АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гасбанова Р.М. 1, Гасбанова Р.М. 1
1Ростовский Государственный Экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях перехода к рыночной экономике государство выполняет множество задач в различных областях, в частности, в области экономики. В связи с этим, возникает необходимость возникновения определенного перечня функций, помогающих устранять проблемы, возникающие перед государством.

Роль государства в условиях рыночной экономики проявляется через его функции, среди которых можно выделить: решение проблем несовершенства рынка; обеспечение справедливого распределения ресурсов в обществе через перераспределение доходов; поддержание экономической стабильности посредством проведения действенной финансовой политики; обеспечение финансовой безопасности страны; производство общественных благ; обеспечение обороноспособности и охрана правопорядка. К данному перечню функций целесообразно добавить функцию финансового контроля, так как в любом обществе, в любом государстве необходим контроль за расходованием государственных средств, своевременностью и аккуратностью пополнения государственного бюджета.

Кроме того, важно отметить, что назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики и эффективному использованию финансовых ресурсов, что является одной из актуальнейших задач на сегодняшний день.

Финансовый контроль выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности, без чего не может обойтись любое государство.

Стоит отметить, что в Лимской декларации руководящих принципов контроля утверждается, что: «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования» [5].

Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного финансового контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Государственный финансовый контроль, в свою очередь, является неотъемлемой частью системы государственного управления, который обеспечивает законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

Следует отметить, что на данный момент нет четкого определения понятия государственного финансового контроля. Данное определение не закреплено в российском законодательстве, непосредственно и в трудах отечественных ученых нет единых подходов к его определению. Объективной причиной дискуссионности теоретических положений государственного финансового контроля является сложность познания сущности экономической категории «финансы», ее распределительной и контрольной функций, а также недостаточная теоретическая проработанность проблем финансового контроля в рыночных условиях. [4.342]. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать различные точки зрения ученых-экономистов на определение сущности государственного финансового контроля, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Различные трактовки понятия «государственный финансовый контроль»

Автор

Содержание понятия

Маркина Е. В., Терехова Т. Б.

«государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства»;

Воронин Ю. М.

«государственный финансовый контроль - экономические отношения по поводу формирования и эффективного использования государственных финансовых ресурсов государственной собственности, проявляющиеся в деятельности регулируемых правовыми нормами субъектов финансовых правоотношений (органов государственной власти, местного самоуправления и созданных ими структур) по контролю за поступлением, движением и расходованием государственных (и муниципальных) финансовых средств и государственной (и муниципальной) собственности»;

Белобжецкий И. А.

«под государственным финансовым контролем следует понимать систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целью объективно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность социалистической собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета»;

Бурцев В. В.

Понимает государственный финансовый контроль как: «установленную законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по:

1) выявлению разного рода нарушений (ошибок, злоупотреблений, включая мошенничество и т. д.) в процедурах управления государственными финансовыми потоками (в том числе в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности) и в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов (инициирующей государственные финансовые потоки);

2) обеспечению их устранения (т. е. принятие корректирующих мер по результатам контроля);

3) анализу факторов их возникновения (включая определение мотивов нарушителей и т. д.) и разработки профилактических мер по их предотвращению в будущем»;

Родионова В. М.

«государственный финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации»;

Данилевский Ю. А.

государственный финансовый контроль трактуется как «одна из важнейших функций и неотъемлемая составная часть общего механизма управления экономикой, производством, охватывающая финансовые, кредитные и производственные показатели»;

Дробозина Л. А.

«государственный финансовый контроль комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующаяся на положениях основных законов государства»;

Козырина А. Н.

«финансовый контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности»;

Грачева Е. Ю.

«определяет финансовый контроль как деятельность со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан»;

Романова Т. Ф., Карепина О. И., Альбеков З. А.

«под государственным финансовым контролем следует понимать систему действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению».

Таким образом, исследуя основные подходы к сущности и содержанию государственного финансового контроля через анализ вышеперечисленных определений, можно сказать, что государственный финансовый контроль рассматривается с различных позиций, во-первых, с теоретико-правового подхода – это направление реализации государственного контроля; во-вторых, с позиций управленческого подхода – это функция государственного управления; в-третьих, с позиции финансово-правового подхода – это форма реализации контрольной функции финансов.

Организация системы государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений невозможна без теоретически обоснованного определения цели, задач и роли государственного финансового контроля.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение контроля за целевым расходованием государственных финансовых ресурсов, а также проверке эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Особое внимание следует уделить и задачам в сфере государственного финансового контроля. К основным задачам государственного финансового контроля относятся:

- проверка сохранности, эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;

- экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;

- предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;

- обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;

- проверка своевременности и полноты образования целевых фондов;

- финансовая экспертиза проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих бюджетные расходы, контроль за формированием и использованием этих средств.

Важнейшей ролью государственного финансового контроля выступает обеспечение органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных финансовых ресурсов [3.46].

Государственный финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, которые отражены в таблице 2. Наличие данных принципов, изложенных в Лимской декларации, является непременным условием эффективности осуществления государственного финансового контроля.

Таблица 2 – Принципы организации государственного финансового контроля

Принцип

Содержание принципа

Законность

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами.

Независимость

Принцип независимости органов финансового контроля предусматривает организационную, функциональную, финансовую формы и гарантируется действующим законодательством.

Объективность

Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность объекта контроля, обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.

Гласность

Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.

Ответственность

Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

Разграничение функций и полномочий (сбалансированность)

Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

Системность

Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий

Координация

Принцип координации в системе контрольных органов служит средством обеспечения связей как внутри контрольного органа, так и вне его.

В данном случае, к существующему перечню принципов, представленных в Лимской декларации, добавляется еще один – принцип координации. Данный принцип выделяют такие авторы как Романова Т. Ф., Карепина О. И., Альбеков З. А. Так, по их мнению, отсутствие данного принципа в работе контрольных органов приводит к дублированию и параллелизму, что отрицательно сказывается на деятельности всех контрольных органов [3.47].

Следовательно, можно заключить, что в современных условиях существует немало проблем в сфере государственного финансового контроля, что непосредственно связано с дискуссионностью сущности и содержания данного определения.

Государство, взяв на себя обязанность управлять финансовыми ресурсами, фактически принадлежавшими всему обществу, должно создать условия для того, чтобы эти средства использовались исключительно по назначению, а именно для выполнения функций государства, о которых упоминалось ранее. Для того, чтобы не допустить использования финансовых ресурсов в целях не связанных с исполнением государственных функций действует система государственного финансового контроля. Из чего можно сделать вывод, что государственный финансовый контроль должен обеспечить качественный контроль за целевым, эффективным и результативным использованием государственных финансовых ресурсов.

Подводя итог, следует сказать, что осуществляющийся в настоящее время переход к рыночной форме хозяйствования, сложившийся федеративный тип государственного устройства создали дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне, поэтому развитие и создание действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации должно быть одним из главных направлений, которое позволит обеспечить в полной мере интересы государства, общества и отдельного гражданина.

Список литературы

1.Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 29 (263). – c. 29-42.

2. Колесов Р.В., Юрченко А.В.Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография. – Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. – 100 с.

3. Романова Т. Ф., Карепина О. И., Альбеков З. А. Государственный финансовый контроль: проблемы и направления модернизации. Монография – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «АзовПечать», 2009. 240 с.

4. Цыренова И. Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2011. – № 2. – с. 342-344.

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в г. Лиме в 1977 г. // Правительство РФ: [сайт]. URL: [http://www.ach.gov.ru/limskay/].

Просмотров работы: 2935