СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Шагров Л.Л. 1, Фаркова А.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, институт естественных наук и технологий, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

По мнению специалистов, синдром дефицита внимания и гиперактивности является болезнью развитых стран. В США насчитывается до 20% детей, имеющих диагноз СДВГ, в России до 18 %, Китай – 13%. (рисунок 1) [2] Поэтому рассмотрение этой проблемы является актуальной.

Цель работы – характеристика диагноза синдром дефицита внимания и гиперактивности и его разновидности.

Классификация СНВГ [1,4]

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;

  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

  3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Рисунок 1 Динамика распространения диагноза СДВГ у детей.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы:

  • Дефицит внимания;

  • Двигательная расторможенность;

  • Импульсивность.

Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд) [3,4]

Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

  • Постоянно ерзает;

  • Проявляет признаки беспокойства;

  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;

  • Очень говорлив;

Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

  • Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;

  • Не слушает, когда к нему обращаются;

  • С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его;

  • Испытывает трудности в организации;

  • Часто теряет вещи;

  • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

  • Часто бывает забывчив;

Неспособность затормозить свои непосредственные побуждения.

Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса;

  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;

  • Плохо сосредотачивает внимание;

  • Не может дождаться вознаграждения;

  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;

  • При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. [5]

Причины возникновения СДВГ

1. Наследственная предрасположенность.

2. Неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:

а) внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;

б) угроза прерывания беременности;

в) курение и нерациональное питание матери во время беременности;

г) стрессы во время беременности;

д) недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г);

е) преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

3. Наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

4. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям .

5. Непереносимость определенных продуктов питания. Целесообразно использовать диету, что может привести к улучшению симптоматики.

Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловлено мутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. [9]

Как следствие, у таких детей встречается:

  • функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания;

  • сбои в адекватной обработке информации (приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение);

  • как следствие - нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.

СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.

Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта. Слабо развито произвольное внимание, страдает словесно-логическое мышление, устная и письменная речь.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Таким образом, дети с диагнозом СДВГ с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ). [6,7]

Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность. Для лечения СДВГ применяют медикаментозную терапию, метод обратной связи и транскринальная микрополяризация, психолого-педагогическая коррекция. [9,10]

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семенова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ. - М.: [Б.И.], 2007.

  2. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития /Под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухов; науч. ред. Н.М. Назарова:. - М.: Академия, 2004.

  3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: под ред. М. Пассольта ; науч. рук.: Н.М. Назарова, П.А. Янн ; пер. с нем. В.Т. Алтухова: . - М.: Академия, 2011.

  4. Заваденко Н.Н.: Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005.

  5. Монина Г.Б.: Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2005.

  6. Осипенко Т.Н.: Психоневрологическое развитие дошкольников. - М.: Медицина, 1996.

  7. Психолого-педагогические проблемы формирования целостной картины мира в младшем школьном возрасте/ Курский государственный ун-т ; Отв. ред.: Н.И. Лифинцева:. - Курск: Курский государственный университет, 2008.

  8. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи. Науч. ред.: Н.Н. Заваденко, Е.Л. Григоренко ; А.А. Баранов и др.:М.: [Б.И.], 2007.

  9. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей /Под общ. ред. А.В. Грибанова; рец.: А.Б. Гудков, А.Г. Соловьев, Н.Н. Кузнецова:. - М.: Академический Проект, 2004.

  10. Чутко Л.С.: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб.: ХОКА, 2007.

Просмотров работы: 1272