ТУРИЗМ РОССИЯН: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ (НАПРАВЛЕНИЯ: СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК И ЗАПАД) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТУРИЗМ РОССИЯН: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ (НАПРАВЛЕНИЯ: СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК И ЗАПАД)

Коннов Д.О. 1, Чернобровкин В.А. 2
1ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет" филиал г. Магнитогорска
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кафедра всеобщей истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность содержания данной статьи связана с необходимостью прогнозирования наиболее вероятных направлений движения туристического потока в современных условиях. Это поможет сделать предварительные выводы о том, как построить эффективную программу туризма для граждан Российской Федерации и выявить неблагоприятные или даже опасные факторы, которые могут возникнуть в процессе туристической деятельности человека. В статье изложены оценки экспертов и научные наблюдения наиболее вероятных сценариев развития туристической индустрии для граждан Российской Федерации. Нас интересует то, как будут развиваться события, происходящие в мире. Все это обусловило постановку основной цели настоящего исследования, заключающейся в оценки разных вероятных направлений хода развития этих событий. Объектом исследования выступает сфера обслуживания в индустрии туризма. Предмет исследования - туризм россиян и основные направления движения туристического потока в текущей, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Для рассмотрения данной темы был использован обширный спектр информационных ресурсов, включая: ресурсы законов и гостов, учебных и образовательных пособий, интернет ресурсы и статистические сведения. В методологическом отношении использовались интуитивные методы прогнозирования, а так же формализованные методы исследования. В заключении проведенного исследования, материал статьи обрел вид кратко изложенной, доходчивой и информативной основы, которую можно применять также в образовательных целях.

Общеизвестно, что Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. Ее территорию населяют представители 193 национальностей. Большинство народов на протяжении многих веков проживают на территории современного Российского государства. Это характеризует в первую очередь культурное развитие российской государственности. Российское государство стремится сохранить язык, историко-культурное наследия всех народов России, формируя тем самым единый общекультурный код. Особым стремлением к правде и справедливости характеризуется идея Русского народа, она включает в себя уважение самобытных традиций населяющих Россию народов и способность интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру. Интеграция культуры и образовательного опыта происходит не только через носителей информации (учебники, статьи и др.), но и в процессе перемещения народов. Это формирует, главным образом, этап развития, как социально-политической системы общества, так и экономики страны в целом [3, с. 6].

На определенном этапе развития экономики страны, когда потребность в путешествиях граждан страны резко возрастает, появляются производители услуг сферы обслуживания и туризма, которые формируют туристические направления, исходя из интересов потребителей. Период развития общества, также характеризует потребность человека в получении информации о новых местах. Путешествие, как средство получения этой информации, явилось объективным законом развития человеческого общества. Вследствие этого произошло формирование товара особого типа – туризма, который можно отнести к потребительскому рынку, и который стал создаваться в современных рыночных и международных отношениях.

Следует отметить, что туризм – это особая совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране (районе) лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому. Он может быть спортивным и экскурсионным, внутренним и международным [2, с. 75].

С каждым годом мировой рынок туризма увеличивает количество потенциальных клиентов, т.к. путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

Современные классификации туризма имеют общие два направления:

- рекреационный туризм — с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма;

- деловой (служебный) туризм — путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам [2, с. 76].

Однако, несмотря на динамичное развитие рекреационно-туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности, вклад сферы туризма в ВВП России составляет 4%, что в несколько раз ниже, чем в странах Западной Европы [3, с.6]. В России, также, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности, в сравнении со многими другими странами, еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2 % мирового туристского потока [5, с.4-6]. Следует заметить, что сегодня численность приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет около 8 млн. человек, что далеко не соответствует ее туристическому потенциалу. Конечно, на первый взгляд может показаться, что российский туризм и государственная национальная политика не связаны между собой или эти связи опосредованы. Но это далеко не так. Государство формирует национальную политику, исходя из многих факторов. К примеру, благотворность развития внутреннего туризма позволяет увеличивать не только бюджет, но и повышает инвестиционный климат, который направлен на поддержание и развитие регионов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в мире в постоянном движение находится около 1 млрд. человек в год [3, с. 71]; из этого можно себе представить совокупный денежный объем туристической сферы и, в частности, выездной туризм [4, с. 11].

