ОЦЕНКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ

Ерпулева Д.А. 1, Старцева З.Г. 2
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». [1].

Уровень физического развития можно анализировать на основе физиометрических показателей с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется сравнением со средними показателями биологического развития для определенной возрастной группы.

Антропометрия - один из основных методов антропологических исследований, который заключается в измерении тела человека и его частей. Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, которые основываются на принципах вариационной статистики. Поэтому исследование физиометрических показателей студенток, проживающих в условиях Европейского Севера, является актуальным[2].

Цель исследования  анализ физиометрических показателей студенток, полученных за период обучения за первый семестр.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Выполнить физиометрические измерения студенток первого курса;

  2. Выполнить сравнительный анализ полученных показателей с нормами;

  3. Написать комплекс упражнений для поддержания в тонусе и улучшения физической подготовки.

В рамках прикладной физической культуры после поступления на первый курс были проведены измерения физиометрических показателей девушек 17-20 лет.

Девушкам было предложено пройти ряд измерений для того, чтобы проследить развитие физической подготовки в течение первого семестра. Для этого были проведены измерения таких показателей, как артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и динамометрические измерения силы правой и левой кисти рук.

На основе исследования полученных показателей девушек от 17 до 20 лет были определены три уровня физической подготовленности. Первый уровень был у девушек с показателями выше среднего значения среди тех, которые показали студентки. Второй уровень является показателем средних значений. Третий уровень включает в себя показатели ниже среднего. На диаграммах представлено графическое изображение показателей девушек по уровням физической подготовленности с разницей в три месяца. Пример графического изображения показателей девушек представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Графическое изображение показателей девушек по уровням физической подготовленности с разницей в три месяца

Оценка физиометрических возможностей организма выявляет степени развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, динамометрии. В основу функциональных проб положен учет изменения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения, а также силы правой и левой кистей рук.

Представленные средние значения физиометрических показателей, получены на основе статистического анализа результатов. (таблица 1)

Таблица 1 − Средние значения физиометрических показателей

Наименование показателя

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

Систалическое артериальное давление (CAD)

120

109

100

2

Диастолическое артериальное давление (DAD)

85

71

68

3

Пульс (ЧСС)

74

71

67

4

Жизненная ёмкость легких(ЖЕЛ)

3,5

3,1

2,8

5

Динамометрия

36

32

30

После сбора данных и разделения на уровни полученных результатов, был проведен сравнительный анализ с нормальными показателями. Ниже представлены значения нормальных физиометрических показателей, такие как: CAD – 110 - 120 мм. рт. ст., DAD – 70 – 85 мм. рт. ст., ЧСС – 72 - 75 уд. в мин, ЖЕЛ - 3 -3,4 л, динамометрия – 31,3 – 33,8 кг.

Таким образом, можно наглядно увидеть изменения физиометрических показателей в процентном соотношении в период с сентября по декабрь. Данные изменения представлены в таблице 2.

Таблица 2 − Сравнение физиометрических показателей в процентном соотношении

Наименование показателя

Сентябрь

Декабрь

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

CAD

43,75%

6,25%

50%

47%

3%

50%

2

DAD

46%

12%

44%

42%

-

58%

3

ЧСС

33%

20%

47%

53%

-

47%

4

ЖЕЛ

60%

15%

25%

64%

11%

25%

5

Динамометрия

65%

8%

27%

75%

8%

17%

На основе данных можно проследить изменения, возникшие в период с сентября по декабрь, по результатам занятий «Прикладной физической культурой». В процентном соотношении изменились показатели первого уровня, что говорит о том, что постоянные физические нагрузки благосклонно влияют на общее физическое состояние студенток.

В ходе анализа научно-методической литературы и собственного опыта был составлен комплекс физических упражнений.

На ноги:

1.Выпады, поочередно, левой и правой ногой вперед. Для повышения эффективности это упражнение следует выполнять с гантелями или штангой, массой до 10 кг.

2.Приседания. Ноги поставить на расстоянии чуть шире плеч, носки развернуть наружу примерно на 35 градусов. Приседать, как можно ниже, держа спину прямой. Колени и бедра не уходят за ступни.

3.Сведение и разведение ног под давлением.

4. Бег и ходьба на лыжах. Выполнять эти упражнения следует не на скорость, а на выносливость. В среднем темпе, ЧСС до 140 ударов в минуту.

На спину:

1.Становая тяга. Подъемы с отягощением.

