ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зырянова С.М. 1, Казай К.Е. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений природы является проектная деятельность, которая учит детей нестандартно мыслить, развивая упорство и сообразительность.

Проблему развития познавательного интереса к природе в разное время изучали Н.Ф. Виноградова, А.Л. Дусвицкий, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Однако актуальным остается вопрос о том, каковы условия и способы формирования познавательного интереса к природе родного края посредством проектной деятельности.

По нашему мнению, одной из целей проектного метода в дошкольной образовательной организации является формирование у ребенка познавательного интереса к природе родного края. Следует помнить, что продукты проектной деятельности следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность, способствующие нравственному воспитанию. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Выделяют три основных этапа проектной деятельности: подготовительный, технологический, заключительный. На 1 этапе перед дошкольниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе дошкольники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. Дети осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций. Средствами деятельности выступает личный опыт детей, опыт педагога, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности детей является приобретение новых знаний, умений.

На 2 технологическом этапе дети выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность. Цель - качественное и правильное выполнение работы в рамках проекта. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает ребенок. Результат - приобретение знаний, умений и навыков.

На 3 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

Для того, чтобы определить степень эффективности проектной деятельности в плане формирования познавательного интереса детей к природе, был проведен педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) на базе МБОУ НШ «Прогимназия», (дошкольное отделение) города Сургута. Исследованием было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста, 10 педагогов, 20 родителей. Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности познавательного интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. Проведя диагностические задания и соотнеся результаты с уровнями сформированности познавательного интереса к природе, мы определили, что в исследуемой группе детей когнитивный компонент на высоком уровне у 40% детей, на среднем у 35% и на низком у 25% детей. Эмоционально-чувственный на высоком уровне у 45% детей, на среднем у 35% и на низком у 20% детей. Высокий уровень развития мотивационного компонента показали 50% детей, средний – 35% и низкий – 15% детей.

Оказалось, что среди множества растений и животных в большей степени проявляется интерес к знакомым животным, а к растениям интерес явно снижен. Причина в том, что живые объекты предпочтительнее для дошкольников: с ними можно играть, общаться, нежели растения, которые многих детей привлекали лишь внешним видом. Многие дети не могли рассказать об объектах природы, кроме того, что знали из занятий в детском саду. Большинство детей не знают, каким образом получить информацию и не пытаются ее получить, не обращаются с вопросами, ограничиваются наблюдениями за объектами, не проявляют должной активности в общении с объектами природы. Поэтому можно считать, что в целом познавательный интерес к природе сформирован недостаточно.

На формирующем этапе был разработан проект по формированию познавательного интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста (тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный. Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента, что позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Рассмотрим основные методы, которые были использованы в ходе его реализации.

1.Словесные методы:

  • Беседы, легенды (в гости к детям приходил персонаж Сибирячок, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о родном крае).

  • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

  • Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Обь в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).

  • Загадки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).

  • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний

2.Методы экспериментирования и моделирования.

  • Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок.

  • Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты ХМАО-Югры, составление маршрута для путешествия по лесам).

  • Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

  • Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

  • Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Наш край грустный, грозный, приветливый и др.

3.Практические методы.

  • Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

  • Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний .

  • Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Сибири», «Цветы и травы Сибири».

  • Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

  • Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

4.Наглядные методы.

  • Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края .

  • Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика,

«Жемчужина Сибири», закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Сибирь – матушка.

5.Создание зон экологической среды.

  • Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячек», легенды, сказки, карта ХМАО-Югры).

  • Мини – музей (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).

Таким образом, наше исследование показало, что формирование познавательного интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет проходить успешно, если: учитываются основные структурные элементы и этапы проектной деятельности;создаются ситуации для привлечения внимания детей к природным объектам, возникновения эмоционально-положительного отношения к ним через организацию различных видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская и т.д.;используются разнообразные способы формирования познавательного интереса к природе родного края: наблюдение, познавательные беседы, экспериментирование, чтение природоведческой литературы.

Список литературы

  1. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников /Н.А. Короткова //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. – с.4

  2. Локтионова, З.А., Варыгина, В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] /З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.

  3. Медведева, Т. Познавательная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - с.22-26.

Просмотров работы: 2581