Для примерного анализа состояния сельского хозяйства в отчетном периоде рассмотрим социально – экономическое положение Омской области в январе – июне 2015 года.
Таблица 1. «Основные направления и тенденции экономики области за январь-июнь 2015 года»
июнь 2015 г. |
июнь 2015 г. в % к июню 2014 г. |
январь – июнь 2015 г. |
январь – июнь 2015 г. в % к январю – июню 2014 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн. рублей |
- |
- |
29925,3 |
100,1 |
Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- скот и птица на убой (в живом весе) |
16,7 |
103,1 |
104,0 |
100,5 |
- молоко |
79,8 |
99,0 |
345,4 |
101,0 |
- яйца, млн. штук |
82,2 |
102,6 |
414,3 |
106,1 |
Таким образом, мы видим, что продукция сельского хозяйства всех категорий в отношении январь – июнь 2015 года и январь – июнь 2014 года увеличилась на 0,1 %, что в денежном выражении составляет около 30 млн. рублей. Производство продукции также набирает темпы так, например, категория – скот и птица на убой по состоянию на июнь отчетного 2015 года достигла 16,7 тысяч тонн – это на 3,1 % больше, чем в июне 2014 года. Производство молочной продукции и яиц достигли отметок в 79,8 и 82,2 тысяч тонн соответственно. Молоко по сравнению с 2014 годом потеряло 1%, а производство яиц напротив, не только сохранило свои объемы производства, но и имеет тенденцию их увеличивать, так по сравнению с 2014 годом производство яиц увеличилось на 2,6 %.
Несмотря на экономический кризис, сельское хозяйство развивается и соответственно у товаропроизводителей, занявших рыночные ниши, появляется конкуренция. Наша задача выяснить, как справиться с конкуренцией и повысить конкурентоспособность предприятия в сложившихся условиях.
Конкурентоспособность — способность субъекта (предприятий, организаций, товаров, услуг ) конкурировать с аналогичными субъектами на рынке.
Конкурентоспособность сельского хозяйства – это положение сельхозтоваропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках в определенных условиях развития экономики, политики, общества. Целью повышения конкурентоспособности любой отрасли является увеличение уровня и качества жизни населения. В экономике государства сельское хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Факторы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия:
1.Высокое плодородие земли
2. Применение высокопродуктивных пород животных и сортов растений
3. Повышение компетентности и квалификации кадров
4. Совершенствование сельскохозяйственной техники и сервисных центров
5. Диверсификация производства
Стратегические направления повышения конкурентоспособности
развитие рыночной инфраструктуры в целях обеспечения доступа товаропроизводителей на внутренний и внешние рынки;
государственное стимулирование интеграционных процессов в агробизнесе в целях аккумулирования ресурсов и формирования существенных товарных объемов продукции;
эффективное управление процессами сбыта и продвижения продукции на внутренние и внешние рынки;
техническое и технологическое перевооружение производства;
привлечение инвесторов для создания высокопродуктивного аграрного производства с использованием интенсивных технологий, создание совместных предприятий с участием иностранного капитала;
максимальное использование потенциала плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
упор на развитие племенной базы (при наличии) в животноводстве (овцеводство, коневодство, птицеводство) и собственного кормопроизводства;
наращивание объемов продаж за счет внутриотраслевой дифференциации производства качественной продукции, ориентированной на различный уровень доходов потребителей (высокий-средний-низкий);
мощная рекламная кампания по продвижению продукции местных товаропроизводителей;
прямые выплаты государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в сопоставимых объемах;
оказание действенных мер поддержки по развитию торгово-закупочных кооперативов, аукционной торговли;
широкое использование возможностей интеграции и кооперации. Создание и расширение сфер деятельности отраслевых союзов, в т.ч. для консолидации усилий мелких товаропроизводителей.
активизация предпринимательских качеств сельхозтоваропроизводителей посредством их обучения;
развитие агротуризма как важнейшего фактора диверсификации экономики в сельской местности;
соблюдение ветеринарного и фитосанитарного контроля в соответствии со стандартами и нормами;
использование возможностей службы сельскохозяйственного консультирования края.
концентрация на производстве определенного ассортимента высококачественной продукции, но в больших объемах, с большей производительностью и меньшими затратами.
Библиографический список
Стукач В.Ф. Организационно-экономические основы формирования конкурентоспособности малых форм хозяйствования АПК / В.Ф. Стукач, А.В. Клименко // Современные наукоемкие технологии. – 2009. - № 3 – URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=5281
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2015 ГОДА // ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ URL: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/omsk/resources/54ae940042ca3cd6b217be307f2fa3f8/sep_06-15.htm (дата обращения: 08.12.2015).
Сельское хозяйство в России 2015//Все дела URL: http://www.vsedela.ru/index.php?topic=2699.0 (дата обращения: 08.12.2015).
Основные направления повышения конкурентоспособности // Государственное казенное учреждение «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» URL: http://www.stav-ikc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=171& Itemid =163 (дата обращения: 08.12.2015).