ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИУМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИУМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Челнокова Ю.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Библиотеки являются многофункциональными социальными институтами. К началу XX в. сформировалось представление о библиотеке как сложной социально-культурной системе. В современных исследованиях насчитывается более двадцати формулировок социокультурных функций библиотек, таких как: коммуникативная, познавательная, информационная, кумулятивная, гедонистическая, эстетическая, библиотерапевтическая и др. [1, с. 30].

Е. И. Полтавская, исследовавшая библиотеку как социальный институт, доказала, что институт с точки зрения системного подхода «цивилизованно регулирует, упорядочивает взаимоотношения двух элементов: предлагающего ценность и потребляющего его» [3, с. 35]. Эта позиция позволила ей определить социальный институт как систему «организация – потребитель» и рассматривать с данной точки зрения библиотеки в связи с пользователями. Согласимся с тем, что библиотека как социальный институт реализует производимые библиотекой-организацией ценности потребителю по определенным правилам, регулируя и организуя поведение своих пользователей в обществе. Библиотеки хранят и предоставляют пользователям социальные знания. При этом выполняются общественно значимые функции для обеспечения достижения определенных целей. Формой реализации социальных функций библиотеки, в том числе для детей и подростков становятся библиотечные технологии и услуги. Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, обладают всеми четырьмя существенными признаками СИ: их пользователи и производственный персонал вступают устойчивые отношения, заданные определенными нормами и регламентами; библиотеки характеризуются определенной структурой и выполняют в обществе социально значимые функции во взаимодействии с другими социокультурными институтами: школа, семья, учреждения культуры, дополнительного образования и пр.

Вопросам истории руководства детского чтения посвящены исследования Н. А. Рубакина, О. И. Капицы, В. А. Зеленко и др. Фактически с конца XVIII по XIX века в среде просветителей шел процесс трансформации идеи детской библиотеки, ее осмысление как феномена культуры. До начала XX века библиотечное обслуживание детей и подростков осуществлялось в учебных – школьных библиотеках. В предреволюционной России для организации чтения подрастающего поколения стали появляться специальные детские библиотеки. Особенно усилилось их создание после I Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911 г.). К 1917 г. количество детских библиотек в России не превышало двадцати. Не останавливаясь подробнее на истории развития библиотечного обслуживания детей и подростков, рассмотрим его основные исторические этапы, начиная со школьных библиотек.

Формирование школьных библиотек происходило в контексте развития школы и системы образования, обобщения и систематизации педагогического, библиотечного, инновационного опыта для конкретной исторической эпохи. Школьную библиотеку, как и любую другую систему можно рассматривать в различных аспектах, отражающих главные, сущностные признаки объекта: в структурном, функциональном и временном, то есть историческом. Библиотека – единое целое, но для удобства анализа можно разделить структурные, функциональные и временные аспекты, хотя они и взаимообусловлены.

Рассмотрим эволюционирование процесса регулирования деятельности школьных библиотек в связи с конкретными историческими условиями их существования и особенностями регионального развития. Проанализировав источники по истории педагогики, образования и библиотечного дела выделяем четыре основных периода в развитии системы школьных библиотек:

  • подготовительный период (Х – ХVII вв.). Образование в этот период было исключительно церковным, единым для всех сословий, для взрослых и детей, для девочек и мальчиков. Оно заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и Священного писания, учителями были духовные и светские лица. В конце периода возникли общественные и государственные школы, но упоминания в документах о школьных библиотеках отсутствует;

  • организационный период (ХVIII – ХIХ вв.). В ХVIII веке в России начала формироваться государственная система образования: оно разделилось на светское и церковное, для каждого сословия создавались свои школы. Уже в начале века отводится большая роль библиотекам при учебном заведении («Духовный регламент» (1721 г.)). К концу ХVIII века можно говорить о появлении школьных библиотек как особого типа учебных библиотек;

  • классический период (конец ХIХ – ХХ вв.). В начале периода в архивах и музеях появляются отчеты, печатные и фотографические материалы о деятельности образовательного учреждения, в которых упоминается о школьных библиотеках, их участии в учебно-воспитательном процессе школы. Вторая часть периода – советский период в развитии, усиление идеологических функций;

  • преобразовательный период (конец ХХ – ХХI вв.). Наблюдается неустойчивое развитие массовых детских и школьных библиотек. Глобализация, информатизация и демократизация всех сфер общественной жизни, образовательные вызовы постиндустриального общества диктуют необходимость модернизации библиотек для детей и подростков.

В подготовительный период (XI – XVII вв.) начинают создаваться отдельные библиотеки, отвечающие образовательным потребностям общества. Информационное пространство общества и, соответственно, система образования до XI века основывались на устной системе коммуникаций. С принятием христианства на Руси началось развитие массовой письменной культуры, которое облегчало процесс первоначального школьного образования. Устная система информационных коммуникаций дополнилась письменной, а затем и печатной.

Нашествие татаро-монгольских завоевателей и разгром русских городов в XIII веке особенно пагубно отразились на развитии отечественного образования: прекратили свою образовательную деятельность училища и школы, были уничтожены библиотеки. В середине XVI века в русском государстве появилось книгопечатание, ставшее крупным событием в области культуры и просвещения. С его появлением не только рукописные, но и печатные книги стали распространяться среди людей различных сословий. Азбуки, буквари, учебные руководства по грамматике и арифметике, часослов и псалтырь обеспечивали содержание образования, формы и методы обучения в школе. Таким образом, в подготовительный период осуществлялось церковное, а не государственное управление учебными (школьными) библиотеками. Информационное пространство было основано на устной коммуникации и ограниченном книжном документном фонде. Уральский регион в это время был еще не освоен российским государством.