Далее, необходимо обозначить основное направление движения выезжающих россиян в другие страны. Мы будем брать наиболее популярные направления туристического потока, т.к. это позволит нам объективно оценить ситуацию на рынке и выявить основной показатель тренда. Наши основные направления: север, юг, восток и запад. Для этого мы будем использовать данные наиболее компетентного органа Федеральной службы - государственной статистики, а также Федерального агентства по туризму [6]. Данные приведены в таблице 1.

Туристический поток выезжающих россиян за 1 полугодие 2015 года.

Таблица 1

Страны

Цели поездки

1 пол.2014 г.

1 пол.2015 г.

Изменение численности российских граждан, выехавших за рубеж за I пол.2015 г. По сравнению с аналогичным показателем 2014 г. (+- %)

Великобритания

Всего

170 497

135 581

-20,5

Туризм

91 904

60 158

-34,5

Служебная

9 935

10 416

4,8

Германия

Всего

737 391

577 696

-21,7

Туризм

403 973

284 209

-29,6

Служебная

46 737

42 500

-9,1

Греция

Всего

456 921

224 043

-51,0

Туризм

380 148

176 807

-53,5

Служебная

1 714

1 438

-16,1

Египет

Всего

1 400 493

1 318 958

-5,8

Туризм

1 217 962

1 054 569

-13,4

Служебная

1 549

2 117

36,7

Израиль

Всего

216 262

168 180

-22,2

Туризм

128 989

91 539

-29,0

Служебная

4 585

4 017

-12,4

Индия

Всего

134 477

65 527

-51,3

Туризм

108 787

47 799

-56,1

Служебная

936

1 381

47,5

Испания

Всего

505 735

298 824

-40,9

Туризм

410 348

233 567

-43,1

Служебная

4 377

4 097

-6,4

Италия

Всего

512 875

342 927

-33,1

Туризм

358 640

233 951

-34,8

Служебная

8 255

7 886

-4,5

Кипр

Всего

279 577

223 887

-19,9

Туризм

216 954

150 018

-30,9

Служебная

1 100

1 358

23,5

Китай

Всего

896 791

584 350

-34,8

Туризм

360 435

156 430

-56,6

Служебная

105 478

66 925

-36,6

Мальдивы

Всего

26 452

12 679

-52,1

Туризм

15 982

7 541

-52,8

Служебная

162

96

-40,7

ОАЭ

Всего

432 331

249 799

-42,2

Туризм

345 020

185 355

-46,3

Служебная

7 232

10 970

51,7

Польша

Всего

813 677

671 410

-17,5

Туризм

20 532

15 262

-25,7

Служебная

2 595

3 038

17,1

США

Всего

176 659

132 983

-24,7

Туризм

81 304

53 504

-34,2

Служебная

7 019

5 384

-23,3

Таиланд

Всего

776 682

374 840

-51,7

Туризм

545 472

255 862

-53,1

Служебная

13 220

4 601

-65,2

Турция

Всего

1 863 054

1 424 645

-23,5

Туризм

1 387 763

1 031 525

-25,7

Служебная

10 497

14 415

37,3

Франция

Всего

285 461

211 201

-26,0

Туризм

185 409

129 176

-30,3

Служебная

13 827

10 907

-21,1

Швейцария

Всего

152 653

124 958

-18,1

Туризм

108 540

78 370

-27,8

Служебная

9 485

9 930

4,7

Япония

Всего

42 186

33 543

-20,5

Туризм

17 195

12 223

-28,9

Служебная

3 881

3 566

-8,1

Здесь нужно отметить, что по итогам статистических данных из указанных и остальных стран, которые в сумме составляют 43 страны, получены следующие сведения:

 

Всего

15 437 118

11 259 906

-27,1

Итого

Туризм

7 733 555

5 114 440

-33,9

 

