ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Евстропова Е.В. 1
1Шуйский Филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С.Л. Рубинштейн писал, что дошкольное детство является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, формируется характер. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре [1].

Федеральный государственные стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию основной образовательной программе (ООП ДО) реализуемой в дошкольной организации. Также в Стандарте говорится о том, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности. Согласно Стандарту для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игр [3].

Таким образом, учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение организации игровой деятельности ребенка в условиях ФГОС ДО.

Изучением игровой деятельности детей занимались С.Л. Рубинштейн, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко и др.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что однозначного взгляда на сущность, назначение и природу (биологическую или социальную) игры нет. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся в том, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.

Как же организовать игру так, чтобы она выполняла требования ФГОС ДО как вид деятельности ребенка, а также соответствовала возрастным особенностям детей?

В поисках ответа на данный вопрос мы изучили опыт организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 23» г. Шуя Ивановской области.

Проанализировав основную образовательную программу дошкольного учреждения, мы выяснили, что игровая деятельность занимает в ней одно из центральных мест. Описание игровой деятельности как особого пространства развития ребенка-дошкольника находится в содержательном разделе Программы дошкольного учреждения. В данном разделе раскрывается характеристика сюжетно-ролевой игры, ее предпосылки, принципы по которым осуществляется руководство игрой, а также содержание игровой деятельности по возрастным группам. У детей среднего дошкольного возраста воспитатель продолжает обогащать игровой опыт. Одной из главных задач, обусловленной особенностями игровой деятельности детей пяти лет, является формирование умения следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх [2].

Основная образовательная программа дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 23» г. Шуя реализуется посредством тематических недель. В детском саду разрабатывается годовое планирование тематических недель для групп. Развивающая предметно-пространственная среда группы, все виды деятельности детей организуются в соответствии с темой недели, в том числе и игра. Рассмотрим подробнее каждый аспект.

Мы побывали в помещении средней группы и увидели, что оно разделено на микропространства. Это уголки для сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, парикмахерская, кухня или столовая, автопарк и др.), дидактических игр, театрализованных игр (пальчиковые куклы, куклы на руку, костюмы), уголок для чтения и уголок для уединения, где ребенок может поиграть один. Особое внимание мы обратили на подборку дидактических игр. Это игры на печатной основе («Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мамины помощники», Лото «Домашние животные», Лото «Птицы» и др.), игры для развития мелкой моторики рук («Завяжи шнурки», «Сделай заплатку» и др.), игры с правилами и т.д.. Особый интерес вызвал уголок для игр-театрализаций. Так как тематическая неделя, на которой мы посетили образовательное учреждение, называлась «Соседи по планете. Мои четвероногие друзья. Экологический десант «Птичья столовая», то в большом количестве были представлены маски и костюмы животных и птиц, а также соответствующие куклы (пальчиковые и на руку).

Непосредственно игровая деятельность детей пятого года также организуется воспитателем с учетом темы недели. Для этого в группе создана картотека игр. Она формируется воспитателями для систематизации и оптимизации своей работы. Картотека имеет разделы, например, оздоровительные игры, игры на речевое развитие, игры по ОБЖ, пальчиковые игры, математические игры, гимнастика для глаз, театрализованные игры, игры на улице и т.д. Воспитателю лишь нужно посмотреть где находится игра (номер папки и номер игры). Картотека постоянно пополняется новыми играми, так как охватить весь их объем не возможно. Игры из данной картотеки могут проводиться как в свободное время, на прогулке, экскурсии, так и в процессе непрерывной образовательной деятельности. Также в группе в виде игровой деятельности реализуется экологический десант, т.е. дети в игровой форме знакомятся с зимующими птицами, делают для них кормушки и регулярно, находясь на прогулке, кормят их.

Хотелось бы обратить внимание на такой документ как циклограмма. Он заполняется педагогом для контроля реализации всестороннего развития ребенка. В этом документе прописываются все виды деятельности детей данной группы в течение дня. Также описываются игры, которые инициировал воспитатель, с указанием места ее нахождения в картотеке.

Таким образом, изучив опыт организации игровой деятельности в МБДОУ «Детский сад № 23» г. Шуя мы выяснили, что в данном образовательном учреждении создана система по руководству игрой, которая основывается на основной образовательной программе. Данная система соответствует требованиям ФГОС ДО к игре как основной деятельности дошкольника и учитывает его возрастные особенности.

Список литературы:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 - с.720

  2. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 23» г. Шуя

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (Дата обращения 10.12. 2015)

Просмотров работы: 1253