УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПОДРЯДНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПОДРЯДНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Алешин А.А. 1, Алешин А.А. 1, Олатало О.А. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По результатам исследования Political Risk Atlas, проведенного фирмой Maplecroft [5], Россия уже который год по уровню рискованности бизнес среды находится в одном ряду с развивающимися странами Ближнего Востока, Азии и Африки. Причинами тому являются недоста­точная развитость инфраструктуры, низкий уровень профессиональной квалифи­кации, политические конфликты, терроризм, а также повышенная криминогенная обстановка. Особенно выделяют сложность российской структуры государствен­ного управления и администрирования, характеризующиеся принятием противо­речивых решений и требований на разных уровнях власти, а также высокий уровень коррупции, что не прибавляет популярности россий­скому рынку у инвесторов.

Строительство занимает особое место в системе национальной экономики, которое определяется его ролью «преобразователя» инвестиционных ресурсов в форме капитальных вложений, обеспечивающего необходимые условия для экономического развития.

В современных хозяйственных условиях строительную деятельность, осуществляемую на микро- и мезоуровне, можно идентифицировать как предпринимательскую.

Строительство включает деятельность следующих субъектов:

- инвестор — лицо, вкладывающее собственные, привлеченные или заём­ные средства в создание и воспроизводство основных фондов. Лица, специализи­рующиеся на капитальных вложениях в строительство с целью последующего из­влечения прибыли, называются девелоперами.

- застройщик - лицо, обеспечивающее строительство на принадлежащем ему земельном участке;

- заказчики - уполномоченные инвесторами лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть сами инвесторы. По российским законам заказчик, не являющийся инвестором, наделяется права­ми владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или);

- подрядчики - лица, которые выполняют работы по договору подряда (не­посредственные исполнители), либо посредники. Генподрядные общестроитель­ные организации отвечает за выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ по объекту, субподрядные организации выполняют один или несколько однотипных видов работ. Генподрядчик привлекает на договорной ос­нове к выполнению работ необходимое количество субподрядных организаций и координирует их деятельность;

- саморегулируемые организации (СРО) изыскателей, проектировщиков и строителей;

- профессиональные научные и творческие организации (например, Союз архитекторов России), международные организации (ФИДИК).

- государство в лице органов государственной власти и местного само­управления является специфическим субъектом строительной деятельности. Оно определяет градостроительную и жилищную политику, осуществляет правовое (в том числе техническое) регулирование, а также государственный строительный надзор.

В простых случаях (например, индивидуальное жилищное строительство) инвестор, застройщик, заказчик и подрядчик могут совпадать в одном лице, а СРО и иные некоммерческие организации - не участвовать в таких отношениях.

В современных условиях строительные организации на рынке реализации своей продукции (работ, услуг) могут вступать в два типа отношений:

- продавец – покупатель – при сооружении квартир, офисов и других объектов для свободной реализации (на продажу);

- подрядчик – заказчик – при строительстве объектов по заказу на основе договора (одна из организационно–экономических особенностей отрасли).

Большинство строительных организаций чаще всего вступают на подрядном рынке во второй тип отношений, когда строительные организации выступают участниками инвестиционной деятельности, то есть они реализуют прямые инвестиции – в строительство новых объектов, реконструкцию, расширение или модернизацию действующих. Их взаимоотношения с другими участниками инвестиционной деятельности регулируются специальным законодательством – законом «Об инвестиционной деятельности» и федеральным законом «Об иностранных инвестициях в России».

Поскольку инвестиции представляют собой значительные долгосрочные вложения капитала, они осуществляются по специально разрабатываемым программам - инвестиционным проектам.

Инвестиционный проект любой направленности и масштаба в своем развитии проходит ряд этапов, составляющих жизненный цикл проекта (промежуток времени между появлением проекта (идеи) и его завершением). Согласно «Своду знаний по управлению проектами» американского Института управления проектами жизненный цикл любого инвестиционного проекта состоит из четырех этапов или фаз:

  1. Начальная фаза (концептуальная) – разработка концепции проекта(прединвестиционные исследования), её продолжительность около 3 % жизненного цикла.

