ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Чистова Ю.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если мы хотим изменить мир,  нужно изменить семью.

В наше время, когда в обществе мы наблюдаем нестабильность, мы часто сталкиваемся с проблемой психологического здоровья, как отдельного человека, так и малых групп, к которым относится и семьи. Семья – основа человеческих взаимоотношений. Она есть почти у каждого из нас. Семья выпускает человека в жизнь, дает ему опору, материальную, психологическую и эмоциональную поддержку. Семья – место, где воспитываются различные черты характера, материальные нормы, взгляды на жизнь. Она формирует каждого человека и общество в целом.

Психологическая атмосфера определяет устойчивость отношений внутри семьи, оказывает огромное влияние на развитие её членов. Атмосферу создают члены семьи, и от них самих зависит, какой она будет: благоприятной или нет.

Детский возраст является решающим в формировании личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет на психическое здоровье детей: если ребенок не уверен в положительном отношении к себе, то его поведение становится подавленно агрессивным, а если он воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него проявление состояния смущения и тревоги.

Нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание могут стать причиной неврозов у детей. Именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети с неврозами и другими психическими заболеваниями. Очень важна психопрофилактика психического состояния здоровых дошкольников. Естественно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения с родителями, их понимание, забота, помощь в решении проблем своего ребенка.

Многие исследователи замечают зависимость форм отклоняющегося поведения детей и подростков от нарушений структуры и функций семьи.

Показателем благополучия семьи и его влияния на ребенка является отношение родителей к общественным нормам и ценностям. Нарушение условий развития ребенка приводит к задержке развития, а в особо тяжелых случаях – к формированию отрицательных эмоциональных установок и разрушительных тенденций, которые начинают доминировать и мотивируют различные формы отклоняющегося поведения.

Началом нашей исследовательской работы послужил тот факт, что классный руководитель первого класса стал часто обращать внимание педагога-психолога на некоторые симптомы отдельных учащихся (вспыльчивость, агрессивность, повышенная тревожность, повышенная плаксивость, невнимательность во время учебных занятий). Мы пообщались с тремя семьями и выяснили, что в каждой семье поведение детей зависело от отношений внутри семьи. В первой семье родители решили «возложить на плечи» ребенка слишком многое, тем самым подготовив его ко взрослой жизни. Во второй семье мама считает свою дочь слишком маленькой, видит ее младше по сравнению с ее реальным возрастом. Родители в третьей семье пытаются навязывать ребенку свое мнение, не принимая во внимание его личные желания и интересы. Такие проблемы можно увидеть в большинстве современных семей и очень важно уметь понять своего ребенка.

Первой семье были даны следующие рекомендации:

1. Проанализируйте корни своей тревожности. Если этот тип воспитания достался вам по наследству, вспомните, как поступали в отношении вас родители, когда вы были ребенком. В чем выражалась их тревожность?

2. Проанализируйте свои страхи в отношении детей. Вы можете составить список своих опасений. Возможно, их очень непросто будет сформулировать или сама эта процедура вызовет страх. Но этот процесс очень ценен сам по себе, он способствует снятию внутреннего напряжения. Кроме того, вы сможете проанализировать и критически оценить свои страхи. С этой же целью можно развернуть диалог по типу: "Я боюсь..." и "Мне не стоит бояться, потому что...". Возможно, вы это уже когда-то проделывали в своей голове, но очень важно вынести эту нагрузку, услышать свой голос и свои аргументы за и против.

3. Спросите какого-либо близкого человека: "Что я делаю такого, из-за чего мой малыш всего боится?" Пусть человек, который хорошо вас знает, расскажет о своих наблюдениях со стороны. Чувство тревоги зачастую проявляется и не осознается.

Второй семье мы посоветовали:

1. Следите за своей речью. Как часто вы произносите: "Я боюсь...", "Опасаюсь, что...", "Не дай бог...", "Какой ужас!.." - и, обращаясь к детям: "Не смей, иначе...", "Ты напугал маму...", запугиваете, стремясь взять под контроль его поведение? Послушайте, что говорят своим маленьким детям родители на детской площадке: "Не ходи туда, там тебя дядька схватит", "Не бери в рот, заболеешь", "Не подходи к собаке, укусит" и даже "Не лезь на горку, так можно позвоночник сломать". Вы не верите, что мы все это произносим? Послушайте сами и вдумайтесь в смысл происходящего.

