СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Васильченко К.А. 1, Багаутдинова С.Ф. 1, Багаутдинова С.Ф. 2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогоский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дополнительное образование детей в современных российских условиях - важная составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных требований может обеспечить поддержку и развитие детей.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [5, статья 2]. Согласно закону, «дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование» [5, статья 6].

Рассмотрим нормативно-правовые и концептуальные основы дополнительного образования детей.

В законодательстве выделена направленность дополнительного образования детей: «...дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [5, статья 75].

Одной из задач Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» является «...развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей» [3, часть ӀӀӀ, пункт 2]. В качестве мер, направленных на развитие системы дополнительного образования, предприняты:

  • - «Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
  • - Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе» [3, часть ӀӀӀ, пункт 4].

В утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» в рамках задачи «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» будет реализован комплекс мер, направленных на «поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования» [4, часть ӀӀ]. Важным приоритетом в рамках данной задачи станет «развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей» [4, часть ӀӀ].

В «Концепции развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее - Концепция), определена миссия дополнительного образования детей: «как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [1, часть Ӏ]. В Концепции отмечается, что «дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей» [1, часть Ӏ]. Концепция выделяет функции дополнительного образования детей, в частности, «функцию «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» [1, часть Ӏ]. В Концепции выделена роль дополнительного образования в развитии личности ребенка: формирование «ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [1, часть Ӏ]. В документе определяются перспективы, связанные с возможностью получения дополнительного образования. Отмечаются также происходящие изменения в негосударственном секторе дополнительного образования. Всё это должно способствовать увеличению охвата дополнительным образованием до 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Документом, регулирующим организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, является «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 (далее - Порядок). Порядок регламентирует направленность дополнительных общеобразовательных программ:

  • - «формирование и развитие творческих способностей детей;
  • - удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей;
  • - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания детей;
  • - выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; ...
  • - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; ...
  • - социализацию и адаптацию учащихся к жизни общества;
  • - формирование общей культуры детей;
  • - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов детей, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований» [2, пункт 3].

Таким образом, дополнительное образование детей в современных российских условиях - важная составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных требований может обеспечить поддержку и развитие детей. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного и общего образования, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

Как показал анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений.

Список использованных источников

  1. «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р http://минобрнауки.рф/документы/4429
  2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 http://dogm.mos.ru/upload/iblock/165/pr_mo_1008_29_08_2013_r13.pdf
  3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. N761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" http://base.garant.ru/70183566/#friends#ixzz3tjyVGLUa
  4. «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 http://government.ru/docs/18268/
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http://минобрнауки.рф/документы/2974

 

Просмотров работы: 1964