою роль в обществе.

***

Проанализировав научные и периодические издания по данному вопросу мы создали табличку - памятку, которая может помочь в работе педагогическому коллективу ДОУ, а также родителям детей:

Таблица 1

«Психофизиологические и речевые особенности мальчиков и девочек».

Мальчики

Девочки

В большей массе начинают говорить позже на 4-6 месяцев, чем девочки.

Более зрелые с момента рождения на 3, 4 недели. Существует мнение, что у девочек есть дополнительные речевые центры в правом полушарии головного мозга, а нервных связей между полушариями намного больше, чем у мальчиков.

К начальной школе разница в биологическом возрасте достигает 1 года

Чаще встречаются ошибки при оформлении речевого высказывания, при этом они реже их замечают и не исправляют самостоятельно в отличии от девочек.

Речевое развитие находится на более высокой ступени. Они сами стремятся говорить правильно, как «взрослые».

В первую очередь формируется словарь действий.

В первую очередь формируется словарь предметов.

При общении ориентированы на получение информации. Задавая вопрос, ждут конкретного ответа.

При общении ориентированы на непосредственно речевой контакт.

Вопрос задается для общения, значение ответа уходит на второй план.

Та сторона речи, где необходим поиск новых ассоциаций, решение кроссвордов, развита лучше у мальчиков.

В решении речевых задач девочки превалируют.

Лучше воспринимают сдержанную, краткую речь.

Ближе эмоциональная речь, такая же как у них, с восклицаниями и междометиями (Ах! Ой!..)

Для усвоения информации важен наглядный образ или пример.

Информация поданная в словесной форме более понятна.

Пространственное мышление развито уже в 6 лет.

Пространственное мышление может отсутствовать даже в 13 летнем возрасте.

Лучше выполняют поисковую деятельность. Для них проще решить новую задачу, нежели дорабатывать сделать.

Лучше справляются с шаблонными заданиями, дорабатывая уже существующее.

Полученную негативную информацию в свой адрес (порицание педагога и родителей) воспринимают ярко, но кратковременно. Далее их мозг блокирует «ненужный шум»: долгих нравоучений они попросту не слышат.

Постепенно воспринимают раздражитель. Состояние коры их головного мозга постоянно поддерживается в тонусе, как бы готовое вновь откликнуться на воздействие с любой стороны.

Пик работоспособности в только начинается к середине занятия, когда у девочек он снижается.

Оптимальный уровень работоспособности на занятиях достигается сразу, в самом начале.

На занятиях мальчики отвечают как-бы сами себе, потупив взгляд в стол или стену.

При ответе смотрят в лицо педагогу, словно считывая насколько правильно удается сформулировать мысль. Видя неодобрение в лице педагога, девочка быстро формулирует мысль по-иному.

Более уязвимы при любых изменения в жизненных ситуациях. Однако больше, чем противоположный пол, ищут новых впечатлений, как бы не было это парадоксальным.

Более контакты и общительны, легко приспосабливаются к новым условиям.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"// Российская газета. - 2009. - № 5125 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2010/03/05/obr-dok.html, свободный - (Дата обращения: 07. 11.2015)

  2. Аннаева, М.М. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ [Текст]/ М.М. Аннаева, И.В. Александрова, Н.А. Бойко// Дошкольная педагогика. - 2013. - № 7. - С. 28-38.

  3. Бабнева, В. Жили-были варежки [Текст]/ В. Бабнева, Л. Чистякова// Обруч. - 2009.- № 3. - С. 22-25.

  4. Виноградова, Н.А., Формирование гендерной идентичности. Метод. пособие. [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

  5. Гейшина, А. Пол или гендер? (девочки налево, мальчики направо!) [Текст]/А. Гейшина // Обруч. - 2009.- № 3. - С. 3-5.

  6. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Электронный ресурс]/ В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249-1.shtml, свободный - (Дата обращения:17.03.2015).

  7. Климина, Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников [Текст]/ Л.В. Климина// Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 7-10.

  8. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты [Текст]/ авт.-сост. Т.А. Елисеева, Л.В. Климина, О.С. Хрон. - Волгоград: Учитель, 2016. - 120 с.

  9. Руднева, О.С, Скидан, В.В. Развитие речи мальчиков и девочек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/173.pdf, свободный. - (Дата обращения: 28.03.2015).

  10. Самойлова, В. М. Отличия в проявлении познавательной активности дошкольников с речевой патологией [Текст]/ В.М. Самойлова// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 19-41.

Просмотров работы: 856