Служебная

433 435

345 381

-20,3

Всего по всем странам

Всего

21 614 514

16 435 078

-24,0

 

Туризм

8 293 036

5 489 293

-33,8

 

Служебная

452 284

387 035

-14,4

Обратим внимание на цифры, которые указаны в %. Мы можем наблюдать, негативный тренд. За 1 год, начиная с 1 полугодия 2014, наблюдается падения показателей спроса на традиционные направления туристического потока. Это касается многих стран, которые входят в основной оборот туристических фирм. Теперь, в частности, особое внимание вызывают популярные направления, такие как Турция и Египет. На текущий момент перед российской туристической индустрией встал острый вопрос, связанный, прежде всего, с участившийся негативными факторами и опасностью для клиентов. Мы знаем о событиях, связанные с увеличением террористической угрозы, о приостановке полетов в Египет, а также в Турцию, из-за осложнения политической ситуации с этой страной. Согласно данным всероссийского центра изучения общественного мнения, три четверти россиян (76%) поддерживают временную инициативу Министерства транспорта Российской Федерации, о прекращение авиаперелетов туристического характера в Египет. Связано это катастрофой российского самолета над Синаем 31 октября 2015 года. Экспертный совет Российской Федерации выявил причастность террористов запрещенного «Исламского государства» в данной катастрофе.

Турция 24.11.2015 во время проведения операции Российских ВКС в Сирии, сбила самолет Су-24. Это привело к тому, что правительство Российской Федерации закрыла также авиаперелеты в Турцию. Закрытие таких направлений, как Египет и Турция, вызвало рост самостоятельного туризма. Как сообщает сайт Ассоциации туроператоров России, об этом заявили представители компаний «ВИП сервис» и Biletix. По словам экспертов, если Египет и Турция не «откроются» в ближайшее время, то рынок выездного организованного туризма по итогам 2016 года сократится еще на 30% по сравнению с 2015 годом. Гендиректор компании «ВИП сервис» Дмитрий Горин назвал основными событиями 2015 года - остановку экономического роста, планы по отмене агентских комиссий со стороны крупнейших российских авиакомпаний, банкротство «Трансаэро», закрытие ключевых туристических направлений – Египта и Турции, волатильность валютных курсов и сохранение экономических санкций. Как отметил Горин, в таких условиях внутренний туризм продолжит рост и составит 20% в 2016 году, тогда как объем выездного туризма или продолжит сокращение еще на 30% (в случае сохранения запрета на продажу туров в Турцию и Египет), или продемонстрирует показатели уходящего года (в случае открытия указанных направлений) [7].

Следует заметить, что европейское направление также теряет динамику туристического потока. События, произошедшие в Париже 13 ноября 2015 года, показали, что европейское направление для россиян стало под угрозой. Также нельзя забывать о нарастающем количестве мигрантов, которые двигаются из ближнего востока в сторону Европейских стран. Многие другие направления, в частности, тропические и дальние страны традиционно считаются дорогими для большинства населения Российской Федерации, что не позволяет туроператорам компенсировать потери от популярных направлений.

В итоге следует заметить, что переориентация туристического взгляда граждан с внешнего, на внутренний российский рынок является прямым следствием этих событий, а также ростом интереса государства к поддержанию внутреннего туризма (в соответствие с национальной политикой РФ). Нужно отметить, что в 2013 г. внутренним туризмом было охвачено 34 млн. россиян [3, c. 77], а в 2015 году эти показатели увеличились в 1 - 2 раза. Также россияне не готовы полностью отказываться от поездок за рубеж, поэтому государству приходится особенно внимательно наблюдать за процессом выполнения нормы описание в ГОСТ Р 50644-2009 «Требования по обеспечению безопасности туристов» [1].

