ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Куркина Г.Г. 1, Жарикова Л.И. 1
1Алтайский государственный педагогический университет Барнаул, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование толерантности у младших школьников на сегодняшний день становится важной задачей не только на индивидуальном и региональном уровне, но и в государственном и межгосударственном масштабе.

Толерантность стала одной из значимых черт личности, так как она необходима в учебе, в труде, в общении. Без толерантности становится проблематичным бесконфликтное взаимодействие людей, социальных групп, целых государств, усиливается угроза военных способов разрешения конфликтов, ухудшаются условия жизни людей.

Существует множество определений толерантности. С точки зрения Н.А. Веровой, в социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков. В психологическом аспекте толерантность иногда понимают как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления [3].

Чаще всего понятие «толерантность» используется в психологии развития и психологии личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (A.M. Байбаков, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя:

адекватную самооценку,

знание себя,

признание других,

ответственность за свои поступки,

чувство юмора,

расположенность к другим,

самообладание,

терпение,

способность к рефлексии,

отсутствие тревожности,

высокий уровень общительности,

умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества,

отсутствие стереотипов, предрассудков [3].

Очевидно, что в силу особенностей психического развития, младшие школьники в большинстве своем такими личностными образованиями не отличаются. Однако, формирование толерантности у младших школьников является непременным условием развития их воли и характера. В формировании толерантности, толерантного отношения важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили в жизни и деятельности терпеливое отношение друг к другу. По мнению психологов, особенностью младшего школьного возраста является то, что дети зачастую не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей [1]. С другой стороны, формирование толерантности у младших школьников влияет не только на развитие их воли и характера, но и способствует развитию мышления, интеллекта, критического осмысления и выработки суждений, основанных на духовно-нравственных ценностях.

Перед учителем начальных классов стоит важная задача – подготовить ребенка к толерантному взаимодействию, сформировать у него потребность в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. Такая работа должна совершаться не только учителем, но и родителями ребенка. Изначально дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в начальных классах должна осуществляться целенаправленная учебно-воспитательная деятельность по формированию толерантности.

Деятельность учителя будет включать следующие этапы:

  1. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  2. Определение исходного уровня сформированности личностной, социальной и этнической толерантности младших школьников по параметрам: понимание своей личности как части общества, уважение к сверстникам, старшим, терпимость к людям другой национальности.

  3. Создание вместе с родителями педагогических условий формирования толерантности младших школьников и реализация их на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

4. Определение динамики сформированности личностной, социальной и этнической толерантности младших школьников по заявленным параметрам.

Современные социальные условия постоянно сталкивают человека со странными, непонятными, другими явлениями жизни и людьми. Младшему школьнику необходимо быть готовым к подобным вызовам времени, чтобы реализовать свой личностный потенциал, найти свое место в жизни.

Список литературы

1.Бобинова, С. В. Приемы воспитания толерантности [Электронный ресурс] / С. В. Бобинова. – Москва, 2004. – Режим доступа : www.ulmic.ru.

2. Верова, Н. А. Век толерантности [Электронный ресурс] / Н. А. Верова // Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2005. – Режим доступа : http://www.tolerance.ru/ .

3. Жарикова, Л. И., Омарова, Е. В. Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе [Текст] / Л. И. Жарикова, Е. В. Омарова // Человек, культура и образование : сборник статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 181-187.

Просмотров работы: 1336