2.Подтягивания. Из положения виса, когда руки выпрямлены, выполнять сгибание рук, пока не произойдет касание перекладины грудью или затылком. Чем шире хват - тем выше нагрузка.

3.Подъем гантели одной рукой. Встать справа от скамьи. Правую ногу на нее ставим, левую слегка сгибаем. Корпусом наклоняемся вперед и правой рукой упираемся в край скамьи. Левую руку с гантелью поднимаем строго вверх.

На руки:

1.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

2.Бицепс. Взять штангу хватом вниз. Положение рук по ширине плеч. Делается глубокий вдох, задерживается дыхание и при сгибе рук в локтях штага от бедер поднимается до плеч. Задержите положение в верхней точке и медленно опускайте в исходное положение.

3.Трицепс. Лежа спиной на скамье, упереться устойчиво ногами на полу. Штанга берется средним хватом снизу. Руки со штангой выпрямляются и сгибаются до груди и находятся на линии плеч.

На пресс:

1.Поза Планка. Положение, как при сгибании и разгибании рук в упоре лежа, только упор на предплечья.

2.Подъем корпуса на 20 градусов. Лягте на спину, согнув ноги в коленях, поднимайте лопатки над полом.

3.Раскладушка. Лягте на спину и прижмите поясницу к полу. Одновременно поднимайте ноги и корпус перпендикулярно полу, тянитесь руками к стопам.

4.Поднимание ног. Поднимайте ноги вверх, пока не будут перпендикулярно полу. После опускайте.

5.Скручивания. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Поднимание с поворотом торса до колен.

6. Обруч, 5-6 подходов, вращения влево и вправо.

Перед растяжкой обязательно надо разогреться. Для этого отлично подойдут прыжки обычные и на скакалке.

1.Выпад вперед. Правая нога под углом 90 градусов, а левая выпрямлена, руки в упоре на полу. Застыть в таком положении на некоторое время, после повторить упражнение, сменив упор на левую ногу.

2.После этого упор рук перенести на одну сторону той ноги, которая отведена назад, и тянуться корпусом к полу.

3.Сидя на полу. Ноги вместе, колени выпрямлены, стараться обхватить ступни руками, а лбом задеть колени и замереть в этом положении.

4.Развести ноги. Тянуться поочередно к каждой ноге и в центр.

5.Поза бабочка. Ступни прижаты друг к другу, ноги согнуты в коленях и максимально приближены к паху. Колени надо опустить на пол полностью.

6.Махи вперед-назад правой и левой ногами.

7.Сесть. Обе ноги лежат на полу. Одна выпрямлена, другая согнута в колене под углом 90 градусов. Корпусом тянемся вперед в сторону выпрямленной ноги.

8. Поставить ноги на ширине плеч, руки за голову - круговые движения тазом

9. Выпад в левую сторону, переместить вес тела на левую ногу, правую вытянуть, разворачивая туловище вправо на 90 градусов и наоборот.

10. Сесть на пол, сплести ноги в "лотос" и выполнить наклон вперед.

11. Встать на колени, взяться за голеностопы руками, прогнуть спину назад. Задержаться в этом положении.

12. Лягте на спину и притяните одно колено к своей груди. Вторая нога прямая.

Комплекс физических упражнений рекомендуется использовать как оптимальный двигательный режим 3 раза в неделю. Выполнять можно как самостоятельно, так и в ходе занятий «Прикладной физической культурой».

Выводы:

  1. Выполнены физиометрические измерения студенток первого курса;

  2. Проведен анализ физиометрических показателей;

  3. Cравнительный анализ полученных показателей показал, что к 1 уровню физического развития относится 56% девушек, ко 2 уровню - 7,3%, к 3 уровню – 37,4%, относительно среднестатистических норм

  4. Составлен комплекс упражнений для поддержания в тонусе и улучшения физической подготовки.

Заключение

На основе выполненных измерений функциональных показателей студенток первого курса в возрасте от 17 до 20 лет, был проведен сравнительный анализ полученных данных. Вследствие чего было выявлено, что физическая подготовленность девушек может изменяться в зависимости от физических нагрузок. На основе сравнения показателей был составлен оптимальный комплекс тренировок, который включает в себя нагрузку на различные группы мышц.

Список литературы

  1. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Мудрость древней Греции и Рима – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с.

  2. Антропометрия. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропометрия (дата обращения 16.12.2015)

Просмотров работы: 928