Чтобы стать настоящим учителем, желающим и умеющим дать детям все, что имеешь: знания, умения, жизненный опыт, моральные ценности.... Нужно преодолеть многие испытания, в первую очередь, личностные. Воспитать в себе Личность. Также приобрести необходимые профессионально-значимые качества, без которых не обойтись педагогу. А какие именно качества необходимы педагогу? Поиску ответа на данный вопрос и будет посвящена данная статья. Выбор темы обусловлен ее значимостью для автора работы, который находится в процессе профессионально-педагогического становления. Для нас важно стать хорошим педагогом, приносить пользу людям, отдавать частичку своей души каждому ребенку, приводя их к знаниям и открывая им дорогу в этот огромный мир. Пусть эти желания кажутся немного наивными, но мы действительно хотим сделать этот мир лучше. Хотим развиваться и самосовершенствоваться, накапливать как можно больше знаний, для того чтобы потом передать их будущим поколениям. А как это сделать? Для этого и нужно узнать, какие профессионально-значимые качества необходимы учителю.
Цель работы:выявить необходимые профессионально-значимые качества учителя для его успешной профессиональной деятельности и основные пути их развития.
Объект исследования: личность учителя.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества личности учителя.
Для того чтобы выявить важнейшие качества личности учителя, мы опросили студентов-будущих бакалавров в области педагогического образования 1, 4-5 курсов Шуйского филиала ИвГУ, а также школьных учителей и преподавателей вуза. Нам было интересно узнать, какие качества личности учителя выделяют первокурсники, которые выбрали педагогическое направление, студенты- выпускники, у которых за спиной уже не одна практика в школе, и мнения самих учителей и педагогов. Выявить их общие и различные взгляды на педагогическую деятельность.
Методика №1. Анкета «Выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога»
Цель: выявление важнейших профессионально-значимых качеств личности учителя.
Результаты опроса студентов 1 курса:
5 самых важных качеств:
1. Любовь и расположенность к детям
2. Высокий уровень культуры
3. Коммуникативные способности
4. Эмоциональная устойчивость
5. Организаторские способности
Результаты опроса студентов 4 и 5 курсов:
Любовь и расположенность к детям
Культура и техника речи
Владение методикой учебно-воспитательной работы
Эмоциональная устойчивость
Организаторские способности
Результаты среди учителей и преподавателей
1. Любовь и расположенность к детям
2. Высокий уровень культуры
3. Педагогический такт
4. Владение методикой учебно-воспитательной работы
5. Конструктивные способности (проектирование личности)
6. Познавательные способности (потребность в самообразовании)
Можно выделить общие качества, которые отметили все: это любовь и расположенность к детям, а так же высокий уровень культуры. Студенты 1 и 4-5 курсов выделили еще эмоциональную устойчивость и организаторские способности. А педагоги отметили значимость конструктивных способностей (проектирование личности), познавательных способностей (потребность в самообразовании) и педагогического такта.
Недопустимые качества для педагога
1 курс
Рукоприкладство
Жестокость
Равнодушие
Неумение владеть собой
Несдержанность
4-5 курсы
Жестокость
Несправедливость
Рукоприкладство
Халатность
Равнодушие
Учителя и преподаватели
Равнодушие
Халатность
Рукоприкладство
Жестокость
Неумение владеть собой
Недопустимые качества практически одинаковые у всех категорий: рукоприкладство, жестокость, равнодушие.
Методика № 2. Тест «Шкала самооценки личностных качеств учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?)»
Цель: оценить степень выраженности личностных качеств.
Данная шкала поможет определить степень важности тех или иных качеств личности педагога.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что студенты 1 курса и 4-5 курсов одинаково общительные, волевые, контактные, сильные, настойчивые. Студенты 1 курса в отличие от студентов 4-5 курсов более эмоциональные, быстрые, активные, импульсивные, изменчивые, властные. А студенты 4-5 – твердые, рациональные, застенчивые, решительные, спокойные, сдержанные, постоянные. Результаты всех опрошенных студентов почти одинаковые, разрыв между результатами не большой, но разрыв между результатами преподавателей и студентов достаточно значительный. Преподаватели и учителя: общительные, твердые, рациональные, организованные, волевые, властные, контактные, собранные, активные, решительные, спокойные, сдержанные, настойчивые, постоянные. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учителям и преподавателям очень важно обладать этими качествами, ведь именно они обеспечивают успех в данной профессии. А так же можно заметить, что умение обладать этими качествами приходит с опытом (например, студенты первого курса очень импульсивны, 4-5 более сдержаны, а вот учителя и преподаватели уже вполне сдержаны и отмечают это качество как одно из важных).
Методика № 3. Тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н.Бережнова)»
Цель теста: выявить уровень стремления к саморазвитию.
Назначение теста:Известно, что саморазвитиехарактеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Очень важно педагогу иметь стремление к саморазвитию, т.к. это одно из самых главных качеств учителя, ведь без стремления к саморазвитию, невозможно, осуществление педагогической деятельности в целом.
Тест включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности педагога.
Итак, результаты:
На 1 и 4-5 курсах уровень стремления к саморазвитию средний, на 1 курсе уровень стремления к саморазвитию даже немного выше, чем на 4-5. Самооценка студентами своих качеств, способствующих саморазвитию, в норме.
Что касается оценки результатов преподавателей и учителей, то здесь явно уровень стремления к саморазвитию выше, практически у всех высокий и выше среднего. При этом самооценка своих качеств в профессиональной деятельности в норме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги понимают важность стремления к саморазвитию, т. к. их профессия не дает им забывать о том, они каждый день саморазвиваются, совершенствуются и улучшают свои профессиональные навыки. А это есть еще одно важное качество для учителя – стремление к саморазвитию в профессиональной деятельности.
Из всей проведенной работы, можно сделать вывод: учитель, в первую очередь, должен быть разносторонней личностью. Он должен любить детей, быть ответственным и постоянным, всегда стремиться к саморазвитию, идти в ногу со временем, понимать и уважить детей, быть для них близким человеком, умеющим не только объяснить материал урока, но и поддержать в трудную минуту, понять, дать правильный совет, направить в нужное русло. Только так можно воспитать Личность!