ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДОНЕЗИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДОНЕЗИИ

Гулиева Н.З. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В течение нескольких лет экономика Индонезии развивалась быстрыми темпами, несмотря на спады производства, инфляции и другие факторы, но в 2014 году данный спад стал заметным, и в данной статье рассматриваются некоторые причины, которые повлияли на экономическое развитие страны. Данные негативные факторы не мешают Индонезии выстраивать свое экономическое развитие опираясь на уверенность нового правительства, богатство природных ресурсов и молодую рабочую силу.

Индонезия – развивающаяся индустриально аграрная страна со смешанной экономикой. Относится к новым индустриальным странам третьей волны. Экономическая модель направлена на укрепление рыночных институтов, на стимулирование частного бизнеса, на модернизацию сельского хозяйства, на привлечение внешних займов и прямых инвестиций.

Приоритет отдается экспортоориентированной экономической модели с упором на подъем не столько сырьевых, сколько трудоемких отраслей, то есть Индонезия стремиться сделать переход от сырьевой модели экономики к трудоемкой. Данная страна является одним из крупнейших в мире экспортеров сырьевых товаров, но больше всего упор делается на использование дешевого малоквалифицированного рабочего труда в экспортных обрабатывающих отраслях промышленности с целью уменьшения уровня безработицы, а также, с целью повышения технического уровня производства и квалификации специалистов. В 2014 году позиция Индонезии в структуре экспорта ухудшилась, так как сбыт индонезийских товаров на внешних рынках ухудшился, что сказалось и на отраслях, которые имели высокую экспортную составляющую. В торговой политике Индонезии 2014 года делался акцент на стимулировании экспорта товаров более высоко уровня при поддержке национальных производителей за счет ограничения импорта.

По состоянию на 2014 год Индонезия занимает четвертое место в мире по численности населения – 252,8 миллиона человек; четырнадцатое место по площади территории среди стран мира и первое место среди стран Юго-Восточной Азии – 1 919 440 км2; является крупнейшим островным государством в мире – около 17 804 островов; 88% населения исповедуют ислам, что делает её страной с самым большим мусульманским населением в мире.1

Что касается политической ситуации в стране, то в Индонезии в 2014 году прошли парламентские и президентские выборы. В результате выборов были поставлены следующие задачи по развитию экономики страны:

  1. борьба с нищетой (за чертой бедности находятся 11 % населения);

  2. борьба с безработицей (составляет 5-6% трудоспособного населения, около 40 миллионов человек считаются частично безработными);2

  3. проведение реформ с целью упрощения законодательства и повышения его «прозрачности»;

  4. борьба с коррупцией (34 место (2014 г.) в рейтинге «Transparency international»); 3

  5. борьба с неравномерным распределением ресурсов по регионам (наблюдается сильное социально-экономическое расслоение);

  6. необходимость скорейшей инфраструктурной модернизации, низкий уровень развития которой является одним из главных препятствий для дальнейшего экономического роста, а также принятие дополнительных мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

Одной из проблем в Индонезии является проблема дефицита заемных средств, которая усиливает нестабильность в государственных финансах, так как движение капитала между странами происходит в результате покупки и продажи финансовых активов странами друг у друга, что оказывает влияние на валютный курс. Индонезийский обменный курс (Рис. 1) имеет тенденцию на ослабление (2013: 1$ = 10461,24 рупии; 2014: 1$ = 11865,21 рупии).4 Следовательно, такими темпами в стране не исключен факт наступления кризиса.

Из документа ЦБ Индонезии и по курсу национальной валюты (Рис.1) мы определили, что в Индонезии плавающий валяющий курс5.

Рисунок 1. Валютный курс: Индонезия, 2003-2014гг.

Источник: Статистический портал Всемирного банка data.worldbank.org

В финансовой системе Индонезии доминирует банковский сектор (80%), где преобладает расширение потенциала исламского банковского сектора (крупная сфера капитала, действующая по законам шариата, с активным привлечением мусульманского капитала из других стран). Основным критерием является отказ от ростовщического процента и ведение дел на основе раздела прибыли между банком и клиентом. Наряду с развитием шариатского банковского сектора в Индонезии набирает темпы рост обрабатывающей промышленности, ориентированной на производство халяльной продукции. Как отмечалось выше это позволяет малым и средним предпринимателям - мусульманам активно включаться в создающиеся структуры и формировать особый социальный слой. Исламский сектор в экономике страны становится не только важным фактором экономического роста, но и его генератором, так как исламская система ориентирована на подъем реального сектора экономики.

