Поведенческий маркетинг является частью маркетинга, который стремится объяснить отношения, возникающие в процессе обмена. Целью маркетинга является создание прочных, долговременных отношений с потребителями и удовлетворения их потребностей.
Поведенческий маркетинг в деятельности организации - это деятельность по управлению поведением групп , организации и индивидов, он сосредоточен на деятельности всех структурных элементов организации и удовлетворение рыночных потребностей потребителя. На поведенческий маркетинг оказывает влияние факторы внешней среды ,определяющие функционирование организации и результаты её деятельности.
Любая организация должна
гибко адаптироваться к происходящим изменениям во внешней среде с целью
самореализации и совершенствования конкурентоспособности товаров и услуг.
Главной функцией маркетинга являются удовлетворение спроса клиента на ту или
иную потребность(услуга, товар).
Маркетинг, являясь интегрирующей функцией
менеджмента, обеспечивает комплексность использования отдельных управленческих
действий и инструментов в процессе рыночной деятельности организации.
На поведенческий маркетинг оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам следует отнести структуру организации, персонал, цели, задачи и технологию. Внешними факторами являются поставщики, конкуренты, потребители.
Основу поведенческого маркетинга
составляет клиентно-ориентированная идеология, ориентированная на поведение
персонала в организации.
К признакам поведенческого маркетинга относят её
рыночную ориентацию, имидж, поведение организации по отношению к потребителю,
поведенческую среду в маркетинге.
Рыночная ориентация представляет направление деятельности направленную на удовлетворение потребностей рынка.
Имидж рассматривает управление поведением персонала в организации. Он является очень важной частью организации, который отражает её деятельность. Под имиджем понимается: репутация организации, её «имя», вызывающей ассоциацией у клиентов(партнёров) и поведение работников в организации.
В основу имиджа включают: существующий стиль внешних и внутренних деловых коммуникаций, а так же официальную атрибутику.
Маркетинг среды организации состоит из : производственной, конъюнктурной, сбытовой ориентаций.
Производственная маркетинговая ориентация
-это недоразвитая поведенческая культура организации, низкий имидж
Для производственной ориентации свойственно
следующее: ослабление поведенческой культуры в организации, подавление
имиджевых регуляторов, собственные интересы выступают на первый план в организации.
Сбытовая ориентация - это недоразвитая
поведенческая культура организации, низкий имидж,
доминирование собственных интересов.
Конъюнктурная ориентация характеризуется
значительным ростом поведенческой культуры. Имиджевые регуляторы формируют социально-ориентированные
нормы поведения людей в организации. При конъюнктурной ориентации предпочтение
отдаётся среднесрочным целям и формированию позитивного имиджа организации,
позволяющих привлечь новых клиентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гавриленко, Н.И. Маркетинг: Учебник для вузов / Н. И.авриленко. - М. : Академия, 2013. - 189 с.
2 Меликян, О. М. Поведение потребителей : Учебное пособие для вузов / О. М. Меликян. - М. : Дашков и К, 2006. - 260 с.
3 Симонян, Т. В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: Учебное пособие для вузов / Т. В. Симонян, Т. Г. Кизилова. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.- 213 с.