ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ

Фесун Ю.И. 1, Ермолаева Л.Д. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникативная компетентность — это интегративное, комплексное, умение эффективно в соответствии с конкретной ситуацией применить адекватный способ делового общения [1].

Актуальность формирования коммуникативной компетенции обусловлена социально-политическими изменениями в ряде европейских стран в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, которые привели к интенсификации процесса формирования европейского рынка труда нового типа, что проявилось, в частности, в более активном привлечении западноевропейскими компаниями на работу руководителей из восточноевропейских стран. Многие исследователи считают, что знание различий в стилях делового общения может быть решающим, когда компании оценивают потенциальных работников, бизнес партнеров и поставщиков. При игнорировании данных моментов деловые отношения могут испортиться или даже не состояться [2].

В качестве примера можно взять федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент». Он предусматривает владение «...одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; ...навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; ...иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников» [3]. Такой подготовке бакалавра должна способствовать дисциплина «Деловой иностранный язык». Деловое общение в самом широком смысле – это вид общения, направленный на достижение деловой цели. Оно подразделяется по каналам передачи информации: может быть устным и письменным. Письменное общение осуществляется посредством служебной записки, делового письма, электронного сообщения, объявления, отчета. Устное деловое общение подразделяется на деловое общение «лицом к лицу» (face to face) – это диалог, монолог, полилог и телефонное деловое общения [4].

В качестве приемов, обеспечивающих повышение коммуникативной компетенции на занятиях по деловому общению, могут выступать следующие:

1) Все формы учебного диалога. Это может быть диалог между студентом и преподавателем, диалог между самими студентами с заранее подготовленной ситуацией или проблемой.

2) Доклады и сообщения с последующим обсуждением. Студент может заранее подготовить вопросы к аудитории.

3) Ролевые и деловые игры. Преподавателем заранее разрабатывается какая-либо рабочая ситуация (заключение какого-либо контракта, совещание и т.п.) и затем он предлагает студентам выбрать себе роль и воспроизвести данную ситуацию.

4) Обсуждения, дискуссии, диспуты. Это могут быть обсуждения проблемных ситуаций, где требуется высказать собственную точку зрения или предложить своё решение проблемы.

В последнее время огромную популярность приобрёл метод проекта. Данный метод позволяет обучить студентов разнообразным видам деятельности, среди которых необходимо выделить поисковую, исследовательскую, аналитическую, рецензионную и оформительскую деятельность. Метод проектов даёт возможность студентам попробовать силы в планировании своей работы, в построении взаимоотношений сотрудничества с другими участниками проекта и помогает раскрыть их творческий потенциал. В данном методе легко проследить сформированность коммуникативной компетенции. К тому же в результате работы очевиден итог - овладел ли студент лексическим минимумом по теме или же ему еще необходимо совершенствоваться. Практически в конце каждого раздела учебника студенты выполняют учебно-исследовательскую работу и презентацию к ней [5].

Таким образом, не стоит недооценивать занятия по деловому общению на иностранном языке, ведь владение профессиональными и деловыми иноязычными компетенциями позволяет читать тексты профессионального характера и извлекать информацию из печатных и электронных источников информации; воспринимать на слух сообщения профессиональной тематики и вычленять информацию в соответствии с коммуникативной задачей; выражать свои мысли в виде устных и письменных текстов, демонстрируя знание грамматики и владение профессиональной терминологией в межличностном и деловом общении; вести диалог, полилог; делать сообщения/доклады на профессиональную тематику; вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию, приводить примеры. Все эти навыки вносят огромный вклад в формирование профессиональных компетенций студентов.

Список литературы:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб: Питер, 2011.-(Серия «Учебник нового века»), ISBN 5-8046-0173-3.- С.44

2. Бренина Н. В. Этнокультурные стереотипы в контексте делового общения//Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения - Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции РУДН. – 2008.

3. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент»

4. Электронный источник, дата обращения 22.11.2015 http://www.tsnnov.ru/stati/uspeh-delovogo-obshcheniya/

5. Бесараб, Т.П. Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании) [Текст] / Т.П. Бесараб // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С.669

Просмотров работы: 804