АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОМСКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОМСКЕ

Зитнер А.Н. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из системных вызовов, отражающих мировые тенденции и внутренние барьеры развития российской экономики в предстоящем долгосрочном периоде, обозначенных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития». На развитие человеческого потенциала влияют приоритеты и основные направления демографической политики, политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта, пенсионного обеспечения, социальной защиты населения, культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья. Однако ключевым элементом развития человеческого потенциала для формирования инновационной экономики России является образовательная политика, эффективность проведения которой обуславливает повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы российской экономики.

Полноценное существование сферы образования, способствующей экономическому росту и социальному благополучию общества, предполагает достаточный уровень ее финансового обеспечения, основным источником которого являются средства бюджетов всех уровней. Однако бюджетные ресурсы ограничены, и в связи с этим возникает проблема, связанная с повышением эффективности расходования бюджетных средств на образование.

Финансирование системы образования, как одной из наиболее приоритетных и значимых по объему предоставляемых услуг социальной сферы, в Омской области традиционно является существенной частью всех бюджетных расходов. В настоящее время в 2014 году в Омской области функционировало 2545 образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе 1330 общеобразовательных учреждения и 703 дошкольных учреждений, с общим количеством обучающихся 413,5 тысяч человек (табл. 1).

Таблица 1 - Количество образовательных учреждений в Омской области, единиц

Показатель

2013 г.

2014 г.

Абс. откл. (+,-)

Темп роста, %

Дошкольные образовательные учреждения

687

703

16

102,3

Дневные общеобразовательные учреждения

1313

1330

17

101,3

Вечерние общеобразовательные учреждения

117

115

-2

98,3

Учреждения дополнительного образования детей

326

330

4

101,2

Детские дома

13

11

-2

84,6

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

39

34

-5

87,2

Образовательные организации высшего образования

18

19

1

105,6

Всего

2513

2542

29

101,2

Основным источником финансирования сферы образования в Омской области выступают бюджетные средства. На протяжении последних пяти лет расходы на образование в регионе ежегодно растут. Так, в 2014 году расходы федерального бюджета на образование города Омска увеличились на 6,5%, т.е. на 1 550,88 млн. руб. по сравнению с 2013 годом (табл. 1).

Таблица 2 - Динамика расходов на образование из средств федерального бюджета города Омска за 2013-2014 гг., млн. руб.

Уровень образования

2013 г.

2014 г.

Абс. откл. (+,-)

Темп роста, %

Дошкольное образование

4725,56

5928,43

1202,87

125,5

Общее образование

14209,35

14653,44

444,09

103,1

Начальное профессиональное образование

727,25

0,00

-727,25

0,0

Среднее профессиональное образование

1824,43

2468,95

644,52

135,3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

99,00

104,49

5,49

105,5

Высшее и послевузовское профессиональное образование

7,76

7,74

-0,02

99,7

Молодежная политика и оздоровление детей

875,60

912,83

37,23

104,3

Прикладные научные исследования в области образования

6,08

4,58

-1,50

75,3

Другие вопросы в области образования

1302,30

1247,75

-54,55

95,8

Всего

23777,33

25328,21

1550,88

106,5

В период с 2012 года по 2014 год затраты на образование росли из года в год.

В 2014 году наблюдалось снижение затрат по следующим подразделам:

- начальное профессиональное образование (на 100%, или 727,25 млн. руб.);

- высшее и послевузовское профессиональное образование (на 0,3%, или 0,02 млн. руб.);

- прикладные научные исследования в области образования (на 24,7% или 1,5 млн. руб.);

- другие вопросы в области образования (на 4,2%, или 54,55 млн. руб.).

Далее рассмотрим динамику расходов на образование из средств регионального бюджета города Омска за 2013-2014 гг. (табл. 3).

Таблица 3 - Динамика расходов на образование из средств регионального бюджета г. Омска за 2013-2014 гг., млн. руб.

Уровень образования

2013 г.

2014 г.

Абс. откл. (+,-)

Темп роста, %

Дошкольное образование

1727,14

4265,60

2538,46

247,0

Общее образование

10999,06

11167,82

168,76

101,5

Начальное профессиональное образование

899,66

396,92

-502,74

44,1

Среднее профессиональное образование

1602,78

2034,55

431,77

126,9

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

97,39

101,94

4,55

104,7

Высшее и послевузовское профессиональное образование

23,94

22,19

-1,75

92,7

Молодежная политика и оздоровление детей

662,36

672,33

9,97

101,5

Прикладные научные исследования в области образования

39,14

27,61

-11,53

70,5

Другие вопросы в области образования

546,95

559,32

12,37

102,3

Всего

16598,42

19248,28

2649,86

116,0

Из представленной таблицы 3 видно, что расходная часть регионального бюджета в 2014 году составила 19 248,28 млн. руб., что на 16% больше, чем в 2013 году.

С 2012 года по 2014 год затраты из регионального бюджета на образование увеличились.

В 2014 году наблюдалось снижение затрат по следующим подразделам:

- начальное профессиональное образование (на 55,9%, или 502,74 млн. руб.);

- высшее и послевузовское профессиональное образование (на 7,3%, или 1,75 млн. руб.);

- прикладные научные исследования в области образования (на 29,5% или 11,53 млн. руб.).

Таблица 4 - Динамика расходов на образование из средств городского бюджета г. Омска за 2013-2014 гг., млн. руб.

Уровень образования

2013 г.

2014 г.

