РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ И ДУХОВНЫМ НАСЛЕДИЕМ ДАГЕСТАНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ И ДУХОВНЫМ НАСЛЕДИЕМ ДАГЕСТАНА

Ахмедханова Э.М. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За долгое время в Дагестане развивались трудовые традиции воспитания подрастающего поколения. Горский труд – самая важная часть материального и духовного воспитания детей. 

О горской любви к труду с восторгом писал А. А. Бестужев-Марлинский в своем «Аммалатбеке»: «Посмотрите на этого старика..., он в опасности жизни ищет стопы земли на горном утёсе, чтобы посеять на нём горсть пшеницы. С кровавым потом он жнёт и часто кровью своей платит за охрану стада от людей и зверей»[1].

Издревле только маленькие дети, да пожилые оставались дома, бабушки сидели с ними до возвращения матерей. Иногда матери с младенцами уходили в поле, взяв с собою колыбель. Горский народ очень ценил пахотные участки и сады, в которые вкладывал свой тяжелый труд.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Проиллюстрируем это на примере афоризмов народов Дагестана: «Без труда нет и покоя», «У кого летом не будет кипеть работа, у того зимой не закипит котёл», «Труд – всему отец». Даргинцы говорили: «Кто умеет, тот и в море огонь разведёт» [2].

Оценивая необходимость труда как моральный фактор, народ отмечает его психологическую роль и делает акцент на том, что труд дарит людям душевное и моральное удовлетворение. Лишь в процессе труда выявляются такие моральные качества, как трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

Праздность осуждалась народом, а вот трудолюбие, готовность выполнять любую работу среди народа отмечались одними из важных аспектов, которые необходимо воспитывать у детей. Старшие заботились о пробуждении у молодых чувства неприязни к лентяям.

Народом Дагестана была придумана система трудового воспитания, включающая в себя реализацию каких-либо задач, одинаковых для всех народов, но любым народом решающихся по-своему, зависимо с особыми общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из представленных задач у горцев считается воспитание большого уважения к обычным труженикам и к их труду. Подобное отношение развивали во время знакомства с трудом взрослых и в совместной деятельности со взрослыми. Во взглядах будущего труженика необходимую роль занимает понимание важности личного труда.

Презирая тех, кто не желает трудиться, народ охотно рассматривал представленную задачу трудового воспитания в общественном мнении. Расчетливое выполнение трудовых обязанностей побуждало повторению ранее приобретенных умений и навыков.

Жизнь дагестанских трудящихся в тяжелых горных условиях являлась трудовым подвигом, так как им приходилось с раннего детства бороться за существование. Приходилось вкладывать огромное упорство и мужество, чтобы вырастить что-либо в горах. В этом со взрослыми принимали участие подростки. Видя настоящие итоги собственных трудов, понимали его важность.

Труд стал своеобразным фундаментом развития личности. Вначале ребята только следили и выполняли определенные наказы старших. Игрушки являлись маленькими двойниками различных приспособлений труда, применяемых в хозяйстве, например объекты быта. С 4-х летнего возраста ребята самостоятельно изготавливали определенные игрушки из глины. Примерно с восьми лет исполняли легкие указы родителей. В 11 лет участвовали в сельскохозяйственном труде. В 14 лет работали наравне со взрослыми. Таким образом, в Дагестане с детства исполняли посильную работу на полях, в садах и на виноградниках, пасли скот и помогали по хозяйству. Для того, чтобы дети выполняли свою работу, родители заранее рассказывали о работе и ее необходимости, морально подготавливали своих детей к труду. Параллельно с этим готовили нужную одежду и обувь, орудия труда. Приученные с детских лет к труду, ребята активно осуществляют задания родителей, сами всячески желают им помочь; стараются выполнять работу добросовестно, независимо от того, следует ли за ними прямой контроль или нет. Позитивный эмоциональный настрой детей пробуждается также в любознательности, исполнительности, самостоятельности и ответственности. Заслуженный дагестанский поэт Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» рассказывает, что для горцев труд – решающий фактор нравственного, умственного и физического развития: «Если хочешь, чтобы рыба была вкусна, иди к озеру и сам поймай её» [3].

Во время труда и игр ребята общались между собой. Игры брали за основу этнические воззрения игроков, они осуществлялись при уговоре по правилам, что и являлось их «моральным кодексом».

В заключение подчеркнем, что родители должны прививать ребенку культуру общения в семье и в кругу своих друзей. Воспитать в детях чувство любви по отношению к своей культуре и Родине, гуманистическую направленность, чувство толерантности, уважение к своим родителям и старшим, здоровый образ жизни – вот основа дагестанского воспитания.

Литература

1. Бестужев-Марлинский, А. А. Аммалатбек / А. А. Бестужев-Марлинский. – М.,1837.

2. Алиева, Б. Трудовое воспитание горцев Дагестана [Электронный ресурс] / Б. Алиева // Институт воспитания строителей страны. – Режим доступа : http://www.институтстроителейстраны.рф.html.

3. Гамзатов, Р. Мой Дагестан / Р. Гамзатов. – Махачкала : Дагучпедгиз, 1985. – 439 с.

Просмотров работы: 727