  2. Разработка проекта(планирование проекта, его детальное технико–экономическое обоснование, разработка проектно–сметной документации, проведение торгов (тендер) и заключение контрактов) –разрабатываются основные компоненты проекта и идёт подготовка к его реализации (около 25 % жизненного цикла);

  1. Реализация проекта – строительство, то есть выполнение всех строительно–монтажных и пусконаладочных работ, необходимых для достижения поставленной цели. Длительность данной фазы – около 60 % жизненного цикла;

  2. Завершение проекта – достижение конечных целей, таких как эксплуатация проекта, выпуск продукции, получение намеченной прибыли и т.д.,– около 12 % жизненного цикла.

Таким образом, более половины жизненного цикла инвестиционного проекта и, следовательно, большая часть инвестиционного цикла представляет собой процесс строительства. То есть инвестиционная деятельность неразрывно связана со строительной деятельностью и регулируется подрядным строительным рынком.

Основные участники строительного рынка (рынка подрядных строительных работ) как части инвестиционной деятельности-заказчики строительной продукции и исполнители–подрядчики.

В роли заказчиковмогут выступать:

- юридические и физические лица, для которых строится, реконструируется, расширяется или переоборудуется объект. В данном случае они могут быть также инвесторами (собственниками средств) или пользователями;

-юридические лица – специально созданные организации, которые от имени и по поручению инвестора выполняют все функции заказчика на основе договора за определенную плату;

- государственные органы исполнительной власти (правительство России, отраслевые министерства, Госстрой России, департамент мэрии или комитет областной администрации) – по объектам, сооружаемым для государственных нужд.

Подрядчикамина подрядном строительном рынке являются строительно–монтажные организации (СМО), выполняющие комплексы или виды строительно–монтажных работ, и проектные организации, которые разрабатывают проектно–сметную документацию на строительство, реконструкцию или переоборудование объекта. В роли подрядчиков могут выступать любые строительные, монтажные, проектные организации.

Заказчики для проектирования или строительства объектов выбирают себе подрядчиков, проводя подрядные торги. Регулярное проведение подрядных торгов и укрепление договорной дисциплины способствуют повышению эффективности и конкурентоспособности подрядных организаций, становлению рынка подрядных работ и формированию конкурентной среды в строительном комплексе.

Взаимоотношения участников строительного рынка регулируются договорами строительного подряда. Основой заключения таких договоров являются действующие законодательные и нормативные акты: – Гражданский кодекс РФ, Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, рекомендации Госстроя России и другие документы. Заключение договора, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству, находятся в компетенции самих субъектов инвестиционно–строительной деятельности.

При исполнении контрактов подряда в деятельности строительной организации могут возникать различные ситуации, которые сопровождаются возможными ущербами (рисками). Род риском принято понимать вероятность потери предпринимателем или организацией части своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов в результате определенной производственной и финансовой деятельности. Риск в бизнесе существует объективно, независимо от того, осознают ли это сами участники предпринимательской деятельности или нет. Совершенно избежать риска не позволяет сложность возникающих ситуаций и недостаток информации.

Рискообразующие факторы присутствуют во всех основных ресурсах строи­тельной отрасли [3]:

- предметах труда (сырья, материалов, энергоресурсов);

- основных производственных фондов;

- инвестициях в основной капитал;

- живом труде.

Реже встречается, но по ущербу и последствиям являются более тяжелыми следующие форс-мажорные обстоятельства:

- стихийные бедствия;

- аварии в энергетических сетях;

- пожары и взрывы;

- смерть руководителя и ведущих специалистов;

- внезапное появление сильных конкурентов;

- недоброжелательное отношение правительства и прессы.

Применим одну из наиболее распространенных классификационных систем рисков, которая связана с их распределением по различным направлениям деятельности предпри­ятия, к классификации рисков подрядной строительной организации и построим дерево рисков:

  1. Производственные риски — связаны с осуществлением строительных работ по договору с заказчиком - R 1.

  2. Инновационные риски связаны с вероятностью потерь, возникающих при вложении предприятием средств при разработке, освоении и внедрении технологических, организационных и дру­гих нововведений - R 2.