2. Думайте и говорите о чувствах. И о своих чувствах, и о чувствах ребенка. Возможно, в вашей семье во главу угла поставлены правила-установки, рожденные умом. Но "что такое хорошо, а что такое плохо" можно только почувствовать. Если правило вызывает злость, раздражение, печаль, страх, пренебрежение, то его надо пересмотреть. Что чувствует ребенок в ответ на ваши требования? Как часто вы спрашиваете его об этом? Когда взрослые заставляют двух подравшихся малышей просить друг у друга прощение, то драчуны чаще всего еще больше начинают злиться и ненавидеть друг друга. Внешний ритуал выполнен, но чего он стоит, если порождает подобные чувства? Показателем родительской зрелости можно считать умение родителей признать перед ребенком свою ошибку, сказать о своем неверном поведении, попросить прощения, не стесняясь сказать о своей любви, проявить нежность, говорить о том, что злит, раздражает, пугает. Не обвинять ребенка - "Ты меня разозлил!", - а просто сказать о своем чувстве: "Я разозлился, мне сейчас плохо".

3. Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Поначалу это будет очень трудно, но со временем вы сможете почувствовать радость, удивление, творческое удовлетворение. Любая детская деятельность, будь то рисование, игра в мяч, постройки из конструктора, разыгрывание ролей, переодевание, способна открыть во взрослом человеке огромный источник энергии и скрытых потенциалов.

Третья же семья получила следующие рекомендации:

1. Проанализируйте те правила, которые вы считаете незыблемыми в воспитании детей. Лучше, если вы составите список этих правил. Насколько ваш список получился длинным и категоричным? Затем поработайте со списком следующим образом: разделите правила на три группы - "обязательно", "было бы хорошо" и "желательно". Если вы справились с этим, значит, вы умеете быть гибким и проявлять мудрость не только в мыслях, но и в поведении. И в самом деле, почему, например, "ребенок не должен перечить родителям"? Ведь вы тоже можете быть неправы, и у вашего ребенка есть свое мнение. Получая временную пользу от его непрекословности, вы воспитываете будущего угодника или бунтаря.

2. Найдите ту сферу жизни, режимный момент, занятие, где вы проявляете настойчивость, а ребенок - сопротивление. Зачем вам нужна эта война? Ведь существует много способов сделать неприятное, рутинное, тяжелое интересным и увлекательным. Научить читать можно шутя, без особых усилий, надо только не упустить тот момент, когда ребенок сам проявит интерес.

3. Вспомните знакомую семью, в которой, на ваш взгляд, ребенка воспитывают неправильно. Поговорите об этом с кем-то, кому вы доверяете, но не с целью осудить и посплетничать, а разобраться, в чем вы отличаетесь друг от друга. Возможно, вы придерживаетесь противоположных взглядов, находитесь на полюсах. Но истина, как известно, посередине. Попустительство и строгий контроль, безнаказанность и зацикленность на наказаниях, игнорирование норм поведения и их "вдалбливание" - все это одинаково нехорошо для ребенка. Ваше чувство неприятия других методов воспитания может указывать на то, что вы сами в чем-то перегибаете палку. Подобное чувство также возникает тогда, когда кто-то демонстрирует нам наше собственное поведение, которое мы не замечаем.

4. Гиперсоциальность в воспитании ребенка - это лишь следствие личностных особенностей родителей, в основе которых лежит неадекватная самооценка. Как и в детстве, вы продолжаете ориентироваться на мнение окружающих и, в зависимости от их реакции, решать: "сейчас я хороший(ая)", "сейчас я плохой(ая)". Конечно же, легче сказать: "Перестаньте зависеть от мнения окружающих", чем это сделать, но уже осознание у себя этой проблемы для умного, думающего человека - наполовину решение. Вашего ребенка окружают очень многие люди, и каждый из них может что-то сказать о нем, но почему вы должны считать их мнение истиной? Ищите истину в себе.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

  1. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.

  2. Уровень сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от создания условий родителями.

  3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье, при наличии нравственного характера самостоятельности детей.

На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что психологическая атмосфера семьи является важнейшим условием формирования личности ребенка.

Просмотров работы: 2229