ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ У РУССКИХ И ТУРКМЕНОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ У РУССКИХ И ТУРКМЕНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Об этнических стереотипах

В процессе коммуникации между представителями различных культур значительное место занимают стереотипы, то есть определенные убеждения и «привычные знания» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. Этнические стереотипы характеризуются в научной литературе как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах».

Встречаясь с представителями других народов и культур, человек обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. Однако сложившиеся этнические стереотипы, прежде всего стереотипы поведения, составляют первый круг явлений, о которых необходимо знать, чтобы избежать «культурного шока».

Этнический стереотип поведения не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека.

Стереотипы поведения представителей той или иной этнической общности неизменно сопряжены с особенностями их национального характера. Зависимость между национальной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно является неадекватной. В статье выявлены особенности самоопределения национального характера туркменов в сопоставлении со стереотипами, представленными в современном российском обществе.

В результате межкультурных и межэтнических контактов выявляются наиболее типичные черты, свойственные тому или иному народу, отражающиеся в его культуре. Когда предпринимаются попытки оценить человека, говорят о его характере, причем одни исследователи подразумевают под характером темперамент, другие обращают внимание на личностные качества.

В словарях современного русского литературного языка слово характер толкуется как совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении. В данном определении установлена главная особенность характера как психического феномена, которая состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Известно, что формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровням развития группах: минимальной группой является семья, а максимальной – страна со всеми ее культурными и национальными особенностями. В зависимости от того, какие ценности поддерживает и культивирует данная национальная общность, у человека развиваются и соответствующие устойчивые черты характера, которые определяют его поведение в типичных обстоятельствах жизни.

Как отмечает Е.Л. Головлева, ценности, идеи, разделяемые представителями нации, и возникающий на их основе национальный характер, под которым понимаются общие для представителей нации поведенческие установки, оказывают значительное влияние на взаимодействие людей.

По мнению Т.Г. Стефаненко, если рассматривать национальный характер как некое расплывчатое понятие, в которое исследователь в зависимости от своих методических и теоретических взглядов включает те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого, необходимо исходить из следующих принципов:

1) характер этноса – не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов;

2) речь должна идти не о наборе тех или иных черт, а о степени их выраженности и о специфике их проявления;

3) черты характера можно понять лишь в соответствии с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа и его религиозных верований.

Особенности менталитета туркменов

Туркмены - представители коренного народа Средней Азии, проживающие в основном на территории Туркмении. Само название народа в переводе на русский язык обозначает "туркообразный".

Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полагается обязательно пожелать ему: "Пусть каждое зерно станет тысячей" или "Пусть хорошо взойдет семя". Такие приветствия и пожелания высказываются в адрес любого работающего.Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток - зеленый чай ("чок чай").

Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться особого к себе отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту не медлительные, но и не слишком быстрые. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют данные им поручения.

В республике прочно сохраняется большой авторитет, послушание и уважение к старшим - "аксакалам" Если старший по возрасту попросит об услуге младшего, отказываться считается неприличным. В присутствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта.

Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в целом в республиках Средней Азии, обусловлены исламской религией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного населения, в том числе и молодежи. Религиозность населения подчеркивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетенными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными отношениями, которые зачастую объясняются и выдаются за национальные народные привычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами их жизни (например, религиозное бракосочетание и т. п.), прибегают не только верующие. Под давлением религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблющихся и неверующих.

В процессе исторического развития туркменской нации возникла традиция объединения людей в немногочисленные мобильные группы для решения различных задач; группы при необходимости легко возникают и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисциплины подчинения, исполнения отдаваемых приказаний.

В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты. Он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими. Точно так же туркмен сострадателен и нежен к животным и вместе с тем жесток и даже бесчеловечен к другим людям - "врагам". Результатом социально-экономического и культурного развития страны стали такие национально-психологические особенности ее народа, как высокая степень эмоциональности, его воинственность, свободолюбие, неприятие признания власти над собой, умение переносить боль и страдания.

Свойственно туркменам и высокое честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Нанесенные даже случайно обиды туркмены помнят долго, переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в присутствии других людей приносит извинения. На их поведении сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через довольно продолжительное время может проявляться в жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку.

