ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ковалева Г.В. 1, Жарикова Л.И. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения в российской системе образования, связанные с вхождением в Болонский процесс, приводят к необходимости обновления не только программ обучения, но и технологий воспитания. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущим видом деятельности ребенка является игровая деятельность. Однако, это и время подготовки ребенка к обучению в школе, к смене игровой деятельности на учебную.

Начало обучения в школе требует от ребенка определенного уровня развития психических познавательных процессов, наличия специфических для учебной деятельности личностных качеств, таких как произвольное внимание, долговременная память, воля, саморегуляция, мотивация к учению, ответственность и др. Отчасти эти требования реализуются в различных формах предшкольной подготовки детей. Однако, по-нашему мнению, в подготовке детей к обучению в школе недостаточно внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию, хотя этот период наиболее благоприятен для целостного развития личности ребёнка, формирования положительного отношения к Родине, обществу, другому человеку, к себе, осознанного отношения к труду, учебе, своим обязанностям.

Для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в русле современных требований необходимо наличие следующих условий: теоретико-методологическое обоснование, социально-экономические, организационно-педагогические и условия, способствующие индивидуальному развитию личности будущего школьника. Эти условия необходимо рассматривать не по отдельности, а в комплексе, так как согласно принципу целостной структуры личности (Б.Г. Ананьев), человеческую личность следует рассматривать как единое целое [2].

С исторической точки зрения можно увидеть две взаимосвязанных тенденции в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании у него моральных ценностей – сохранение универсальных ценностей и смену парадигм в формах осуществления духовно-нравственного воспитания, в воспитательных технологиях.

В современных условиях период предшкольной подготовки детей должен быть насыщен духовно-нравственным воспитанием, которое осуществляется посредством игр, общения, творческой деятельности, включения элементов обучения. Но в отличие от повседневной жизни, предшкольная подготовка характеризуется наличием целенаправленных, системных и разнообразных воспитательных действий со стороны педагога. Духовно-нравственное воспитание ребенка старшего дошкольного возраста имеет специфику, связанную не только с ведущим видом деятельности (игрой), но и призвано решать задачи эффективной подготовки ребенка к школьному обучению.

Осуществляя духовно-нравственное воспитание детей предшкольного возраста, необходимо учитывать следующие аспекты проблемы: во-первых, форму организации предшкольной подготовки детей (индивидуальная подготовка, детский сад, центр дополнительного образования, школа). Л.А. Никитина называет следующие модели образовательных учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку: ДОУ (детский сад, центр развития ребенка) в группах полного и кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой). УВК – начальная школа – детский сад, прогимназия. На базе общеобразовательных школ – группы кратковременного пребывания с полным днем. В центре дополнительного образования – группы кратковременного пребывания детей 5,5–6,5 лет (6–7 лет). Домашнее образование (система гувернерской службы на базе центра развития ребенка). На базе семейных детских домов по существующим стандартам (под патронатом органов образования). На базе Лекотек и Центров игровой поддержки [3].

Во-вторых, уровень нравственной воспитанности детей. В-третьих, учет культурных особенностей детей, входящих в группу предшкольной подготовки. В-четвертых, выбор образовательной организацией воспитательно-образовательных программ предшкольной подготовки, реализующих духовно-нравственное воспитание детей.

На сегодняшний день, в нашей стране существует большой выбор таких программ. Наиболее популярными являются программы:

«Наследие» М.Ю. Новицкой;

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой;

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алёшиной;

«Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук;

«Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой;

«Мир детства», г. Оренбург;

«Росток» г. Челябинск;

«Живой родник», г. Северск;

«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С. Куприной, Т.А. Будариной и др.;

программа по гражданскому воспитанию Е.В. Соловьевой;

«История и культура России – дошкольнику» Г.Н. Данилиной.

«Я – Человек» С.А. Козловой;

«Непреходящие ценности малой родины» Е.В. Пчелинцевой;

«Развитие у детей представлений об истории и культуры» Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой;

«Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников на традиционной культуре народов Алтая» О.И. Давыдовой и др. [1].

И название программ, и их содержание указывают на то, что они построены на принципах региональных и национальных особенностей и общечеловеческих ценностей, направлены на развитие творческих способностей детей. Эти программы предшкольного образования детей являются универсальными для подготовки к школе, потому что в их основе –общечеловеческие ценности и знания, и направлены они на такие приоритетные направления в развитии детей, как

  • интеллектуально-творческое,

  • сенсорное,

  • социальное,

  • физкультурно-оздоровительное,

  • речевое,

  • ознакомление с окружающим миром,

  • подготовка руки к письму,

  • развитие детей [4].

Формирование ценностного отношения к самому себе как личности, стране, в которой он живет, малой родине, развитие нравственных качеств в духовно-нравственном воспитании будущего школьника являются необходимой основой для его последующего обучения и успешной социализации.

Литература

  1. Давыдова, О. И. Анализ современных воспитательно-образовательных программ ОУ, реализующих гражданское, патриотическое, поликультурное воспитание средствами этнопедагогики в группах по подготовке к школе [Текст] / Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения : сборник научных статей. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С. 9-15.

  2. Жарикова, Л. И. Генезис ценностного отношения будущих педагогов к непрерывному образованию [Текст] / Инновации в образовательном процессе вуза : монография. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – С. 7-34.

  3. Никитина, Л. А., Колмогорова Л.С. и др. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир» [Текст] / Л. А. Никитина, Л. С. Колмогорова, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. – 186 с.

  4. Привалова, Т. В. Специфика предшкольной подготовки детей в школьных группах кратковременного пребывания [Текст] / Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения : сборник научных статей. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С. 82-85.

Просмотров работы: 760