Аннотация. В статье рассматриваются особенности внедрения гендерного подхода в дошкольное образование, и уместность его реализации на логопедических занятиях. Проанализирован ряд научной и публицистической литературы по гендерным особенностям детей и составлена табличка-памятка в помощь педагогическому коллективу ДОУ.
Ключевые слова: Гендер, логопедическая работа, гендерные особенности детей.
Понятие «Гендер» появилось в педагогической науке не так давно - во второй половине ХХ века. Сам термин был введен в связи с необходимостью разграничения таких понятий, как социальный и биологический пол мужчин и женщин. В современной жизни, где биологический и социальный пол стали порой занимать полюсное положение в жизни людей, появилась необходимость в четком разграничении данных понятий. Ведь быть на сегодняшний день мужчиной или женщиной - это не только иметь анатомические особенности данного пола, но и следовать социальным ролям , которые свойственны ему.
В качестве одной из значимых областей в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется область «Социализация», в которой поставлены задачи по формированию у детей «гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» [1].
Разработка технологий гендерного воспитания в системе московского образования заинтересовало даже ЮНЕСКО - в рамках проекта «Девочки и мальчики». В 2009 году стартовал выше названный проект, направления работы которого были обозначены в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» (2009-2011) [4]. Один из номеров журнала «Обруч» (№ 3, 2009) был посвящен проблеме гендерного воспитания в рамках данного проекта.
Давая интервью журналу научный руководитель ресурсного центра «Девочки и мальчики» Татьяна Николаевна Доронова, к. пед. н., заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации дала исчерпывающий ответ, почему речь идет о гендерном, а не о полоролевом воспитании, которое долгое время существовало в нашей стране. Т.Н. Доронова отвечает, что в сегодняшнем мире ориентироваться только на биологический пол нельзя, поэтому «...ввели междисциплинарный термин «гендер» (англ. gender - род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план» [3, с. 3-4]
Книга В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки - два разных мира» [6], которая стала в 1998 году настоящим бестселлером, можно сказать, первым в нашей стране изданием, повествующем об особенностях развития мальчиков и девочек, заставила многих ученых, взглянуть на образование под другим углом и вплотную заняться данной проблемой.
За последние годы создан ряд методической литературы в помощь педагогам в реализации гендерного подхода в воспитании детей. Своим опытом в поисках золотой середины внедрения гендера в образовательный процесс делятся все больше педагогов (М.М. Аннаева [2], Л.В. Климина [7], О.С. Руднева [9], В.Н.Самойлова [10] и др.). В пособии «Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты» гендерная компетентность педагогов дошкольного образования понимается, как «владение, дидактическими, методическими, поведенческими аспектами руководства деятельностью детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей»[8].
Таким образом, гендерное воспитание стало одним из важных направлений в работе дошкольных общеобразовательных учреждений.
Бесспорен факт, что залог хорошей работы логопеда - это заинтересованность детей. Педагог должен создавать мотивацию, благодаря которой, у ребенка будет желание высказаться и поделиться с окружающими об увиденном или услышанном. Важны так же эмоциональный настрой и благоприятное речевое окружение. К вышесказанному стоит добавить еще один фактор, положительно влияющий на работу по развитию речи детей с нормой и тем более с речевой патологией. Речь идет об учете педагогическим составом ДОУ гендерных особенностей детей.
Представленные выше авторы и другие специалисты говорят о серьезных не только внешних различиях между мальчиками и девочками, но и их психофизиологических особенностях, а также различиях в речи детей. Таким образом, гендерный подход в работе может помочь логопеду сделать занятия более продуктивными и интересными и мальчикам, и девочкам.
Такой подход не означает, что необходимо группу делить по половому признаку. Однако, мы согласны с точкой зрения Н.А. Виноградовой и Н.В. Микляевой [4, с. 29], что иногда занятия только для мальчиков и только для девочек проводить вполне уместно. Данный способ работы с детьми помогает педагогу подобрать материал (текст, иллюстрации), который в большей степени заинтересует мальчиков или девочек. Например, для составления рассказа по картинкам для мальчиков можно взять картинки Н. Радлова «Заяц – парашютист», «Усердные слуги», для девочек – «Как белка ездила в гости». Для пересказа - девочек привлек бы рассказ «Капризная кошка» В. Сутеева, для мальчиков «Слон пожарный» Г. Циферова. А рассказ В. Сутеева «Разные колеса» может разбирать на совместном занятии.
Из книги В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризмана «Мальчики и девочки - два разных мира», мы выяснили, что на занятиях дети по разному усваивают материал. Девочки, как правило, с самого начала включаются в работу, но к середине занятия их активность начинает понижаться, а у мальчиков наоборот начинает возрастать активность. Данный факт также проще учитывать педагогу на раздельных занятиях.
На совместных занятиях педагог может также подбирать игры и приемы работы, учитывая гендерные особенности детей. Например, формулируя речь или составляя текст из эпизодов девочки могут нанизывать бусины на нить (один эпизод - одна бусина). Так создав текст, они – создают параллельно готовый продукт бусы. Мальчики также по аналогии собирают поезд (один эпизод – один вагон).
Занятия с учетом гендерного подхода проводили воспитатели Л. Чистякова и В. Бабнева, а затем делились своими впечатлениями и опытом на страницах журнала «Обруч» № 3, 2009 году [3]. Педагоги создали занятия по сочинению детьми сказоки дали анализ отличий в речи мальчиков и девочек. Помимо этого ими были предложены игры именно для детей разного пола, представлены придуманные дошкольниками сказки.