Далее отметим, что клиенты все более часто предпочитают внутренние направления. Доля продаж билетов в Biletix на внутренние рейсы достигла рекордного 71% (+9 пунктов по сравнению с показателем прошлого года). Произошел рост концентрации продаж авиабилетов в Москве (с 61% до 66%), а самыми популярными направлениями этого года названы Симферополь, Сочи, Тель-Авив, Кишинев, Минеральные Воды, Краснодар, Рим, Калининград, Барселона и Стамбул. Если говорить о предстоящих новогодних праздниках, то максимальное количество билетов продано в Сочи, Минеральные Воды, Милан, Рим и Мюнхен [7]. Увеличился рост продаж билетов в Крым, Кавказ и дальний восток. Таким образом, Российская Федерация активно развивает эти направления, формируя курортно-оздоровительные центр, для поддержания потока граждан. Также намечается рост туристического направления в сторону Дальнего востока, связано это с созданием статуса территории опережающего развития, согласно Федеральному закону от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

Данная туристическая база формируется поэтапно, поэтому подъем внутреннего туризма ожидается только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основным препятствием является кризис, сокращение ВВП и рост инфляции в 2015 году, это не позволяет решать быстро вопросы в данном направлении.

В 2 декабря 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил очередные данные опроса о том, какую политику в отношении туристической отрасли россияне считают наиболее целесообразной. Согласно данным опроса, две трети россиян (67%) считают необходимым сосредоточить усилия российских властей на развитии внутреннего туризма, а не на безопасности заграничных поездок (73% среди опрошенных с доходом ниже среднего, 74% среди респондентов старше 60 лет, 76% среди электората КПРФ). Иной позиции придерживаются 24% наших сограждан – они полагают, что следует скорее активизировать работу по обеспечению безопасности пребывания российских граждан за рубежом. Чаще других об этом говорят жители крупных городов (39%), молодые люди (36% 18-24-летних), сторонники непарламентских партий (34%) [8].

По данным одного из предыдущих опросов, этим летом находились в отпусках 59% россиян, однако, за пределами России отдыхали только 8% из них. На курортах Краснодарского края – 14%, в Крыму – 6%, в другом городе или селе России – 14% [8].

В заключении необходимо подвести итоги.

Наш прогноз:

По системе интуитивных методов прогнозирования (т.е. суждения и оценки экспертов.), представляем следующие тезисы:

1. В связи с переориентацией взглядов, в будущем будет наблюдаться увеличение внутреннего туризма и уменьшение внешнего у граждан Российской Федерации.

2. Развитие стабильности и благотворного инвестиционного климата увеличит туризм со стороны иностранных граждан.

3. Произойдет сокращение туристических фирм и увеличение индивидуального, самостоятельного туризма. Согласно мнению сотрудника компании Ahipara luxury travel Жана-Мишель Джефферсона: «Со снижением значимости физического расположения туристических компаний, ценность предоставляемых услуг будет становиться все более важной в сравнении с путями их распределения. Компании с большими именами продолжат терять бизнес, так как со временем путешествия будут становиться все более индивидуальными. Звеньев в потребительской цепочке между путешественником и такими туристическими компаниями, как наша, станет все меньше и меньше. Пустые обещания будут разоблачены» [9].

4. По мнению директора агентства AVT в Казани Азамата Сабирова, после закрытия Турции и Египта "пакетный туризм, практически, умер", если страну и ждет "передел" рынка, то произойдет он в направлении туристических продуктов – появятся, так называемые, комбинированные туры, когда авиабилеты потребитель покупает отдельно, отель оплачивает отдельно. При этом такое предложение отразится и на конечной для населения стоимости туров, которая может увеличиться [10].

5. "Дешевые туры закончились". Цены на международные авиа перелеты увеличатся, однако, по сравнению с ними, внутренние рейсы будут относительно дешевыми [10].

6. Нормализация сферы туристических услуг ожидается в среднесрочной перспективе до 3 - 5 лет, по истечению циклического кризиса.

7. В течение 2016 года ожидается дальнейшее сокращение ВВП и увеличение инфляции, что негативно может отразиться на туристической индустрии.

По системе формализованных методов прогнозирования (математическая и статистическая модель), представляем следующие тезисы:

1. В Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет был замечен рост туристической активности граждан, это является следствием улучшение социальной активности граждан и их возможностей к путешествию. Однако последние события привели к временной задержки развития туристической индустрии.

