ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Синебрюхова В.Л. 1, Квапиш А.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование информационной грамотности у школьников - одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы не только в России, но и в международном сообществе.

Концепция информационной грамотности является основополагающей для всех дисциплин, всех обучающих систем и всех уровней образования. Она позволяет учащимся справляться с континентом и расширять свои познания, становиться более самостоятельным и в большей степени осуществлять контроль над процессом своего обучения [1].

Проблема формирования умения работы с информацией раскрыта в нормативно - правовых актах Российской Федерации в области образования: Федеральном законе «Об образовании» Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования [2, с. 14],  и пронизана идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества  [3].

Дидактическая проблема работы с информацией раскрыта в работах Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой и других. Проблема классификации умений была предметом изучения Н.А. Лошкаревой, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова, Л.М. Перминовой и других, которые определили место умения работы с информацией в составе общеучебных.

Умение работать с информацией позволяет эффективно сформировать общеучебные познавательные универсальные учебные действия, в результате которых выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

По мнению Хуторского А.В., работа с информацией связана с овладением способами деятельности, направленными на получение из информации знаний для решения системы жизненно важных задач.

Опираясь на исследования О.А. Горобец можно констатировать, что информационная грамотность - это интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать элементарные информационные задачи, возникающие в учебных или досуговых ситуациях на основе использования знаний и умений в сфере информационной деятельности и в соответствии с усвоенной системой ценностей.

При этом автор отмечает, что предметная информационная грамотность - способность личности решать элементарные учебно-информационные задачи, возникающие в процессе языкового образования на основе использования знаний и умений в сфере информационной деятельности и в соответствии с усвоенной системой ценностей [4].

В качестве признаков информационного поведения, характеризующих уровень информационной грамотности личности, выделяются содержание информационных потребностей и интересов; мотивы обращения к различным источникам информации связанные с этим ожидания; степень удовлетворения информационных потребностей; способы поиска, хранения, переработки информации; процесс усвоения и применения полученной информации в различных сферах своей деятельности; способы распространения новой информации; разнообразие привлекаемых материалов и т.п.

Информационно грамотный человек тот, кто способен не только найти информацию, но и понять ее, интегрировать со своими знаниями, переработать ее и представить другим в виде нового информационного продукта [4].

Проблема формирования умения работы с информацией раскрыта в нормативно - правовых актах Российской Федерации в области образования: Федеральном законе «Об образовании в РФ» Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования [5, с. 14],  и пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества.

Обращение к источникам информации предполагает наличие знаний и умений работы с книгой, знания о видах чтения, рациональных приемах и умение их применять в зависимости от ситуации, умения максимально усваивать и воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование).

Таким образом, информационный продукт - это обработанная информация, преобразованная из одной формы в иную (сжатый пересказ научного текста, аннотация, план, алгоритм, схема, таблица и т.д.).

Условно по форме представления можно выделить три группы информационных продуктов (рис.1).

 О. А. Митрахович выделила следующие компоненты работы с информацией: -  поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);

  • анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно - следственных связей в информации);
  • интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);
  • переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);
  • обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);
  • создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);
  • представление информации (представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций);
  • хранение информации (накопление, структурирование, систематизация информации);
  • передача информации (использование различных каналов и способов передачи информации).

В исследовании подробно рассматривается компонент работы с информацией -  создание информации (информационного продукта).

 Создания информации (информационного продукта) - деятельностный компонент, который представляет собой последовательность этапов процесса формирования умения работать с информацией [6]. Рассмотрим понятие информационный продукт.

По мнению Н.В. Макаровой информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть, зафиксирован на материальном носителе. Кроме того, информационный продукт - это совокупность данных, сформулированная производителем для распространения в вещественной или в невещественной форме [3].

        Как  считает Т.М Аницына, информационный продукт представляет собой результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей.

Ю.Н. Денисов отмечает, что информационный продукт - это информация, подготовленная и оформленная в соответствии с потребностями пользователей, результат обработки информационных ресурсов. Общие требования к информационным продуктам: наглядность, доступность, понятность и информативность.

При разработке учебных заданий, основанных на работе  с информацией, предусматриваются следующие требования:

- знания должны учитывать природу и специфику формирования данного умения;

- обеспечивать работу учащихся в зоне ближайшего развития;

 - соответствовать этапу формирования умения;

- учитывать межпредметные связи и создавать условия для переноса умения в другие образовательные области [7].

Е. М.Горенков в своей работе дает характеристику приемов работы с информацией. Рассмотрим их.

 - Приемы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и понимание учебно-научного текста:  постановка вопросов от заголовка к тексту; прогнозирование содержания текста (выдвижение гипотезы о содержании ещё непрочитанного текста на основании осмысления заголовка); озаглавливание текста; выделение терминов и ключевых слов в тексте; медленное чтение учебно-научного текста с пометками (подчеркивание ключевых слов, терминов, определений и др); выделение известных и новых понятий, нахождение неясных слов и непонятных текстовых суждений.

 - Приёмы, формирующие умения создавать (порождать) текст: дополнение текстов на основе собственного опыта, пересказ подробный и сжатый, создание собственных учебно-научных текстов различных жанров: сообщение, объяснение-толкование, объяснение-пояснение, ответ-обобщение, ответ-группировка. Для обучения пересказу можно использовать построение развернутого монологического ответа на поставленные учителем (учебником) вопросы.

  - Приемы, направленные на формирование умений работать с информацией: задания на поиск  дополнительной информации, в том числе и задания, сформулированные самостоятельно; на оценку информации в тексте с точки зрения её значимости; на выявление способов, используемых при оценивании информации (опора на ключевые слова, термины, оценочные суждения в тексте); на различные способы изложения полученной информации.

            Наряду и требованиями и приемами работы с информацией Донских Н.В., Гомола А.А выделяют ряд условий:

  • мотивация информационно - поисковой деятельности обучающихся;
  • добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации;
  • доступность информационных ресурсов;
  • поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой;
  • повышение уровня познавательной самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Создание информационного продукта - значимое направление в работе при формировании информационной грамотности младшего школьника, так как развивает логическое мышление, а также учит работать с информацией с целью сокращения объема читаемого материала до выявления смыслового ядра, взаимосвязей между рассматриваемыми объектами и его более легкому усвоению, запоминанию. Таким образом, использование информационного продукта как средства работы с информацией  способствует вовлечению каждого ученика в активный поиск знаний и связан с овладением способами деятельности, направленными на получение из информации знаний для решения системы жизненно важных задач, что способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Создание информационных продуктов на уроках в начальной школе влечет развитие логического мышления, которое в свою очередь непосредственно влияет на сформированность познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.

 

Литература

 

1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины/ Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В.Уленко. - М., 2006.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронная версия] // Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 26.10.2014).

3. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты». - Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.

4. Воровщиков, С.Г. Азбука логичного мышления/ С.Г.Воровшиков. - М., 2007.

5. Бадя, Т. Основы эффективной работы с информацией (Эффективная работа с информацией) [Текст] / Т. Бадя // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2013. - № 1. - С. 42-47.

6. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст] : учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. - 343.

7. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

 

Просмотров работы: 1463