  3. Финансовые риски — это риски вероятности потерь денежных средств в процессе осуществления предприятием финансовой деятельности - R 3.

  1. Коммерческие риски занимают особое место в системе классификации. Они возникают в процессе реализации товаров и услуг и вызваны вероятностью потери ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расхо­дов в результате осуществления коммерческих операций - R 4.

  2. Информационные риски обусловлены опасностью возникновения потерь из-за ошибок при сборе, анализе, контроле и регулировании информационной ба­зы деятельности предприятия. Например, неправильный выбор целей, необосно­ванное определение приоритетов общей экономической и рыночной стратегии предприятия; несоответствие организационно-экономической структуры целям предприятия; неэффективность систем бухгалтерского учета и финансовой отчет­ности; изменение объемов, надежности, достоверности исходной информации; изменение периодичности, регулярности сообщений; недостаточный технический уровень средств обработки информации и др.- R 5.

  3. Управленческие риски - риски, при которых главной проблемой является сопротивление руководителей разного уровня - R 6.

  4. Маркетинговые риски могут привести к отсутствию необходимых про­ектных доходов из-за неверного определения мощности производства, а также стратегии операций на рынке - R 7.

  5. Социальные риски связаны с неэффективной организацией социальной инфраструктуры, недостатками в обеспечении безопасности деятельности работ­ников - R 8.

  6. Экологические риски обусловлены нарушениями установленных норм, нормативов по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности-R 9.

  7. Юридические риски возникают из-за нарушения законодательства, нечеткого оформления документов, договоров и т.д.- R 10.

 

R

 

 

R11

R10

R4

R3

R2

R1

R6

R5

R7

R8

R9

 

 

R10.1

 

 

R1.1

R1.2

 

 

R1.1.1

R1.1.2

R1.1.3

R1.1.n

R1.2.1

R1.2.2

R1.2.3

R1.2.n

R10.1.1

R10.1.2

 

Рисунок – Дерево рисков в подрядной строительной организации

11.Прочие риски - R 11.

Производственные риски могут быть вызваны:

Риск R 1.1 – невыполнение графика ввода объекта.

Несвоевременный ввод объекта влияет на объем реализации продукции (работ, услуг), получение прибыли. Риск должен быть оценен в денежном выражении как упущенная выгода.

R 1.1.1 – риском срыва сроков землеустроительных работ (ЗУР)

R 1.1.2 – риском срыва сроков комплектации

R 1.1.3 – риском срыва сроков по строительно-монтажным работам (СМР)

К числу системных факторов риска, влекущих неисполнение графика ввода объектов относятся:

- отсутствие согласованных со всеми участвующими подразделениями графиков с ключевыми вехами;

- несвоевременное получение правоустанавливающей, исходно-разрешительной и прочей документации на строительство;

- отсутствие/некорректность планов закупки, стратегии заключения контрактов;

- чрезмерная длительность процедуры заключения договоров на выполнение работ;

- несвоевременность закупок/поставок;

- недостаточная квалификация подрядчиков;

- отсутствие эффективной системы мониторинга качества поставляемого оборудования и выполнения работ;

- происшествия при строительстве объектов, связанные с несоблюдением правил промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (ПБОТОС);

- использование устаревшей техники, не адекватных задачам строительства машин и прочее.

Риск R 1.2 – превышение утвержденной стоимости объекта строительства.

Превышение утвержденной стоимости влияет на рентабельность проекта. При значительном увеличении уровня затрат на строительство объекта необходим пересчет экономической эффективности проекта со стороны заказчика.

Эти риски могут быть вызваны:

R 1.2.1 – риском роста стоимости землеустроительных работ

R 1.2.2 – риском роста стоимости комплектации

R 1.2.3 – риском роста стоимости СМР

Системными факторами риска, способными привести к превышению плановой стоимости объектов являются:

- некорректное планирование работ (оценка сроков реализации);

- некорректная оценка объемов и стоимости работ; изменения в содержании работ (изменения в технических заданиях (ТЗ)), объемах, стоимости;

- крупное происшествие при строительстве объектов капитального строительства, которое требует дополнительные затраты на восстановление объектов/выплату компенсаций и др.;

- выбор неквалифицированного подрядчика.