2. Согласно классической экономической модели циклов прогнозирование будет связано с фазами развитие экономики Российской Федерации, а с ней и туристического бизнеса, как продукта рыночных отношений. На 2015 год мы располагаемся в конце первой фазы (кризис). В ней происходит падение (сокращение) производства до определенного наименьшего уровня. Точка А – точка первого (предкризисного) максимального подъема производства. В следующее 2-3 года по теории экономики, нас ждет вторая фаза (депрессия), это точка В1 – В2. Затем по истечению этого срока в третьей фазе (оживление) 2018 год (В2 – А1), затем в четвертой фазе (подъем) к 2020 году (А1 – А2). Показано на рисунке 1.

Рисунок 1. график классической экономической модели циклов

3. На основании инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ проведённого 14-15 ноября 2015 года. Необходимо выявить тренд на внутреннее или внешнее туристическое направление.

В данном опросе участвовало 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5% [8]. Данный опрос показал, что общественное мнение склоняется к внутреннему туризму значительно больше, нежили к безопасному заграничному отдыху. Рассмотрено и занесено в таблицу 2.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 2015 года. Таблица 2

По Вашему мнению, Правительству России сейчас следует сосредоточиться на усилении безопасности заграничного отдыха россиян или на развитии внутреннего туризма в России? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

На развитии внутреннего туризма в России

67

54

61

66

71

74

На усилении безопасности заграничного отдыха россиян

24

36

32

28

18

14

Затрудняюсь ответить

9

11

7

6

11

12

По Вашему мнению, Правительству России сейчас следует сосредоточиться на усилении безопасности заграничного отдыха россиян или на развитии внутреннего туризма в России? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

Низкий доход

Доход ниже среднего

Средний доход

Доход выше среднего

Высокий доход

На развитии внутреннего туризма в России

67

71

73

67

69

61

На усилении безопасности заграничного отдыха россиян

24

19

20

22

23

27

Затрудняюсь ответить

9

10

7

10

8

12

Литература:

1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов (ГОСТ Р 50644-2009)

2. Коннов, Д.О. Работа по обеспечению безопасности клиентов туристического отдыха за рубежом: сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы»/ под ред. И.А. Кувшиновой, В.А. Чернобровкина, Е.Б. Плотниковой. — Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. Ун-т им. Г.И. Носова, 2015— 166с.

3. Трофимов, Е.Н. Особенности многонациональной России и туризм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Курс лекций/ Трофимов Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2014.— 220 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30152.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс]: Воскресенский В.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 462 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8096.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Буйленко, В. Ф. Туризм: учебник [Электронный ресурс]: Буйленко В. Ф. — Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.— 416 c.— Режим доступа: http://fb2.booksgid.com/content/77/viktor-buylenko-turizm-uchebnik/1.html.— электронная библиотека fb2.booksgid.com

6. Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]: Количество граждан Российской Федерации, выехавших за рубеж, Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-vyekhavshikh-za-rubezh/

7. Информационный портал Газета.Ру [Электронный ресурс]: Эксперты: закрытие Египта и Турции вызвало рост самостоятельного туризма, Режим доступа: http://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2015/12/11/n_7998581.shtml

8. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]: Пресс-выпуск №2989, Туризм в России: курс на развитие, Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115492

9. Компания Ahipara luxury travel [Электронный ресурс]: Будущее туризма или куда мы все движемся? Режим доступа: http://www.ahipara.com/ru/newsrus/thefutureof-travelrus/

10. Деловой центр TatCenter.ru [Электронный ресурс]: Будущее туризма: "Люди боятся путешествовать", Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/article/153662/

11. Чернобровкин, В.А., Нижегородцев, П.О. Принципы организации и методы стимулирования спроса в сфере гостеприимства и туризма // Международный журнал экспериментального образования /под ред. М.Ю. Ледванова, №6, Москва: РАЕ, 2014. - С.82-84.

Просмотров работы: 2427