Результаты исследований

Среди респондентов мы провели две методики: 1) “Геометрические фигуры” Е.Ю. Артемьевой 2) “Тест культурных ассоциаций”. Выборку респондентов составили русские студенты (40 человек - 20 девушек и 20 юношей) и туркменские студенты (также 40 человек), обучающиеся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина.

Методика “Геометрические фигуры” проведенная у русских женщин (20 чел.) показала, что туркменскую девушку большинство из опрашиваемых воспринимает более сложными, непонятными, чем самих себя. Выбор фигур 1-3 означает, что человек понятен для опрашиваемого, более сложные фигуры обозначают загадочность, непонятность человека. Большинство опрошенных туркменских девушек (73%) посчитали русских девушек простыми в общении, себя немного более загадочными, но все же, по доминанте, понятными и открытыми (53% выбрали легкие фигуры). Удивительно, но у туркменских девушек немного больше доверия к русским мужчинам (53%), чем к мужчинам своей же национальности (46%). К туркменским студентам девушки относятся также, по большей части доброжелательно. А русские студенты для респондентов оказались очень загадочными и сложными для коммуникации людьми - 46% из них предпочли описать эту социальную группу сложными образами фигур.

Русскими мужчинами девушки обеих национальностей воспринимаются по-разному. Русская девушка половиной опрошенных оценивается как достаточно сложная личность (выбраны фигуры 6-8), туркменская сорока пятью процентами опрошенных мужчин воспринимается как понятный образ, не представляющий опасности. Практически диаметрально противопоставили себя опрошенные русские мужчины по отношению к туркменским. Большинство опрошенных русских мужчин (55%) считает себя простыми и не опасными, и 60% опрошенных отметили необычность представителей туркменской нации, выбрали самые сложные фигуры из представленных. Кстати, студенты обеих наций воспринимаются русскими мужчинами без особенных отличий.

Опрос туркменских мужчин (20 чел.) привел к самым показательным результатам: русские девушки для них намного более просты в общении, чем туркменские, 83% из них посчитали русскую девушку легкой и открытой, тогда как при описании девушек своей национальности их голоса распределились по трем группам фигур как 55/11/34 процента соответственно. Русские мужчины им кажутся очень сложными и опасными - лишь 16% из них выбрали легкие для восприятия геометрические фигуры. Проценты восприятия ими студентов обеих национальностей приблизительно равны.

Мы попросили туркменских студентов описать, какими они видят представителей других национальностей. Наиболее популярные ответы представлены в таблице:

 

Ответы туркменок

Ответы туркменов

Русские

Добрые, общительные, ласковые

Серьезные, скромные, хорошие, милые, общительные, добрые

Белорусы

Сильные, здоровые

Неплохие, умные, верные, хорошие, скромные, умные

Узбеки

Воспитанные, здоровые, сильные, добрые

Шустрые, гостеприимные, хорошие, сильные, здоровые, добрые, смелые

Грузины

Воспитанные, хорошие, добрые, общительные

Замечательные, серьезные, воспитанные, умные, хорошие, злые, негостеприимные

Немцы

Серьезные, сильные

Негостеприимные, серьезные, умные, красивые, плохие, грязные, сильные, здоровые, злые

Туркмены

Добрые, хорошие, серьезные, приятные.

Замечательные, умные, добрые, мудрые, гостеприимные, дружелюбные

Таджики

Воспитанные, сильные, серьезные

Могут обмануть, умные, сильные, хорошие

Заметим, что туркмены воспринимают многие другие национальности критически, осуждают, отмечают негативные черты в характерах их представителей (например, при описании немцев, грузинов, таджиков). Самих себя они оценивают высоко, в этом проявляется туркменское честолюбие и себялюбие. На некоторые качества туркмены обращают особое внимание: на воспитанность, гостеприимность и честность, потому что именно эти качества для их нации ценятся больше всего.

