ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЖАТОГО С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЖАТОГО С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Факеева В.А. 1, Лебедева И.В. 1
1ФГБОУ ВО «НГПУ им.К.Минина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Началом Движения студенческих отрядов считается 1959 год, когда 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова во время летних каникул отправились в Казахстан на целину. Тогда был создан первый в России ССО. Постепенно число СО росло, охватывая разные регионы страны, также расширялась область работы студентов в отрядах. Помимо ССО начали появляться отряды другого типа: ССО (Студенческий Строительный Отряд), СОП (Студенческий Отряд Проводников), СПО (Студенческий Педагогический Отряд), ССеО (Студенческий Сервисный Отряд), СМО (Студенческий Медицинский Отряд), ССпО (Студенческий Спасательный Отряд) и даже студенческий отряд, обрабатывающий рыбу (Путийный отряд).

Первые педагогические отряды появились в начале 1960-х годов. Их основной деятельностью стала работа пионервожатыми в детских лагерях. Данный тип отрядов просуществовал до распада СССР. В связи с экономической ситуацией в стране они временно прекратили свою деятельность. Датой возрождения движения современных студенческих отрядов следует считать 17 февраля 2004года, когда в Москве в Государственном Кремлевском Дворце был проведен Всероссийский Форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию существования движения. Именно на этом форуме родилось общественное движение под названием РСО (Российские Студенческие Отряды), во главе с Центральным Штабом (далее ЦШ). ЦШ регулирует деятельность СО всех типов по всей России, для более легкого взаимодействия в каждом регионе был создан свой Штаб Студенческих Отрядов (далее ШСО), который, в свою очередь, регулирует деятельность отрядов в своем регионе и передает отчет о ней Центральному Штабу. В Нижегородской области также существует такой штаб, он носит название НОШСО (Нижегородский Областной Штаб Студенческих отрядов). В настоящее время на территории Нижегородской области действуют 33 студенческих отряда, из них: Студенческих Педагогических Отрядов — 22, Студенческих Строительных отрядов — 5, Студенческих Отрядов Проводников — 7, Студенческий спасательный отряд - 1, Студенческий сервисный отряд - 3 с общей численностью участников — 1200 человек. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина насчитывает 2 отряда проводников (СОП «Конкордия» и СОП «Компас») и 4 педагогических отряда (СПО «Фокус», СПО «Фортуна», СПО «Тепло» и СПО «Пазл»).

Главным направлением деятельности бойцов СПО является их работа в качестве пионервожатых в детских лагерях разного типа. С педагогической точки зрения вожатый – человек, достигший 18-летнего возраста, работающий в группе детей с цельюорганизации их досуга и сохранения их жизни и здоровья на протяжении лагерной смены(обычно 21 день). Исходя из цели, можно выделить 2 основные задачи: организовать досуг и сохранить жизнь и здоровье детей, но помимо них существует еще не менее важные, которые вожатый выполняет в течение смены, а именно:

  • Сплотить временный детский коллектив (ВДК).

  • Воспитать в детях чувство ответственности за свои поступки.

  • Формировать в детях патриотическую позицию.

  • Научить детей дисциплинированному поведению.

  • Раскрыть творческие возможности детей.

  • Обеспечить детям комфортную атмосферу для развития личности.

Каждая лагерная смена имеет свою тематику, исходя из которой для каждого заезда детей составляется своя программа мероприятий, что позволяет детям, посещающим один и тот же лагерь в течение нескольких летних месяцев, интересно проводить время в лагере, не посещая однотипные мероприятия. Как мы указывали выше, ВДК – группа детей, объединенных между собой в целях организованной жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Выделим его особенности:

  1. Кратковременность существования (смена обычно длится 21 день).

  2. Специфичность состава, или сборный состав (в лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга).

  3. Замкнутый характер организации жизни (не важно, какую роль ребенок занимал до приезда в лагерь, в условиях ВДК он может занять любую по желанию).

  4. Круглосуточный контроль (дети находятся под контролем вожатых и друг друга 24 часа в сутки)

Как правило, в ВДК в условиях лагеря выделяют 5 типов детей:

  1. Дети-лидеры. Они хотят всегда и везде участвовать, пытаются сами организовывать деятельность, помогают вожатым, способны повести за собой других. Зачастую отличаются гиперактивностью.

  2. Дети-пионеры. Эти дети не так активны, как лидеры, но они ответственно выполняют поставленную задачу. Обычно им чаще доверяют какую-то важную работу. Эти ребята делают все, что в их силах максимально качественно.

