МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА У УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА У УЧАЩИХСЯ

Баланова Т.В. 1, Кручинина Г.А. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Большое значение имеет решение вопроса, каким образом формируются концепты у учащихся и каков механизм их образования. С самого своего рождения ребенок познает окружающий мир, учится распознавать предметы, сравнивать их между собой, обобщать и запоминать полученную информацию, выражать результаты познавательной деятельности с помощью языка. В результате у него формируются общие

понятия, которые в дальнейшем объединяются в систему знаний о мире. «Эту систему составляют концепты разного уровня сложности и абстракции, сформированные различными способами. Концепты каждой отдельной личности формируются постепенно, претерпевая значительные изменения в течение всей жизни» [1; 36].

Механизм формирования концептов – это сложный интегративный процесс, который охватывает все слои человеческой психики. Существует

много способов формирования концептов в сознании человека. Вот некоторые из них. З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют следующие способы формирования концептов: «из непосредственного сенсорного (чувственного) опыта – восприятия действительности органами чувств; из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности; из мысленных операций человека с другими, уже существующими в его сознании концептами – такие операции могут привести к возникновению новых концептов; из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме, например, в образовательном процессе – ребенок спрашивает, что значит то или иное слово); из самостоятельного познания значений языковых единиц, усваиваемых человеком (смотрит толкование неизвестного для него слова в словаре и через него знакомится с соответствующим концептом)» [2; 68]. Подобную классификацию способов формирования концептов можно найти в работах Н.Н. Болдырева, Н.И. Жилкина, М.А. Масловой.

Свой взгляд на механизм формирования концептов имеют ученые-психологи. К.Г. Юнг, основатель школы аналитической психологии, выдвинул три базовых компонента в формировании концептов: «сознание – Эго (восприятие, мышление, эмоции, волю, интуицию, влечение, сновидения), индивидуальное бессознательное – Оно, в котором

накапливается информация из внешнего мира, интенсивность которой настолько мала, что не позволяет этой информации проникнуть в сознание

(содержания, которые потеряли интенсивность и были забыты, а также врождённые биологические инстинкты и побуждения) и «коллективное бессознательное», состоящее, как уже говорилось выше, из психических первообразов, имеющих влияние на внешний физический мир, природу, космос, а также обуславливающих предрасположенность к поведению определенного типа, коллективные идеи человечества в определенную эпоху и сам так называемый «дух эпохи» [5; 97]. Однако эта структура не позволяет целиком и полностью смоделировать процесс формирования концептов. Более точно механизм формирования концептов показывает

З. Фрейд. Его механизм так же состоит из трех компонентов: «сознательное, бессознательное и предсознательное, рассматриваемое как часть бессознательного; эти компоненты находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для систем сознательного и бессознательного характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок» [4; 119]. Особое внимание автор уделял предсознательному компоненту, так как он включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание как спонтанно, так и в результате минимального усилия. Е.С. Селиванова выделяет «область вербального мышления в рамках слоя сознания, поскольку именно эта область реализует вербализацию концепта и позволяет изучать его на языковом уровне» [3; 155].

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что механизм формирования концепта в образовательном процессе состоит из следующих слоев: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, предсознательное и сознание. Причем, концепты коллективного бессознательного проецируются в индивидуальное бессознательное, а затем в предсознание, где и образуется базис для формирования собственно концепта в сознании учащегося.

Литература

  1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. – Изд. 2-е, стер. – Тамбов: Изд-во Там. Ун-та, 2001. – 123с.

  2. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная культура мира. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. – 318 с.

  3. Селиванова Е.С. Основы лингвистической теории текста и коммуникации. – К.: Фитосоциоцентр, 2008. – 336 с.

  4. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1997. – 448 с.

  5. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ – М.: Ренессанс, 1991. – с. 97-128.

Просмотров работы: 695