В современном мире проблема эффективного разрешения конфликтов становиться весьма актуальным. В любой организации, даже самой сплоченной, возникают конфликты. Каждый работник хочет, чтобы в организации, где он работает, было как можно меньше конфликтных ситуаций. Для эффективного разрешения конфликта очень важно уметь управлять своим поведением и поведением других. Способов и методов поведения при конфликтных ситуациях достаточно много. Чтобы найти эффективный путь преодоления конфликтов, нужно знать, из-за чего они возникают, и какие последствия могут они принести. Недопонимание, различие мнений и позиций людей – частое явление в любом предприятии. Если вы знаете как вести себя при конфликтах, то ваша жизнь будет намного проще и спокойнее. Сейчас большинство руководителей не знают, как управлять конфликтами, решая их силовым путем, даже не догадываясь, что есть мирные и эффективные методы решения.
Опираясь на вышесказанное, мы можем сказать, что тема нашей статьи очень важна и актуальна. Так как каждый руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации был как можно преодолен. Конфликты, возникшие из-за неправильного поведения человека, составляют значительную часть всех конфликтов. И если игнорировать такие ситуации, даже самые мелкие, то последствия могут принести немалый ущерб для организации. Серьезный конфликт может вызвать у работников сильный стресс, впоследствии которого ухудшиться их работоспособность, сплоченность и корпоративный дух. Также разрушатся коммуникативные сети, и организация может распасться. Управление поведением в конфликтных ситуациях – важная задача для менеджеров предприятия. И мы можем сказать, что тема курсовой работы тесно связана с нашей специальностью.
Целью статьи является изучение методов и стратегий поведения в конфликтных ситуациях и выявление рекомендаций по управлению поведением в МКУ «Амгинское РУО».
Данная статья предусматривает решение следующих важных задач:
Изучить теоретико-методологические основы управления поведением
Провести исследование в МКУ «Амгинское РУО»
Проанализировать результаты исследования в организации
В данной работе объектом исследования является МКУ «Амгинское РУО».
Предметом исследования являются подходы к управлению поведением в конфликтной ситуации. Очень
У всех конфликтов, которые происходят в организации, могут быть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.[2, c.159]
Итак, первая причина. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.[10, с.190]. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта[10, с.197]. Это вторая причины возникновения конфликтов.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Определенные типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта.[32, с.258].
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководители отдела сбыта, кадровые службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.[14, c.322]
Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Конфликты часто возникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование. Конфликты также часто зарождаются в организациях здравоохранения между административным персоналом, который стремится к эффективности и рентабельности. [15, с.249].
Манера поведения и жизненный опыт так же могут стать причиной конфликта. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовые оспаривать каждое слово.[29, с.178].
Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. [24, c.177]
Существуют 2 вида последствия конфликтов: функциональные или дисфункциональные.
Самое важное из функциональных последствий заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это сводит к трудности в осуществлении решений. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом [28, с.134].
Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности[5, с.246]. Когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям их руководителей, это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и распознание ситуации ведут к лучшему ее пониманию.
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, то есть условия, которые мешают достижению целей:
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
4. Представление о другой стороне, как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой – об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
7. Смещение акцента: придание большого значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.[31, c.97]
Перечислим перечень ошибок с тяжелыми последствиями. Вы можете и «выиграть», если не будете на них обращать внимания, но это будет ложная победа. Конфликт появится в другом месте [8, с.169].
Тяжелые последствия конфликта:
· партнер выдвигает собственный промах в качестве ошибки другого;
· партнер не выражает полностью свои потребности;
· партнер принимает «боевую стойку»;
· партнер уходит в оборону;
· партнер настаивает на признании своей власти;
· в ход идет знание самых уязвимых мест партнера;
· припоминаются старые обиды;
· в конце концов, выявляются победитель и побежденный [8, с.173].
Муниципальное казенное учреждение «Амгинское районное управление образования» МР «Амгинский улус (район)» создано в целях осуществления исполнительно-распорядительной деятельности для реализации государственной, региональной и муниципальной политики в области образования. А также конституционных прав граждан на качественное образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями в соответствии с действующим законодательством РФ, РС (Я) на территории МР «Амгинский улус (район)».
Управление является органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования на территории МР «Амгинский улус (район)» РС (Я).
Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в уполномоченном финансовом органе, печать, штампы, бланки, вывеску и другие реквизиты, имущество на праве оперативного управления.