Малые и средние предприятия – важнейшие субъекты экономики Индонезии, которые способствуют расширению занятости населения, быстрее реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, создают спрос на товары и услуги для разных слоев населения, а также влияют на макроэкономику государства в целом. Основой формирования малых и средних предприятий является социальный капитал. Он является важнейшим элементом управления для данных типов предприятия, так как состоит из устоявшихся обычаев и традиций. В свою очередь большое число малых и средних предприятий формируют крупные финансово-промышленные группы.

Что касается ситуации внутри страны, то можно отметить, что индонезийская налоговая система является трёхуровневой: подоходный налог, местные налоги и налоги центрального правительства. Подоходный налог взимается по прогрессивной ставке от 5 до 30 %, беднейшие (доход до 24 млн рупий в год) не платят его вообще. При этом, как было сказано выше, в Индонезии идет борьба с нищетой и безработицей, там высокий уровень бедности: 30% жителей имеют уровень доходов менее 60$ в месяц, 12,5% - находятся за чертой бедности.6

Рисунок 2. Счет текущих операций: Индонезия, 2005-2012гг.

Источник: Информационно-аналитический портал www.ved.gov.ru

По счету текущих операций (Рис.2) мы видим, что до 2011 года экспорт превышал импорт, то есть чистый экспорт был положительным, но имел тенденцию к понижению и в 2012 году перешел в минус, но это не мешает Индонезии получать большой приток капитала. Это обусловлено тем, что по темпам экономического роста Индонезия относится к наиболее динамическим странам (член G-20 крупнейших экономик); также агентствами Fitch и Moody’s рейтинг Индонезии был поднят до первого инвестиционного уровня, причиной этому является – растущий уровень внутреннего спроса, увеличение иностранных инвестиций, бум в горнодобывающей промышленности.

Спрос на ценные бумаги определяется их доходностью, т.е. ставкой процента. Чем выше ставка процента (т.е. чем выше процентный доход по ценным бумагам) в стране, тем более привлекательными для инвесторов становятся ее финансовые активы. Основным фактором, определяющим спрос на финансовые активы, является разница в уровнях доходности ценных бумаг в данной стране и в других странах, т.е. разность между величиной ставки процента в данной стране и величиной ставки процента за рубежом, которая называется дифференциалом процентных ставок.

Рисунок 3. Сравнение национальной и мировой процентной ставки: Индонезия, 2005-2012 гг.

Источник: Статистический портал Всемирного банка data.worldbank.org

На рисунке 3 мы видим разницу между национальной и мировой процентной ставкой (разница составляет около 8-13%), что обуславливает большой приток капитала, но в 2014 году экономическая ситуация Индонезии ухудшилась, что сказалось и на инвестиционных процессах страны: наблюдалось снижение инвестиционной активности.

Приток прямых иностранных инвестиций в Индонезию превышает отток, это значит, что иностранные инвесторы вкладывают в Индонезию больше средств, чем она сама вкладывает в другие страны. Такой избыток капитала состоит в основном из инвестиционных субсидий, например, для строительства жилья, мостов, дорог, школ.

Также Индонезия получила ряд кредитов от других стран и Всемирного банка в основном для развития транспортной инфраструктуры сельской местности, развития человеческого фактора, развития медицинских учреждениях, строительство крупной плотины, улучшения ирригационной системы.

Рассмотрим какие преимущества имеются в Индонезии, что обуславливает приток капитала в страну. В Индонезии существуют разнообразные налоги, взимаемые на различных уровнях. Единая ставка корпоративного налога на прибыль варьируется от 10% на сумму чистой прибыли до 5 тыс. долл. США до 30% на прибыль свыше 10 тыс. долл. США. Все операции по торговле ценными бумагами холдинговых компаний подлежат налогообложению в размере 0,1% от объёма продаж. Налог на добавленную стоимость составляет в среднем 10%. Дивиденды, проценты и роялти, выплачиваемые иностранным участникам, подлежат налогообложению по единой 20%-ой ставке.7

На сегодняшний момент Индонезия имеет соглашения об отмене двойного налогообложения со следующими странами: Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Индия, Иордания, Италия, Канада, Кувейт, Люксембург, Маврикий, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Россия, Сейшельские острова, Сингапур, Сирия, США, Таиланд, Тайвань, Тунис, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Южная Африка, Южная Корея, Япония.

