РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Дорина А.А. 1, Игошина Н.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не все дети своевременно овладевают навыками речевого общения, а для детей, которые имеют нарушения интеллекта (умственную отсталость) приобретение данных навыков вызывает серьёзное затруднение. У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности [1].

Дети с нарушением интеллекта обучаются в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Перед подобными учреждениями стоят важные задачи – социализировать ребенка, обеспечить всестороннее развитие его личности, скорректировать недостатки развития. В начальной школе на первом этапе обучения детей в первом классе особое внимание уделяется добукварному периоду обучения грамоте. Так как в этот период происходит раннее и целенаправленное изучение детей, чтобы приблизительно выделить среди них типологические группы и наметить некоторые коррекционные мероприятия. Одной из главных задач добукварного периода, по мнению В. В. Воронковой, является развитие речи на основе практического усвоения средств языка [1].

У умственно отсталых школьников нарушены все психические процессы, это проявляется в незрелости интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах, также выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности. Внимание детей неустойчиво, они плохо сосредотачиваются на одном объекте, их легко отвлечь яркими, музыкальными предметами, что приводит к неравномерной работоспособности. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, вызывает трудности и запоминание словесной информации [3]. В мыслительной деятельности наблюдается отставание в развитии всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Особенностью мыслительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями является низкий уровень познавательной активности (низкая любознательность, безынициативность). Поэтому, для того чтобы конструктивно выстроить коррекционную работу с детьми с нарушениями интеллекта, необходимо знать особенности протекания психических процессов, мыслительной, познавательной деятельности и т.д. Только после учета всех выявленных особенностей можно приступить к обучению таких детей, разработав специальные коррекционные упражнения и занятия, которые будут способствовать успешному усвоению материала первоклассниками по развитию навыков речевого общения.

Для формирования навыка речевого общения важно научить детей правильному формированию речевого высказывания. В. В. Воронкова для этого предлагает обратить внимание на соблюдение общедидактических требований к постановке вопросов, которые в свою очередь способствуют формированию речевого высказывания: В первую очередь вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь. Чтобы дети правильно ответили, учащимся дается время на обдумывание ответа. Вопросы, которые задают детям, не должны предполагать односложного ответа «да» или «нет». Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»). Также необходимо включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы (Как зовут этого мальчика? Этого мальчика зовут Коля) [1].

Для того чтобы соблюдались требования по постановке вопросов, вводятся специальные приемы обучения умственно отсталых школьников правильной речи: отработка навыка сопряженной речи с учителем; отраженная речь ребенка; хоровая речь всего класса; речь с движениями, которая часто представлена в виде физминуток [1].

Также для развития навыка речевого общения используются различные игры, в которых находят свое отражение различные приемы использования речи. Представим некоторые игры, способствующие формированию навыков речевого общения:

Игра «Скажем вместе»

Цель: формировать умение слушать и повторять вместе с учителем различные чистоговорки; отработка навыка сопряженной речи.

Ход игры:Учитель зачитывает чистоговорку учащимся, а затем дети повторяют ее вместе с учителем. Например:

***

Была у Алёнки болонка,

Была у болонки Алёнка.

Алёнка гуляла с болонкой,

Болонка гуляла с Алёнкой.

Игра «Сказка»

Цель: отработка навыка сопряженной речи.

Ход игры: Учитель читает детям сказку целиком, потом всем классом дети повторяют сказку за учителем.

Игра «Разложи овощи и фрукты»

Цель: отработка навыка отраженной речи.

Ход игры: Учитель даёт каждому ребёнку один овощ и один фрукт. Ребёнок кладёт овощ в корзину, а фрукт – в вазу. Учитель комментирует действия ребёнка. Затем ученик повторяет.

Помидор положил в корзину, яблоко положил в вазу.

Огурец положил в корзину, грушу положил в вазу.

Лук положил в корзину, банан положил в вазу.

Чеснок положил в корзину, мандарин положил в вазу.

Игра «Повторялка»

Цель: формировать умение слушать и повторять самостоятельно; отработка навыка отраженной речи.

Ход упражнения:Учитель выкладывает на парту различные школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, рюкзак, тетрадка и т.д.). Учитель берет один предмет и произносит предложение, это предложение повторяет учащийся, затем этот ученик берет другой предмет и тоже произносит предложение, его повторяет уже следующий первоклассник. Игра продолжается по цепочке.

Упражнение «Осень»

Цель: формировать у детей плавную, четкую и выразительную речь; отработка навыка хоровой речи.

Ход упражнения: Учитель делит учащихся на ряды, затем зачитывает стихотворение, дети слушают, потом повторяют данное стихотворение сначала один ряд хором, потом другой. Например:

***

Листопад, листопад,Листья желтые летят.Желтый клен, желтый бук,Желтый в небе солнца круг.Желтый двор, желтый дом.Вся земля желта кругом.Желтизна, желтизна,Значит, осень – не весна.

Примечание: Следим за плавностью, четкостью и выразительностью речи каждого ребенка.

Игра «Кто как кричит».

Цель: отработка навыка хорового ответа детей.

Ход игры: Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети. Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.) Корова мычит: му-у-у. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у.

Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукоподражание несколько раз хором). Игрушка вновь перед детьми. Таким же образом детям показывают другие игрушки.

Игра «Осень»

Цель: научить детей совмещать движения с речью; физминутка.

Ход игры: Дети встают из-за парт. Прослушав образец речи учителя, они вместе с ним повторяют текст и выполняют необходимые движения. После физминутки с использованием данного стихотворения, его можно выучить наизусть.

***

Дует, дует ветер, дует, задувает.

(Дети качаются из стороны в сторону поднятыми вверх руками.)

Желтые листочки с дерева срывает.

(Дети кружатся на месте.)

И летят листочки, кружат по дорожке.

(Дети на носочках качаются из стороны в сторону.)

Падают листочки прямо

Нам под ножки.

(Дети, повернувшись вокруг себя на месте, приседают.)

Таким образом, обучение детей с умственной отсталостью навыкам речевого общения в добукварный период способствует повышению уровня их общего развития. У детей расширяется пассивный и активный словарный запас, дети учатся строить фразу, отвечать на вопросы, познают окружающий мир.

Список литературы:

  1. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. / В. В. Воронкова – М.: Школа-Пресс, 1995. – 128 с.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

  3. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : Изд-во «Николаев», 2004. – 68 с.

Просмотров работы: 931