ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Элчибекян М.Г. 1, Ермолаева Л.Д. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Само слово "интерактивность" ("interactio" – лат.), подразумевает "inter" – "взаимный, между" и "actio" – действие, а это означает, что интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания, способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (напр. компьютер) или кем-либо.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.1

Интерактивное обучение предполагает новый способ образовательного процесса: от формирования опыта к его теоретическому пониманию через практическое применение, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Интерактивное обучение исключает преобладание одного мнения над другим, а, наоборот, студенты получают возможность свободно мыслить, проводить самостоятельный анализ и участвовать в обсуждениях.

То есть, при интерактивном обучении преподаватель выступает в роли ассистента в работе и своеобразного источника информации. Поэтому, центральное место в обучении занимает не отдельный студент, а группа, которая делится опытом, знаниями и активизирует друг друга для создания новых идей.

Интерактивные методы обучения повышают уровень участия студентов в процессе принятия необходимых решений и формируют способность мыслить нестандартно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее, обосновывать свое мнение, учат слушать и принимать иную точку зрения и анализировать информацию.

Суть интерактивных методов обучения – в активизации познавательных стремлений студентов, к развитию умения концентрироваться и, как результат, получать удовольствие от процесса обучения.

Использование интерактивных методов склоняет преподавателей к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному развитию. Ведь применяя тот или иной интерактивный метод, им необходимо определить свои педагогические возможности, при необходимости, улучшить их и выявить личностные особенности студентов. И эта деятельность не заканчивается, пока преподаватель не придет к осознанию того, что интерактивные методы обучения являются «действенным средством», и их применение – это необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.2

Таким образом, в современной педагогической практике интерактивные формы обучения имеют ряд особенностей:

1. активизация познавательной деятельности;

2. самостоятельный, индивидуальный или групповой поиск решения проблемы с большим вкладом и большей отдачей от всех действий происходящего процесса;

3. создание фона «напряжения» для более эффективной и активной деятельности;

4. постоянно функционирующие прямые и обратные связи между преподавателем и студентом.3

В настоящее время, интерактивных форм обучения существует достаточно много, но наиболее распространенными из них являются:

1. Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени; учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков; стимулирует участников к практической работе.

2. Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение студентов по всей аудитории с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Педагог помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

3. При использовании технологии «Займи позицию» зачитывается какое-нибудь утверждение, и студенты должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу.

4. При использовании технологии «Дерево решений» группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством студентов. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на большом листе бумаги, потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводит дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.

5. Технология «Карусель» представлена проведением ряда этапов. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно студенты, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Студенты увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

6. Технология «Мозговой штурм» прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).

7. При использовании технологии «Незаконченное предложение» студенту предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у студентов практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

8. Технологию «Групповой рассказ» можно использовать при отработке Past Simple и Past Continuous. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу.4

С моей точки зрения, в таком инновационном образовании применяется совершенно иной, относительно традиционного, характер процесса обучения иностранным языкам, который выстраивается как освоение нового навыка в процессе его существования. Навык выступает и как источник, и как объект применения новых идей или замыслов. Такое обучение обладает огромной силой воздействия на уровне самоанализа и саморазвития студента. При этом роли преподавателей и студентов, их формальные взаимоотношения, кардинально меняются.

В рамках темы данной статьи, я предлагаю рассматривать технологию интерактивного обучения как необходимое и актуальное структурное изменение образовательного процесса. Так же, я считаю целесообразным, представить обоснование необходимости данного мероприятия через потребность развития и совершенствования мотивационного аспекта к студенческому обучению. Инновационная образовательная практика интерактивного обучения возникает как отклик на новые жизненные, профессиональные и социальные задачи освоения нового навыка. Она воздействует на мышление преподавателей, имеет высокую степень влияния на практику как формального, так и неформального образования. Поэтому, я убеждена, что это влияние будет проявляться на всех уровнях образовательной деятельности и определит перспективу развития его новой практики.

Исходя из представленной информации, можно сделать следующее заключение: интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность студентов при обучении иностранному языку, а их применение способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с педагога на студента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афонская В.А. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта/ В.А. Афонская // Электронный научно-методический журнал “KAZANOBR.RU”. – Казань, 2014. 3 с.

2. Вершловский C.Г. Непрерывное образование (историко-теоретич. анализ феномена)/ C.Г. Вершловский // – С-Пб., 2007. 147 с.

3. Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик/ Кларин М.В. // Образовательные технологии. – М., 2014. 11 с.

4. Павленко В.Г. Интерактивные технологии обучения иностранному языку. Исследование, применение и выявление эффективности интерактивных методов в обучении иностранному языку/ В.Г. Павленко // Ставрополь, 2012. 4 с.

1 Павленко В.Г.Интерактивные технологии обучения иностранному языку. Исследование, применение и выявление эффективности интерактивных методов в обучении иностранному языку, Ставрополь, 2012. С.2

2 Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик, 2014. С. 7.

3 Вершловский C.Г. Непрерывное образование (историко-теоретич. анализ феномена). С-Пб., 2007. С. 114.

4 Афонская В.А. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта. 2014. С. 2-3.

Просмотров работы: 1244