СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» - здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому, на уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Большое место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельности: поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, санитарно-гигиенических правил в образовательном учреждении.

Очень важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Занятия физической культурой в образовательном учреждении влияют на уровень физического здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья учащихся. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

- проведение комплексной диагностики;

- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганда здорового образа жизни;

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении здоровья школьников в образовательных учреждениях является одним из актуальных в системе современного образования.

Его актуальность заключается в том, что по данным многочисленных исследований, именно образовательная среда является одним из наиболее сильных факторов отклонений в здоровье и развитии детей.

В связи с этим, введение в действие нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, оказало на содержание теоретической и практической части урока физической культуры особое влияние. В учебниках увеличилось число заданий теоретического и практического характера, появилось большое разнообразие упражнений для развития силы, ловкости, быстроты, увеличилось число упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к данному предмету, активнее стали использоваться здоровьесберегающие технологии.

На уроках физической культуры учителя стараются не только решить проблему организации физической активности учащихся, но и профилактику возникновения гиподинамии и различных заболеваний, так как поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.

В связи с увеличение количества уроков физической культуры (3 часа в неделю) и изменением содержания уроков (каждый урок стал новой «тропинкой здоровья»), активно реализуются такие здоровьесбергающие технологии, как физкультурно-оздоровительные технологии.

К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

По характеру действия различают следующие технологии:

1. Стимулирующие технологии: они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);

2. Защитно-профилактические технологии: выполнение санитарно-гигиенических норм и требований, ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма.

3. Компенсаторно-нейтрализующие технологии: физкультминутки, физкультпаузы, которые нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

4. Информационно-обучающие технологии обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

«Физкультура без освобожденных» - это принцип, которым руководствуются в нашем образовательном учреждении, поэтому физическая активность организуется двумя направлениями:

- занятия больших форм (уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время);

- занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной утренней зарядки, ходьбы, подвижных перемен, пауз в режиме дня, уроков физической культуры.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Поэтому в школе есть все условия для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей не только в урочное время, но и во внеурочное.

К основным мероприятиям здоровьесберегающей деятельности, которые реализуются, относятся:

- физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;

- просветительской работы с учениками по формированию культуры отношения к своему здоровью;

- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;

- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

В методике обучения физической культурой основной задачей является: сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Поэтому на уроках физической культурой особое место отводится формированию физического развития младших школьников. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.

К основным принципам в рамках организации здоровьесберегающей среды для детей, относятся:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося;

- формирование ответственности учащихся за свое здоровье;

- способствование формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Как показывает практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому применение здоровьесберегающих технологий способствуют сохранению и укреплению здоровья детей любого школьного возраста.

Просмотров работы: 2154