Абс. откл. (+,-)

Темп роста, %

Дошкольное образование

4477,00

5461,75

984,75

122,0

Общее образование

12357,61

12871,77

514,16

104,2

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6,01

3,21

-2,80

53,4

Молодежная политика и оздоровление детей

387,89

435,72

47,83

112,3

Другие вопросы в области образования

1033,95

957,68

-76,27

92,6

Всего

18262,46

19730,13

1467,67

108,0

Из представленной таблицы 4 видно, что наблюдается тенденция к росту расходов. В 2013 году затраты на раздел «Образование» составили 18 262,46 млн. руб. и в 2014 году увеличились до 19 730,13 млн. руб. Абсолютное изменение в 2014 году составило 1 467,67 млн. руб. Темп прироста в 2014 году составил 8%.

Исследовав федеральный, региональный и городской бюджеты, необходимо назвать факторы, которые повлияли на недоисполнение расходных обязательств по статьям затрат бюджетов: бюджетное региональное и городское планирование не полностью увязано со стратегическим планирование; расходные обязательства бюджета за 2012-2014 годы не выполняются по некоторым статьям в полном объеме; недостаточный охват расходной части бюджета финансовым контролем, особенно на стадии исполнения бюджета распорядителями.

Анализ бюджетного финансирования образовательной отрасли в Омской области, представленный в исследовании, свидетельствует о напряженном положении в сфере образования в регионе и о необходимости совершенствования механизма финансирования образовательных учреждений.

Для формирования системы совершенствования механизма финансирования сферы образования, с моей точки зрения, необходимо определить цель, задачи, направления, мероприятия и показатели реализации направлений, описывающие важнейшие качественные и количественные характеристики состояния, которое должно быть достигнуто в результате проведения мероприятий. Данный подход дает возможность федеральным, региональным и муниципальным органам власти перейти к практическому проведению мероприятий по совершенствованию механизма финансирования сферы образования.

Для реализации цели совершенствования механизма финансирования сферы образования необходимо провести ряд мероприятий, которые позволят повысить эффективность действующей системы финансирования сферы образования (табл. 5).

Таблица 5- Направления и мероприятия по совершенствованию механизма финансирования образования

Направление

Мероприятия по реализации направления

1. Увеличение объемов внебюджетного финансирования образования

1. Расширение каналов внебюджетного финансирования сферы образования (доходы от производственной деятельности образовательных учреждений).

2. Повышение усилий участников образовательного процесса в привлечении внебюджетных доходов.

2. Экономия бюджетных расходов на образование

Расширение практики закупки товаров и услуг для государственных нужд через федеральную контрактную систему.

3. Повышение эффективности распределения средств бюджета на образование

1. Переход на нормативно-подушевое финансирование.

2. Реализация новой технологии распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями в зависимости от результатов деятельности.

Реализация направления по увеличению объемов внебюджетного финансирования образования должна осуществляться в рамках решения задачи совершенствования механизма финансирования образования – развития системы внебюджетного финансирования образования.

Данное направление модернизации системы финансирования образования, способствующее повышению эффективности бюджетных расходов на образование в конечном итоге, достигается путем расширения каналов внебюджетного финансирования сферы образования, а также повышения усилий участников образовательного процесса в привлечении внебюджетных доходов.

В настоящее время образовательные учреждения могут иметь следующие источники внебюджетных доходов:

- коммерческие образовательные услуги;

- платные дополнительные образовательные услуги;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц.

Необходимо расширить круг источников внебюджетных доходов образовательных учреждений, выделив такой вид доходов, как доходы от производственной деятельности образовательных учреждений (рис. 1).

 

Платные дополнительные образовательные услуги

Добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц

 

 

Производственная деятельность

 

 

Коммерческие образовательные услуги

 

Рисунок 1 – Источники внебюджетных доходов образовательных учреждений

Доходы от производственной образовательных учреждений могут использоваться и данная деятельность осуществляться в целом только при выполнении следующих принципиальных условий. Во-первых, производство товаров, выполнение работ и оказание услуг должны нести в себе элементы обучения и не ущемлять образовательный процесс в целом. Во-вторых, данная деятельность должна осуществляться на добровольной основе учащихся и не иметь принуждающего характера. В-третьих, время, отведенное на производственную деятельность учащихся образовательных учреждений, должно быть строго лимитировано. В-четвертых, определенная часть доходов от подобной деятельности должна направляться на поощрение учащихся, занятых в производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг. В-пятых, производственная деятельность и все вопросы, связанные с ней, должны контролироваться органами управления образованием и советом родителей. В противном случае невыполнение данных условий наносит ущерб образовательному процессу, порождает использование бесплатного труда учащихся с целью получения дополнительных финансовых ресурсов образовательным учреждением и создает недобросовестную конкуренцию с малым бизнесом на рынке.

При этом очень важно отметить, что доходы от производственной деятельности не должны заменять бюджетного финансирования, поскольку выбор в пользу внебюджетных источников финансирования образования в условиях нехватки бюджетных средств снижает ответственность государственного и муниципального сектора за предоставление образовательных услуг и их качество.

При этом следует отметить, что производственная деятельность в качестве источника получения дополнительных внебюджетных доходов приемлема на всех уровнях образования, кроме дошкольного.

Появление возможности использовать доходы от производственной деятельности позволит образовательным учреждениям увеличить объемы внебюджетного финансирования, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов на образование при условии неизменности или сокращения бюджетного финансирования данной сферы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.11.2015 № 301-ФЗ). // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; 2015. – № 45. – Ст. 6202.

2. Финансы [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 274.

3. Беленчук А.А. Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения [Текст] / А.А. Беленчук // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. – 2014. – № 3. – С. 31-43.

4. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru.

5. Типенко Н. Г. Международный опыт организации и финансирования общего образования [Текст]: учебное пособие / Н.Г.Типенко. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2013. – С. 68.

Просмотров работы: 1421