Не так давно вышли книги И.А. Волошиной в помощь логопедам по развитию артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Артикуляционная гимнастика для девочек». Все стихотворения и иллюстрации к упражнениям по артикуляционной гимнастике подобраны с учетом интересов мальчиков и девочек.
Из выше сказанного можно сделать вывод: внедрение гендерного подхода помогает улучшить логопедические занятия, сделать их более продуктивными, интересными и мальчикам, и девочкам. На занятиях по развитию связной речи логопед помимо основной работы выполняет еще одну немаловажную функцию - нравственного воспитания детей. Использование художественных текстов известных и проверенных годами мастеров русского слова, знание гендерных особенностей детей помогает педагогу воспитать в каждом ребенке личность, представляющую себе свое предназначение, свою роль в обществе.
***
Проанализировав научные и периодические издания по данному вопросу мы создали табличку - памятку, которая может помочь в работе педагогическому коллективу ДОУ, а также родителям детей:
Таблица 1
«Психофизиологические и речевые особенности мальчиков и девочек».
Мальчики |
Девочки |
В большей массе начинают говорить позже на 4-6 месяцев, чем девочки. |
Более зрелые с момента рождения на 3, 4 недели. Существует мнение, что у девочек есть дополнительные речевые центры в правом полушарии головного мозга, а нервных связей между полушариями намного больше, чем у мальчиков. |
К начальной школе разница в биологическом возрасте достигает 1 года |
|
Чаще встречаются ошибки при оформлении речевого высказывания, при этом они реже их замечают и не исправляют самостоятельно в отличии от девочек. |
Речевое развитие находится на более высокой ступени. Они сами стремятся говорить правильно, как «взрослые». |
В первую очередь формируется словарь действий. |
В первую очередь формируется словарь предметов. |
При общении ориентированы на получение информации. Задавая вопрос, ждут конкретного ответа. |
При общении ориентированы на непосредственно речевой контакт. Вопрос задается для общения, значение ответа уходит на второй план. |
Та сторона речи, где необходим поиск новых ассоциаций, решение кроссвордов, развита лучше у мальчиков. |
В решении речевых задач девочки превалируют. |
Лучше воспринимают сдержанную, краткую речь. |
Ближе эмоциональная речь, такая же как у них, с восклицаниями и междометиями (Ах! Ой!..) |
Для усвоения информации важен наглядный образ или пример. |
Информация поданная в словесной форме более понятна. |
Пространственное мышление развито уже в 6 лет. |
Пространственное мышление может отсутствовать даже в 13 летнем возрасте. |
Лучше выполняют поисковую деятельность. Для них проще решить новую задачу, нежели дорабатывать сделать. |
Лучше справляются с шаблонными заданиями, дорабатывая уже существующее. |
Полученную негативную информацию в свой адрес (порицание педагога и родителей) воспринимают ярко, но кратковременно. Далее их мозг блокирует «ненужный шум»: долгих нравоучений они попросту не слышат. |
Постепенно воспринимают раздражитель. Состояние коры их головного мозга постоянно поддерживается в тонусе, как бы готовое вновь откликнуться на воздействие с любой стороны. |
Пик работоспособности в только начинается к середине занятия, когда у девочек он снижается. |
Оптимальный уровень работоспособности на занятиях достигается сразу, в самом начале. |
На занятиях мальчики отвечают как-бы сами себе, потупив взгляд в стол или стену. |
При ответе смотрят в лицо педагогу, словно считывая насколько правильно удается сформулировать мысль. Видя неодобрение в лице педагога, девочка быстро формулирует мысль по-иному. |
Более уязвимы при любых изменения в жизненных ситуациях. Однако больше, чем противоположный пол, ищут новых впечатлений, как бы не было это парадоксальным. |
Более контакты и общительны, легко приспосабливаются к новым условиям. |
Список литературы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"// Российская газета. - 2009. - № 5125 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2010/03/05/obr-dok.html, свободный - (Дата обращения: 07. 11.2015)
Аннаева, М.М. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ [Текст]/ М.М. Аннаева, И.В. Александрова, Н.А. Бойко// Дошкольная педагогика. - 2013. - № 7. - С. 28-38.
Бабнева, В. Жили-были варежки [Текст]/ В. Бабнева, Л. Чистякова// Обруч. - 2009.- № 3. - С. 22-25.
Виноградова, Н.А., Формирование гендерной идентичности. Метод. пособие. [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
Гейшина, А. Пол или гендер? (девочки налево, мальчики направо!) [Текст]/А. Гейшина // Обруч. - 2009.- № 3. - С. 3-5.
Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Электронный ресурс]/ В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249-1.shtml, свободный - (Дата обращения:17.03.2015).
Климина, Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников [Текст]/ Л.В. Климина// Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 7-10.
Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты [Текст]/ авт.-сост. Т.А. Елисеева, Л.В. Климина, О.С. Хрон. - Волгоград: Учитель, 2016. - 120 с.
Руднева, О.С, Скидан, В.В. Развитие речи мальчиков и девочек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/173.pdf, свободный. - (Дата обращения: 28.03.2015).
Самойлова, В. М. Отличия в проявлении познавательной активности дошкольников с речевой патологией [Текст]/ В.М. Самойлова// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 19-41.