Значение данного метода заключается в том, что с помощью специальных моделей, схем, которые в доступной для ребенка форме отражают скрытые свойства и связи того или иного объекта, развивают мышление ребенка.
Существует много определений понятия «модель». Применительно к обучению младших школьников воспользуемся определением модели, которое предлагает Л.М. Фридман. Он понимает под моделью объект или систему, исследование которой помогает получить знания о другом объекте – оригинале или прототипе модели [3].
Моделирование – процесс замены объекта исследования некоторой его моделью и проведение исследования на модели с целью получения необходимой информации об объекте. Моделирование стало впервые применяться в архитектуре и строительстве и обозначало изображение схемы, чертежа или графика какого-либо предполагаемого объекта. Позже моделирование получило распространение и в других науках как метод исследования процессов и явлений окружающей действительности [2, с. 138].
Таким образом, в основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок заменяет другим предметом, каким-либо условным знаком, его изображением. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить познание ребенку, открыть доступ к непосредственно не воспринимаемым качествам, свойствам вещей, их связям. Для познаваемого объекта эти скрытые связи и свойства весьма существенны.
Метод моделирования используется как основной прием анализа задачи. Этот прием помогает обучающимся увидеть задачу в целом, понять ее и самому найти правильное решение. При этом у ребенка формируется ряд умений:
– умение выделять структуру задачи (смысловые единицы текста и отношения между ними);
– умение находить способ решения;
– умение сопоставлять элементы схем с компонентами задач (смысловыми единицами текста);
– умение проводить логический и количественный анализ схемы.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования, целесообразно использовать методику А.Н. Рябинкиной «Нахождение схем к задаче» [1, c. 114].
В диагностической работе было дано 10 текстов задач и 6 схем. К каждой задаче учащиеся выбирали ту схему, в которой выражены отношения между объектами в задаче. За правильный ответ учащийся мог получить 1 балл. Следовательно, максимальный балл – 10, а минимальный – 0.
Диагностикой предусмотрено три уровня сформированности у младших школьников обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования:
низкий уровень: учащиеся не выделяют структуру задачи; не распознают схему, которая соответствует данной задаче (1 – 5 баллов);
средний уровень: учащиеся не выделяют смысловые единицы текста задачи, но находят в данных схемах их части, которые соответствуют смысловым единицам (6 – 8 баллов);
высокий уровень: учащиеся выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними, а также находят схему, соответствующую задаче (9 – 10 баллов).
В исследовании участвовало 25 учащихся 2 «В» класса МБОУ «Гимназия №40» г. Барнаула. Из них 2 (8 %) учащихся находятся на низком уровне, 17 (68 %) – на среднем уровне, на высоком уровне – 6 учащихся (24 %) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Нахождение схем к задаче» (по А. Н. Рябинкиной)
Соотнесение задач на «увеличение в несколько раз» со схемами вызывало наибольшее затруднение у учащихся. Данное затруднение можно объяснить субъективными причинами, например, невнимательностью детей при выполнении работы, за которую «не ставят оценку». Возможно, причина заключается в том, что учитель проводит недостаточно системную работу по формированию обобщенного способа решать арифметические задачи с опорой на действие моделирование. Также причиной может послужить отсутствие подготовительной работы с детьми перед проведением диагностики. К тому же, в схемах были указаны не числовые значения, а буквенные, что составляло некую сложность для учеников.
На основе проведенной методики можно сделать вывод о том, что в данном классе преобладают ученики со средним уровнем сформированности обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования. Таким образом, работа с моделями может помочь сформировать познавательные универсальные учебные действия: умения анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, что является важным условием эффективного усвоения программного материала по любой учебной дисциплине.
Библиографический список:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А. Г. Асмолов и др.; Российская академия образования]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 152 с.
Основы теории и технологий в педагогике [Текст] : учебное пособие / Т. В. Богуцкая, Л. И. Жарикова. – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 193 с.
Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст] / Л. М. Фридман. – Москва : Знание, 1984. – 80 с.