Одним из наиболее ощутимых сдерживающих процессов увеличения иностранных капиталовложений была противоречивость инвестиционной политики Индонезии. В результате критики со стороны иностранных фирм и ряда крупных индонезийских компаний, ориентированных на сотрудничество с зарубежными партнерами, индонезийскому правительству пришлось пойти на отмену пункта о запрещении иностранцам вкладывать средства в развитие индонезийского электронного бизнеса, включая сферу Интернет.

Индонезия смягчила ограничения на иностранную собственность в некоторых секторах. Данные изменения в законодательства позволяют привлечь иностранные инвестиции, снизить дефицит текущего счета и ограничить отток капитала.

Следовательно, можно сделать вывод, что в стране высокая мобильность капитала, которая сочетается с высокими девальвационными ожиданиями (Рис.4).

Рисунок 4. Обесценение валют развивающихся рынков по отношению к доллару США за январь-ноябрь 2013 года

Источник: Информационно-аналитический портал ru.tradingeconomics.com

Таким образом, если учесть новые подходы в экономической политике нового правительства Индонезии, которые сочетают в себе твердую направленность на национальное производство и оптимизацию использования ресурсного потенциала с курсом на модернизацию и инновации, то экономическое состояние Индонезии в 2015 году начнет улучшаться.

Список использованных источников:

  1. Росьяди Хоирул. Социальный капитал как фактор управления малыми и средними предприятиями в Индонезии. // Москва, 2012. – 27 с.

  2. Г.Н.Вачнадзе. Деловая Индонезия. Т. 8. // Москва, 2009. – 125 с.

  3. М.Н.Гусев. Меры Индонезии по повышению своей роли в мировой исламской экономике. // Российский внешнеэкономический вестник, №11, 2007. – с.55-56.

  4. Л.Ф.Пахомова. Индонезия: Выбор модели социально-экономического развития. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Т.14, 2010. – 23 с.

  5. Л.Шкваря. Экономика Индонезии: современные тенденции. // Мировая экономика и международные отношения, №11, 2013. - С. 62-69

  6. Данные информационно-аналитического портала // Электронный ресурс. Режим доступа: ru.tradingeconomics.com

  7. Данные информационно-аналитического портала // Электронный ресурс. Режим доступа: www.ved.gov.ru

  8. Данные многофункционального статистического портала // Электронный ресурс. Режим доступа: www.cia.gov

  9. Данные статистического портала Всемирного банка// Электронный ресурс. Режим доступа: data.worldbank.org

  10. Данные центра Антикоррупционных исследований и инициатив // Электронный ресурс. Режим доступа: www.transparency.org.ru

1 Данные многофункционального статистического портала // Электронный ресурс. Режим доступа: www.cia.gov

2 Данные информационно-аналитического портала // Электронный ресурс. Режим доступа: www.ved.gov.ru

3 Данные центра Антикоррупционных исследований и инициатив // Электронный ресурс. Режим доступа: www.transparency.org.ru

4 Данные статистического портала Всемирного банка// Электронный ресурс. Режим доступа: data.worldbank.org

5 Рабочий документ WP / 25/2008: Ким Эдвардс, Сахминан Сахминан // Валютный курс в Индонезии:Определяющие факторы, эффекты и политические вызовы. – Резервный банк Австралии, Банк Индонезии, 2008. – 32 с. Электронный ресурс: http://www.bi.go.id/en/publikasi/artikel-kertas-kerja/kertas-kerja/Documents/30da02155f76482f94b9edbfa264b50d2008_WP25_ExchangeratemovementsinIndonesia.pdf

6 Л.Шкваря. Экономика Индонезии: современные тенденции. // Мировая экономика и международные отношения, №11, 2013. - С. 62-69

7 Данные информационно-аналитического портала // Электронный ресурс. Режим доступа: www.ved.gov.ru

Просмотров работы: 2198