  3. Домашние дети. Таких детей бывает очень сложно включить в жизнь коллектива. Они часто признаются в том, что хотят домой и скучают по родителям, постоянно звонят им и просят их забрать из лагеря.

  4. Одиночки. Дети, которые по собственным соображениям не стремятся общаться с другими детьми, иногда даже отвергают коллектив. Им комфортно в одиночестве, они живут собственной, обособленной жизнью.

  5. Изгои. Это дети, которых не принимает коллектив, что бы они ни делали, чтобы расположить всеобщее расположение.

Каждый вожатый должен быть готов к тому, что к нему приедут совершенно разные дети. Помимо детей из обычных семей, в лагеря часто ездят дети из детских домов, дети-аутисты и дети, отстающие в развитии. Наиболее сложными в педагогическом смысле являются дети из детских домов и дети-аутисты. Дадим краткие характеристики особенностей данных категорий детей и специфику работы вожатых с ними.

Дети из детских домов.

Детей из детских домов зачастую отправляют целыми делегациями и не делят на разные отряды, приезжают они уже со своей иерархией в коллективе, поэтому в работе с ними нужно завоевать авторитет уже за организационный период (первые 2-3 дня смены), иначе на них будет невозможно повлиять, и в отряде не будет дисциплины. Авторитет у таких ребят завоевать очень трудно, но возможно. Но этот авторитет не должен быть «дешевым» (например вы разрешаете им курить, прикрывая их перед начальством), иначе это перейдет в панибратство, что недопустимо в работе с такими детьми. Важно показать им то, что они нужны, значимы, что вы никогда не дадите их в обиду и будете защищать, тогда они впустят вас в свой «круг». Такие дети обычно рассматриваются не поодиночке, а все вместе, т.к. они представляют собой единый организм. В их уже сформировавшемся коллективе царят свои правила, которые вожатый должен уважать и соблюдать, в этом случае и дети будут уважать и соблюдать правила жизни в коллективе лагеря. Как правило, дети из детдомов относятся больше к 1 и 2 типу детей (см. выше приведенную классификацию). Среди них всегда есть 2-3 лидера, которые управляют остальными детьми, а остальные безоговорочно выполняют требования лидеров. Крайне редко среди них встречаются одиночки или изгои, а 4 тип у них отсутствует по известным причинам. Наиболее сложной бывает ситуация, когда в отряде есть один или несколько детей из детдома. Такие дети часто принимают на себя роль «пионеров», т.е. выполняют все, что им поручают, но не стремятся выбиваться из общей массы. За межличностными отношениями в отряде должен тщательно следить вожатый. Формами и методами работы с детьми данного типа являются следующие: беседы, важные задания и поручения, привлечение к работе различных кружков, праздников, конкурсов; тренинги; игры (на сплочение, подвижные, игры-минутки, квесты, «вертушки» и т.д.).

Дети аутисты.

Известно, что аутизм (от греч. аutos -сам) – особая аномалия психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром, представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от реального мира. Такие дети чаще всего становятся волками-одиночками или, в худшем случае, изгоями. У ребят-аутистов бывают нарушения речи, они плохо выражают свои мысли, т.к. у них часто не развита речь. У них иногда наблюдаются фобии (чаще всего это боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства, воды). Обычные ежедневные действия (заправить кровать, умыться, принять душ) порой они совершают с огромным трудом. У таких детей нередко встречаются немотивированные приступы агрессии, а интеллектуально они менее развиты, чем их сверстники. Как правило, они мало чем интересуются, обычно не хотят участвовать в мероприятиях. В силу этих причин вожатый должен следить за отношениями в отряде, а также за тем, как остальные ребята относятся к таким детям. Важно вовремя провести беседу с отрядом о том, что они такие же дети, как и все остальные, просто имеют некоторые особенности. Если атмосфера в отряде благоприятная, то и детям-аутистам будет гораздо комфортнее и легче. Формы и методы работы с детьми данного типа следующие: помощь в совершении ежедневных действий, беседы. упражнения на моторику (лепка, пазлы, нанизывание бусин и т.п.). Специфика работы с такими детьми предполагает терпеливое обращение, посильные задачи, уважение, отсутствие наказаний и понуканий и сравнивания с другими детьми и т.д. В работе с детьми различных категорий очень важно учитывать особенности их восприятия мира. К каждому ребенку нужно находить индивидуальный подход, т.к. они все уникальны. Эти дети, как и все остальные, хотят чувствовать себя любимыми, ценными и значимыми, а вожатый как старший друг обязан сделать для этого все от него зависящее, и самым главным педагогическим правилом в работе с детьми является - принимать и уважать любых детей такими, какие они есть.

Просмотров работы: 1650