Учредителем Управления и собственником имущества, закрепленного за Управлением на праве оперативного управления, является МР «Амгинский улус (район)» РС (Я).
Отношения между Управлением и Учредителем, регулируются действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Уставом МКУ «Амгинское РУО» и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления МР «Амгинский улус (район)».
Юридический адрес: 678600, РС (Я), Амгинский улус, с.Амга, ул.Партизанская, 75/1
Фактический адрес: 678600, РС (Я), Амгинский улус, с.Амга, ул.Партизанская, 75/1 Электронный адрес: [email protected]
Телефон/факс : 8-411-42-4-20-61
Организационная структура Управления разрабатывается и утверждается начальником Управления по согласованию с Учредителем и (или) отраслевым министерством.
Штатное расписание разрабатывается и утверждается начальником.
В МКУ «Амгинское РУО» всего функционируют 7 отделов:
1. отдел мониторинга и обеспечения общего образования – 6 работников (2 мужчин, 4 женщины)
2. отдел воспитания и дополнительного образования – 3 работника (1 мужчина, 2 женщины);
3. информационно-методический центр – 6 работников (1 мужчина, 5 женщин)
4. отдел экономического развития и безопасности ОУ – 6 работников (3 мужчин, 3 женщин)
5. отдел кадрового и правового обеспечения – 4 работника (1 мужчина, 3 женщины)
6. бухгалтерия – 3 работника (3 женщины)
7. общий отдел – 4 работника (4 мужчины)
Аппарат Управления состоит из следующих работников: Начальник -1 (мужчина), заместители начальника – 2. делопроизводитель -1.
Всего – 36 работников, из них 13 мужчин, 23 женщины. Образовательный ценз: высшее образование – 23, среднее специальное – 8, среднее общее – 5. Средний возраст - 45 лет.
Василий Васильевич. Я родился на Марсе. Земля очень отличается от вашей планеты. Меня зовут Васильев Василий Васильевич. Я родился на Марсе. Земля очень отличается.
Мы провели в организации тест Томаса-Киллмена. Он состоял из 30 вопросов с 2 вариантами ответа, где респонденты выбирали один, более близкий, по их мнению, вариант. Тестирование проводилось в анонимной форме.
№ |
Соперничест-во |
Сотрудни-чество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособле-ние |
1. |
15 |
9 |
|||
2. |
18 |
6 |
|||
3. |
3 |
21 |
|||
4. |
12 |
12 |
|||
5. |
3 |
21 |
|||
6. |
6 |
18 |
|||
7. |
6 |
18 |
|||
8. |
3 |
21 |
|||
9. |
3 |
21 |
|||
10. |
6 |
18 |
|||
11. |
12 |
12 |
|||
12. |
15 |
9 |
|||
13. |
3 |
21 |
|||
14. |
3 |
21 |
|||
15. |
15 |
9 |
|||
16. |
6 |
18 |
|||
17. |
3 |
21 |
|||
18. |
21 |
3 |
|||
19. |
15 |
9 |
|||
20. |
12 |
12 |
|||
21. |
21 |
3 |
|||
22. |
3 |
21 |
|||
23. |
9 |
15 |
|||
24. |
9 |
15 |
|||
25. |
3 |
21 |
|||
26. |
6 |
18 |
|||
27. |
18 |
6 |
|||
28. |
6 |
18 |
|||
29. |
15 |
9 |
|||
30. |
12 |
12 |
Исходя из результатов, мы можем сказать, что большинство респондентов старается избегать конфликта.(189) Это означает отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей.
Вторым идет «Компромисс» (174). Это означает соглашение конфликтующих сторон путем уступок друг другу
Третьим идет «Сотрудничество» (168). Участники приходят к итогу, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Четвертым идет «Приспособление» (141). Это когда одна сторона жертвует своими интересами ради интересов другой.
Наиболее меньшее количество ответов набрало «Соперничество» (48). Он выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов. Но, как видим, этот способ поведения самый низкий. Следовательно, организация не часто встречает проблем с конфликтами.
Но в случае возникновения конфликтной ситуации в организации , рекомендуют следующее :
-попытаться найти причину конфликта
-учитывать эмоции и индивидуальные особенности каждого работника
-провести тренинги для улучшения отношений в коллективе
-уметь реагировать к возникшей проблеме адекватно
-стремиться понимать других работников организации
Заключение
В данной курсовой работе был проведен аналитический и практический анализ управления поведением в конфликтных ситуациях в МКУ «Амгинское РУО».
