Таблица 1 - Понятие запасов у разных авторов
Автор |
Понятие |
Л.Ш. Райзберг |
«Материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовойпродукции, не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складах или в других местах и предназначенные для последующего использования» |
Л.И. Лопатников |
«Материальные ресурсы, товары, хранящиеся на складах и предназначенные для использования в производстве или для продажи. Включают запасы сырья и материалов, незавершенной продукции, готовой продукции» |
А.Н. Азрилиян |
«Материалы и продукция, составная часть оборотных фондов предприятия, отражаемые в активе баланса» |
Окончание таблицы - 1
Л.П. Кураков |
«Представляют способ резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, снижения опасности возникновения простоев» |
А.Г. Грязнова |
«Материальные ценности, оборотные средства в виде предметов труда, предназначенных для переработки или использования в производстве в качестве материальной основы готовой продукции, выполнения работ либо для хозяйственных нужд» |
И.П. Фаминский |
«Материальные ресурсы, не используемые в текущей хозяйственной деятельности и хранящиеся на складах. В ряде случаев они представляют собой резервы, создаваемые на случай непредвиденных ситуаций, в других случаях - выводимые временно из торгового оборота товары для поддержания рыночной конъюнктуры» |
Н.Л. Зайцев |
«Материальные ценности, оборотные средства, достаточные для обеспечения непрерывности производственного процесса» |
Существует ряд классификаций запасов.
Таблица 2 - Классификация оборотных средств
Основание классификации |
Виды запасов |
По месту нахождения |
• производственные; • товарные. |
По видам товарно-материальных ценностей |
• сырьё и материалы, продовольствие; • производственные запасы и комплектующие; • готовая продукция; • вспомогательные материалы. |
По исполняемым функциям |
• текущие; • подготовительные; • гарантийные; • сезонные; • рекламные; • спекулятивные. |
Запасы создаются для того чтобы достичь разнообразные цели предприятия. Наиболее распространёнными целями создания запасов являются:
страхование сбоев в поставках. Запасы создаются на случай срыва сроков, изменения объёмов поставок и неудовлетворительного качества продукции;
защита от повышения закупочных цен;
экономия на оптовых скидках;
экономия на транспортировке. Если перевозить груз большими партиями, то можно снизить транспортные расходы и увеличить уровень запасов;
повышение эффективности производства.
Повышение эффективности обслуживания потребителей.
Также существуют объективные факторы повышения уровня запасов:
низкое качество закупаемых товаров – это одна из причин роста уровня запасов. Гораздо проще заказать большее количество товара, чем устанавливать причину того, почему поставляемый товар низкого качества;
ненадёжность поставок. Для того чтобы компенсировать возможные сбои в поставках, предприятие создаёт страховые запасы;
увеличение времени обработки и выполнение заказа на поставку;
неточное прогнозирование спроса. Неопределённость предполагаемого спроса требует создания повышенного уровня запаса для удовлетворения возможного потребления;
увеличение расстояний поставки.
неэффективное производство. Запасы служат для того, чтобы компенсировать возможный брак или потери на производстве;
минимальная партия поставки – ограничивающее условие, определяющее экономические взаимоотношения с поставщиком. [3]
Исходя из вышеперечисленного - существует множество причин для того чтобы создавать товарно-материальные запасы на предприятии, но обобщающим фактором является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности.
Одним из важнейших экономических факторов создания запасов является стоимость их отрицательного уровня т.е. дефицита.
При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, которые перечислены ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
издержки в связи с невыполнением заказа – дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счёт имеющихся на данный момент времени товарно-материальных запасов;
издержки в связи с потерей сбыта – в случаях, когда постоянный покупатель приобретает продукцию у другой фирмы ( такие издержки отражаются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки );
издержки в связи с потерей заказчика – когда издержки появляются не только из-за того, что сорвалась сделка, а ещё если заказчик начинает постоянно искать другую фирму для удовлетворения своих потребностей (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить если реализовать все потенциальные сделки заказчика с предприятием).
Для того чтобы непрерывно обеспечивать потребителя каким либо видом ресурса проектируется логистическая система управления запасами. Реализация этой системы достигается решением определённых задач:
учёт текущего уровня запаса на складах различных уровней;
определение размера страхового (гарантийного) запаса;
расчёт размера заказа;
определение интервала времени между заказами.
В ситуации, когда нет отклонений от запланированных показателей и запасы расходуют равномерно, в теории управления запасами существуют две основные системы управления:
система с фиксированным размером заказа;
система с фиксированным интервалом времени между заказами. [4]
Система с фиксированным размером заказа – размер заказа фиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому размер заказа рассчитывается самым первым в данной системе.
Таблица 3 – Основные параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа
Параметры системы |
Характеристика |
Гарантийный запас |
На время предполагаемой задержки поставки обеспечивает запасами. Восполнение данного запаса производится в ходе следующих поставок через использование второго расчётного параметра данной системы – порогового уровня запаса. |
Пороговый уровень запаса |
Определяет уровень запаса, при его достижении производится очередной заказ. Его величина рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. |
Максимальный желательный запас |
Определяет максимальный уровень запаса, с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат и обеспечения непрерывности процесса производства. |
Система с фиксированным интервалом времени между заказами – заказы делаются в строго определённые моменты, которые относят друг от друга на равные интервалы.
Таким образом, можно сделать вывод, что для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в запасах, что позволит минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства. Занижение величины запасов влечет за собой неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства и прибыли. В свою очередь, завышение размера запасов снижает возможности предприятия производить капитальные затраты по расширению производства. Замораживание средств (собственные и заемные) в любом виде, будь то складские запасы готовой продукции или приостановленное производство, излишние сырье и материалы, обходится предприятию очень дорого, так как свободные денежные средства можно использовать более рационально для получения дополнительного дохода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гапоненко А.В. Экономика организации. Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 080200 Менеджмент, профиль «Экономика и управление организацией» / А.В. Гапоненко. – Краснодар: Краснодарский филиал РГТЭУ; Просвещение-Юг, 2013. – 535 с.
Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. – 384 с.
Мумладзе Р. Г. Менеджмент: учебник / Р.Г. Мумладзе, Е.Г. Михалкина. – М.: Издательство «Палеотип»,2011. – 260 с.
Попович А.М. Логистика: Учебник / А.М. Попович, Г.Г. Левкин. – М.: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского,2014. – 240 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Учебное пособие. – Минск: ООО «Новое знание», 2011. – 640 с.