Риск R 10.1 – юридические риски.

Эти риски могут быть вызваны:

R 10.1.1 – риском несоблюдения законодательства и нормативно-правовых актов в области строительства

R 10.1.2 – риском несоблюдения внутренних правил и порядков организации

Системными факторами риска, влекущими несоблюдение внутренних правил, стандартов организации и законодательства в области строительства, являются:

- несвоевременное выполнение предписаний контролирующих органов;

- нарушение технических регламентов;

-отсутствие, надлежащим образом оформленного права собственности на земельные участки;

-несоблюдение строительных норм и правил при разработке проектной и рабочей документации и выполнении строительно-монтажных работ;

-эксплуатация объектов строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию;

-отсутствие механизма мониторинга изменений законодательства в области строительства;

-несвоевременная адаптация к новым требованиям;

-невыполнение требований к энергоэффективности;

-некомпетентность субподрядчиков в области ПБОТОС;

-пренебрежение принципами приоритетности вопросов безопасности по отношению к принципам соблюдения плановых сроков и стоимости выполнения работ в капитальном строительстве;

-неправомерные действия, связанные со злоупотреблением полномочиями, нарушением антикоррупционного законодательства, мошенничеством и др.

К прочим рискам относится неудовлетворенность Заказчика результатами или выполнение работ, несоответствующих потребностям и ожиданиям Заказчика и др.

Традиционно строительство является одной из наиболее рисковых отраслей с точки зрения осуществления предпринимательской деятельности. Высокая сте­пень неопределенности обуславливается особенностями строительства, такими как характер конечного продукта труда, технология производства, организация работ, специфические условия труда, использование специальной техники и при­способлений. Также необходимо отметить сильную зависимость строительства от природно-климатических условий, которые в нашей стране не только неоднород­ны, но и порой непредсказуемы. Таким образом, управление рисками в строи­тельных компаниях является необходимым условием развития отрасли.

Главными, внутренними источниками рисков подрядных строительных ор­ганизаций являются:

- снижение конкурентоспособности;

- ошибки при выборе поставщиков и субподрядчиков;

- несостоятельность заказчика;

- ошибочная ценовая политика;

- некорректно заключенные договоры подряда и поставки;

- недостатки в сфере производства и управления;

- невыполнение условий договоров;

- гражданская ответственность;

- технические и технологические риски [3].

Строительство имеет ряд черт, отличающих его от других отраслей матери­ального производства.

Во-первых, конечным продуктом деятельности являются как законченные здания и сооружения, так и отдельные части строящихся и ре­конструируемых объектов.

Во-вторых, в строительном процессе участвуют спе­цифические контрагенты, выполняющие определенные функции и являющиеся составными элементами механизма взаимодействия субъектов рынка.

В-третьих, сам процесс строительства отличается длительностью циклов, особенными усло­виями труда, технологией производства с применением специфических материа­лов, оборудования и техники, а также сезонным характером работ и зависимостью от неоднородных природно-климатических особенностей.

Разработку мероприятий по снижению рисков необходимо вести с учетом особенностей строительства. В таблице представлены разработанные нами мероприятия по снижению негативных последствий возникновения рисков R 1.1, R 1.2, R 10.1.

Таблица - Мероприятия по управлению рисками

Риск

Меры по управлению рисками

1

2

Риск 1.1 Неисполнение графика ввода наиболее значимых объектов строительства.

1. Разработка мероприятий по минимизации задержек поставки материально-технических ресурсов (МТР) и задержки в выполнении услуг (организация закупок, логистика).

2.Ужесточение мониторинга и контроля на объектах строительства во избежание возникновения крупного происшествия при строительстве объектов, требующего дополнительного времени на исправление последствий.

3.Разработка мер по минимизации необеспеченности объектов строительства правоустанавливающими документами ЗУР и рабочей документации (РД). Несвоевременность предоставления проектной документации (ПД), изменения документации.

4. Разработка мер, обеспечивающих достаточность трудовых ресурсов для выполнения работ: заключение договоров в области строительства с квалифицированными подрядчиками или с поставщиками. Недопущение дефицита персонала на объектах строительства.