Русские женщины и мужчины (по 20 респондентов), проходившие такой же ассоциативный тест, отмечали для своей, русской национальности 90-95% положительных характеристик, среди них такие слова как “бесстрашие” и “сильный дух”. Белорусы в глазах русских студентов на 80-85% положительны, в негативных качествах часто фигурировало слово “хитрость”. Русские мужчины критически описали качества узбекской национальности: указали 50/50 положительных и отрицательных, среди которых юмор, вежливость, наглость и агрессивность. Русские девушки больше, чем мужчины, выделили отрицательных качеств в представителях грузинской национальности (30-35% от всех ответов), среди которых чаще всего фигурировали “агрессивность” и “вспыльчивость”. Немцев, как и узбеков, оценили 50/50, при этом отмечали педантичность, аккуратность и, напротив чопорность. Таджики также не выглядят в глазах русских молодых людей абсолютно положительными людьми, хотя 80% ответов были направлены на подчеркивание хороших качеств характера, таких как трудолюбие, оптимизм, семейственность.

75% ответов русских девушек о туркменской национальности оказались положительными. Их всех ответов часто повторялись такие слова, как “доброта” и “открытость”, а также “напыщенность” и “навязчивость”. Русские мужчины по отношению к туркменам, как и к другим национальностям, проявили более критическое отношение: 60% ответов были положительными (“верующие”, “семейственные”), а 40% отрицательными (“высокомерие”, “ханжество” “расчетливость”).

Для большей конкретизации информации о стереотипах в общении русских и туркменов, мы попросили туркменских студентов отдельно уточнить качества обеих национальностей. Ответы представлены в сводной таблице и сгруппированы по популярности:

Русские

Туркмены

Умные (10), добрые (10);

Умные (14), стеснительные (10);

Красивые девушки (8), высокие (6);

Скромные (5), мудрые (4), трудолюбивые (4);

Сильные (3), гостеприимные (3);

Добрые (3), закрытая одежда у девушек (3), все ходят в одинаковой одежде (3);

Общительные (2), симпатичные (2), здоровые (2), карие глаза (2), дружные (2), честные (2);

Сильные (2), храбрые (2), послушные девушки (2), длинные волосы (2);

Также отметили: высокомерие, короткие юбки у девушек, вкусно готовят, красивые улыбки, выпивают.

Также отметили: культурные, много читают, непьющие, некурящие, дружные, честные.

Итоги

Проведенное исследование позволило установить стереотипы, возникающие в процессе общения русских и туркменов; сравнить взгляды русских и туркменов и их стереотипы, связанные с определенными этническими общностями; рассмотреть зависимость между национальной принадлежностью человека и приписываемыми ему национальными чертами характера на примере русских и туркменов.

Мы выяснили, что русские недостаточно знакомы с культурой и традициями туркменского народа, особенностями их характера, но, тем не менее, общение с представителями туркменской национальности для них приятно, ведь они представляются русским добрыми и верующими. Туркмены много знают о русских и их характере, и важно, что респонденты-туркмены проживают в городе Нижнем Новгороде, среди русской культуры. Они видят много общего между обеими национальностями (ум и доброту людей), но и противопоставляют по многим критериям: отношение к курению и алкоголю, поведение девушек, особенности внешности. Если разные народы отмечают одну и ту же черту у представителей определенной нации, то, скорее всего, так оно и есть. Конечно, стереотипы достаточно условны, но они описывают некий усредненный тип личности. Поэтому ознакомление со стереотипными представлениями поможет лучше понять особенности страны, и увереннее чувствовать себя при общении с иностранным партнером.

Стереотипы - неотъемлемый элемент любой культуры. Культурные стереотипы усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определённым этносом, определённой культурой и осознавать себя их элементом. Они оказывают довольно сильное влияние на психологию и поведение людей, стимулируют у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

Список используемой литературы

  1. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие / Е.Л.Головлева. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 224 с.

  2. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. – М. : Экопрос, 1993. – 544 с.

  3. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. – СПб. : КАРО, 2005. – 352 с.

  4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.

  5. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 271 с.

  6. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 368 с.

  7. Шамне, Н. Л. Особенности адаптации студентов в инокультурной среде / Н. Л. Шамне, М. В. Милованова // Americana. Вып. 2 : Материалы междунар. науч. конф. «Россия и страны Америки: опыт исторического взаимодействия», г. Волгоград, 24–26 сент. 1997 г. – Волгоград : Издво ВолГУ, 1998. – С. 392–398.

Просмотров работы: 5359