Управление поведением - это система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.
А вот модели поведения персонала – это образ поведения работников, обеспечивающие достижение заданных целей. Модели эффективного поведения формируются в соответствии с принятой стратегией развития организации.
Существуют три модели поведения участников конфликта:
• деструктивное. Оно ориентировано на достижение личных преимуществ;
• конформное. Связано с односторонними или взаимными уступками (нельзя путать с неучастием или пассивным сопротивлением);
• конструктивное. Предполагает совместный поиск решения, выгодного для всех.
Руководитель организации должен заботиться не только о производительности организации, но и о коллективе.
В ходе исследования было выявлено, что в МКУ «Амгинское РУО» конфликты не частое явление. Также были предложены рекомендации для устранения конфликта при их возникновении в будущем. Ведь каждый руководитель должен быть готов к этому.
Даже если организация сплоченная, то не факт, что в нем не будет конфликтов. Как говорилось ранее, в любой организации происходят конфликты.
Итак, мы можем утверждать, что роль управления поведением в организации очень важная задача не только для руководителя, но и всего персонала предприятия. Управление поведением – залог успешной деятельности организации.
Основываясь на результатах исследования коллектива МКУ «Амгинское РУО» были выявлены рекомендации, с помощью которых можно помочь организации при конфликтных ситуациях.
Поставленные цели и задачи курсовой работы были успешно достигнуты.
Список использованной литературы
1.Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов.-:Питер, 3-е издание.: ЮНИТИ, 2008. — 496 с.
2.Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб пособие. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «Тетрасистемс», 2011.- 464с.
3.Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, формы: пособие для подготовки к экзаменам. – Минск.: Совр. шк., 2006. – 348с.
4Гансова Э.А. Социально-экономическое управление - Киев: Высшая школа, 2010;
5. Гончаров В.И. Менеджмент: Уч. пособие. – Мн.: Мисанта, 2012. - 624с.
6.Гришина Н. В. Производственные конфликты и их регулирование - СПб: Лениздат, 2008;
7.Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам - М.: Вече, 2010;
8.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2012
9.Иосифович Н. Ты - босс!: Как стать толковым руководителем - М.: Вече, 2013.
10.Кабушкин Н.И. Учебник. – Мн.: ЗАО «Экономпресс» НПЖ «ФУА», 2009. – 284с.
11.Кибанов А.Я., Дураков И.Б. Управление персоналом в организации: Уч. пособие: - М.: Инфра-М, 2005. – 301с.
12.Коротков Э. М. Концепция менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Дека, 2010 г. – 301 стр
13.Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение - М.: Наука, 2008;
14.Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель - М: Наука, 2013;
15. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект - М.: Наука, 2012;
16.Менеджмент: Учебник/ под ред. проф. В.И. Королева.- М.: Экономистъ, 2011 - 432с.
17.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (Пер. с англ.) - М.: Дело, 2013г. - 654 с.
18.Мириманова М.С. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., исправ.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.
19.Основы менеджмента / Уч. Пособие. – СПб.: ИД «МИМ», 2009. – 192с.
20.Основы менеджмента и маркетинга: Уч. пособие / В.Б. Зубик, И.А. Ильин, Г.Я. Кожекин и др.; Под общ. ред. Р.С. Седегова. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 382с.
21.Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.И.Гончаров. – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 281с.
22.Отчеты финансово-хозяйственной деятельности РУПП БШФ «Баравчанка» за 2006, 2007 г.
23.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2010. – 556с.
24.Скотт Дж. Конфликты. Пути их преодоления - Киев, Внешторгиздат, 2009;
25.Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов - Спб: Корень, 2009;
26Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебное пособие. – М.: Изд. «Зерцало», 2007. – 448с.
27Уткин Э.А. Профессия менеджер - М.: Экономика, 2008;
28Хачатуров С.Е. Организация производственных систем - Тула: Шар, 2010;
29Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах - М.: МГУ, 2014;
30.Шейнов В. П. Как управлять другими; как управлять собой. Искусство менеджера. 2-е изд., доп. – Минск: Алмафея, 2009.
31. Тест описания поведения Томаса-Килманна. Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://psylab.info (Дата обращения: 11.10.2015)
14