5. Реализация мер по упреждению получения отрицательного заключения главной государственной экспертизы (ГГЭ) по ПД и результатам инженерных изысканий. Повторное получение заключения ГГЭ в связи с тем, что объект был построен не в соответствии с разработанным проектным решением.

6. Разработка мер, направленных на минимизацию неполучения правоустанавливающей и исходно-разрешительной документации на строительство и проч. разрешений в срок.

7. Упреждение несвоевременного получения ГГЭ.

8. Постоянный мониторинг и создание инструментов своевременного информирования об изменениях в государственном регулировании отрасли, в том числе о возникновении рисков, связанных с изменением в законодательстве в области капитального строительства (напр., изменение норм пожарной безопасности).

9. Мониторинг и контроль эффективности решений при организации трудоемких операций СМР, ПНР.

Риск 1.2 Превышение утвержденной стоимости наиболее значимых объектов строительства.

1. Внедрение процедуры и инструментов мониторинга и контроля изменений технических решений со стороны заказчика бизнес-проекта уже при проведении СМР, способных привести к дополнительным затратам и, как следствие, увеличению сроков и стоимости строительства.

2. Обеспечение компенсации затрат в результате некачественного выполнения работ субподрядными организациями путем введения штрафных санкций.

3. Разработка мер по повышению эффективности планирования графиков производства, объемов и стоимости работ, повышению уровня проработки сметы капитальных затрат.

Продолжение таблицы

1

2

 

4. Ужесточение санкций и регулятивных мер по соблюдению стандартов в области ПБОТОС во избежание дополнительных затрат, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за причиненный ущерб окружающей среде в ходе строительства.

5. Страхование СМР с целью минимизации финансового ущерба в случае крупного происшествия при строительстве объектов, влекущего за собой дополнительные затраты на восстановление объектов/выплату компенсаций и т.п.

Риск 10.1 риском несоблюдения законодательства и нормативно-правовых актов в области строительства (экологические нормы, ПБОТОС).

1. Систематический мониторинг проверки соблюдения строительных норм и правил, законодательства РФ в области строительства на всех этапах процесса.

2. Включение законодательных норм в области строительства и корпоративных требований в договоры подряда.

3. Аудит (проверки) проведения СМР в части вопросов ПБОТОС.

4. Систематические проверки с целью упреждения факта мошенничества.

5. Анализ статистики, мониторинг и разработка мер по минимизации возникновения инцидентов, производственного травматизма, аварийности и неблагоприятного воздействия объектов строительства на окружающую среду.

6. Систематический мониторинг своевременности выполнения предписаний контролирующих органов.

7. Усиление контроля за соблюдением природоохранного законодательства и проведение экологической экспертизы во избежание нарушений экологических требований при строительстве объектов.

8. Содействие формированию культуры соблюдения принципов и правил в области ПБОТОС в организации.

10. Проведение внутренних проверок (аудитов) соблюдения требований в области ПБОТОС, проведение внутренних аудитов СМК.

Строительство имеет вероятностный характер, существует даже выражение «искусство застройки – это искусство управлять риском». Риск никогда не может быть сведен к нулю, но может быть уменьшен.

Литература:

  1. Балдин К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. 3-е издание. М. : Дашков и Ко, 2013. 418 с.

  2. Бартон Томас, Шенкир Уильям, Уокер Пол Риск-менеджмент. Практика ведущих компаний. : пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2008. 208 с.

  3. Петухова Т. В. Система риск-менеджмента в подрядных строительных компаниях: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / С.-Петерб. гос. эконом. ун-т .-СПб., 2014. 181 с.

  4. Романюк И.А., Горбунов В.Н., Синицын М.А. К вопросу об управлении рисками строительных предприятий при выполнении государственных заказов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51881 (дата обращения: 21.10.2015).

  5. Maplecroft’s Political Risk Atlas 2013 // New Products and Analysis / Maplecroft. URL: http://maplecroft.com/about/news/pra_2014.html (дата обращения: 04.09.2015).

7

Просмотров работы: 9382