ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ

Потапенко И.А. 1
1НГПУ им. Козьмы Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Для выявления дезадаптации у детей и подростков существует комплексная психолого-педагогическая диагностика – это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также, на решение практических задач, гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Следует отметить, что комплексная диагностика при правильной её организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитанности ребенка в зависимости от качества семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса, характера влияния воспитательного микросоциума.

Успешная адаптация дезадаптированных детей возможна, если воспитательные воздействия со стороны педагогов и родителей будут направлены на развитие интеллектуальной среды, будут способствовать усвоению ребенком нравственных и социальных норм, помогут наладить взаимоотношения с окружающими. Детям очень важно, чтобы их понимали и разделяли их интересы. Лучшая мера по отношению к ребенку – доверие, акцентирование на его самостоятельности при чувстве ответственности за выполненное дело. К тому же следует найти и развивать ту сферу деятельности, в которой ребенок может достичь максимального успеха. Отрицательные оценки можно давать только очень аргументировано, объясняя ребенку все его промахи и неудачи. Делать это лучше наедине, в индивидуальной беседе, без привлечения других ребят. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими детьми эти их положительные качества.

Для повышения уровня адаптированности воспитанников к жизни в обществе, классному руководителю и социальному педагогу следует обратить внимание на:

- улучшение психологического климата в группе, т.е. снятие эмоционального напряжения,

- повышение самооценки детей и подростков;

- введение классным руководителем деловых и развивающих игр для раскрытия творческого потенциала личности воспитанника;

- владение более подробной информацией о семейной атмосфере воспитанников для профилактики расстройств, связанных с трудностями адаптации;

- активное включение родителей в процесс социализации детей и подростков посредством включения в повседневную жизнь центра, способствующее предупреждению возникновения дезадаптированного поведения.

В МБОУ СОШ № 19 проводилось исследование, посвященное выработке совместных усилий классного руководителя и родителей по предупреждению социальной дезадаптации у детей и подростков, подтвердило выдвинутую гипотезу.

Объектом исследования выступали дети в возрасте от 12 до 14 лет. После знакомства, с ними была проведена комплексная психолого-педагогическая диагностика по выявлению степени дезадаптации и обозначены формы поведения детей внутри группы. Выяснилось, что существует нарушение социальной адаптации и повышенный уровень тревожности у подростков, которые составили так называемую группу риска. Основные формы негативного поведения, повлекшие за собой дезадаптацию, это:

- отрицательное отношение к воспитательным воздействиям педагогов и воспитателей;

- неподчинение детей взрослым;

- нарушение правил поведения во время занятий и после их окончания;

- хулиганство, грубость, сквернословие.

Таким образом, основной задачей классного руководителя стало выявление причин негативного поведения у детей и подростков и последовательное включение родителей в деятельность, направленную на предупреждение данного поведения у этой категории детей.

В результате разработанной социально – педагогической программы совместно с педагогами школы, работая непосредственно с этими детьми, наблюдая за ними на занятиях и перерывах, были обозначены причины социально дезадаптированного поведения детей и подростков:

- бесконтрольность со стороны родителей (отсутствие помощи, ухода);

- семейная предрасположенность (неправильное воспитание в семье, отсутствие норм и правил поведения);

- социальное окружение подростков (влияние асоциального окружения);

- чувство собственной неполноценности, низкая самооценка, неспособность управлять своим поведением);

- чувство эмоционального расстройства (страхи, стрессы из детства).

Основными критериями социальной дезадаптации является: несформированность внутренней позиции ребенка (подростка), низкий уровень учебной мотивации, высокая устойчивая тревожность, неадекватная самооценка, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Эти группы детей в сегодняшней социальной ситуации вызывают наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей. Именно дети «группы риска» нуждаются в медико-социальной, психологической и педагогической помощи.

Для подростков было организовано проведение комплексной помощи в условиях школы:

- индивидуальные беседы;

- групповая работа;

- приобщение подростков в социально значимую деятельность в центре.

Для родителей данной группы подростков:

- круглый стол по проблемам воспитания;

- индивидуальные беседы;

Совместная работа детей и родителей подразумевала:

- участие в семинаре «Традиции семейных игр».

После проведения постдиагностических методик по показателям дезадаптации получены значимые данные, что свидетельствует о благоприятном влиянии проведенной работы.

Социальную дезадаптацию необходимо рассматривать как системное образование, являющиеся следствием взаимодействия сложной структуры факторов, оказывающих влияние на развитие психики ребенка на уровне когнитивной, регулятивной и коммуникативной сфер.

Реализация представленной социально-педагогической программы позволила перейти от выборочной, случайной помощи отдельным детям к планомерной систематической поддержке всех детей, особенно имеющих проблемы развития, здоровья, социализации и адаптации в обществе, и, что не менее важно, произошел перелом в восприятии семьи не как «получателя социальных услуг», а как партнера по преодолению социального неблагополучия несовершеннолетнего.

Проведенное исследование, его результаты и выводы не исчерпывают всех аспектов изучаемой проблемы. Нам, однако, представляется, что предложенная в работе система совместной деятельности классного руководителя и родителей, направленная на предупреждение дезадаптации у детей и подростков является исключительно плодотворной и перспективной.

Литература

  1. Овчарова, Р.В. Справочная книга классного руководителя / Р.В. Овчарова. – М., 2005.

Просмотров работы: 1575