Организационный период (ХVIII – ХIХ вв.) характеризуется становлением системы образования, расширением количества книг. Сподвижник Петра I, Ф. С. Салтыков в «Пропозициях» (1712 г.) вносил предложение о создании в России академий-гимназий, а при них обязательно библиотек с книгами на разных языках и о разных науках. М.В. Ломоносов большое значение придавал обеспечению учебной литературой каждого ученика, и тем самым способствовал организации в школе пунктов выдачи книг, то есть библиотек. В 1812 году создается Царскосельский лицей с богатой библиотекой. Библиотека лицея – первая школьная библиотека, подробно описанная в печатных источниках. Роль чтения, в т.ч. детского и семейного, возрастала; книга служила не только источником информации, но и школой души, способом общения с миром. Благодаря императору Петру I воспитание и образование молодых людей впервые стало рассматриваться как дело государственной важности, государство начало оказывать регулирующие воздействие на систему образования, в том числе библиотеку, через книжный фонд и библиотечный персонал.

Информационно-образовательное пространство этого периода характеризуется расширением книжного фонда в связи c переходом к печатным изданиям, в т. ч. определенным спектром учебной литературы. Для подготовки учительского персонала была создана Академия наук, в которой открыта библиотека, игравшая ключевую роль в учебном процессе и включавшая переводчика для чтения иностранных книг. В структуру Академии входила Гимназия, куда могли поступать все желающие, и Университет, куда поступали окончившие гимназию. Наряду со светскими школами, дающими общее образование, были открыты специальные школы: артиллерийская, медицинская, инженерская (1712 г.), морская академия (1715 г.).

В начале ХVIII века происходило реформирование системы образования в России. В общем, специальном и церковном образовании процессы учения и пользования библиотекой были слиты воедино. «Школьная библиотека должна была иметь богатейший фонд, обеспечивающий глубокую и разностороннюю подготовку. Но и средств на ее содержание не жалели, ведь она рассматривалась как составная часть учебного процесса, библиотекарем чаще всего было первое лицо учебного или научного заведения» [1, с. 15]. Итак, к концу XVIII века можно было говорить о появлении в России школьных библиотек как особого типа учебных библиотек. В дальнейшем библиотеки создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, средних и низших учебных заведениях, церковно-приходских школах. Сеть школьных библиотек соответствовала структуре образования и образовательных учреждений в России.

В начале XIX века правительство России предприняло практические шаги по увеличению числа учебных заведений в стране и созданию их сети. В 1802 г. утверждается Министерство народного просвещения, затем 6 учебных округов, действовавших при университетах. Дальнейшее развитие просвещения способствовало расширению круга читателей. Спрос на книги, журналы, газеты особенно возрастал в различных слоях общества. К началу 1830-х гг. в России насчитывалось 62 гимназические библиотеки и несколько десятков библиотек при уездных училищах – это были преимущественно небольшие ученические библиотеки закрытого типа [343, с. 100]. Структуру библиотеки образовательного учреждения этого периода можно представить как трехэлементную: помещение библиотеки (материально-техническая база) – фонд (книга) – ученик, учитель. Деятельность этих библиотек строго регулировалась на государственном уровне. Министерство духовных дел и народного просвещения образовало ученый комитет, одной из задач которого была рекомендация книг для библиотек учебных заведений. В 1824 г. Министерство распорядилось приобретать только книги, изданные его типографией. В этом же году была проведена ревизия библиотек всех учебных заведений «для изъятия противных вере и правительству сочинений и переводов» [1, с. 46].

В это время в условиях нарастающих общественно-политических и на­циональных противоречий, перед российским государством объективно встала задача выработки системы идей, которые могли бы давать убедительные от­веты молодежи о перспективах развития России. Государство стремилось способствовать гражданскому просвещению молодежи и государственному единству: осознанию народами, живущими в пределах одного государства, общности исторической судьбы, культуры, социальных и политических интересов. От успешности государственной политики в этой сфере во многом зависело будущее России. Не прекращается обсуждение вопросов реформирования системы образования в направлении перехода к всеобщему обучению и единой школе. Эти задачи требовали от Министерства народного просвещения внесения корректив в программы разных типов школ, в том числе и в отношении русской истории: необходимо было создание такой системы взглядов на русскую историю, которая равным образом могла бы быть воспринята детьми разных социальных групп и служила бы их гражданскому просвещению в интересах стабильности государства.

Земская реформа 1864 г. открыла новые возможности для развития просвещения в России. Демократические выборные органы местного самоуправления – земства создавали по всей России школы, больницы, библиотеки, выпускали газеты. Важнейшим направлением деятельности земств являлась работа в области народного образования. Школа, как массовое образовательное учреждение, представляла наибольшие возможности государству для просвещения и формирования гражданского самосознания растущего населения России, особенно в связи с законодательно закрепленным в 1864 г. равным правом всех сословий на образование и значительным увеличением числа учащихся за счет крестьянских детей.

Земские деятели проповедовали идеи о том, что уровень развития общества зависит от состояния культуры и народного образования, поэтому путь к лучшей жизни всего общества связывали с развитием просвещения, распространением знаний в широких народных массах. Они выступали за новую демократическую народную школу, дающую подрастающему поколению научное, связанное с жизнью, полноценное общее образование. С середины 1860-х гг. уездными земствами начинают создаваться школьные библиотеки, с начала 1880-х годов эти библиотеки стали интенсивно развиваться и появляться почти в каждом среднем учебном заведении, к концу XIX века они существовали уже в 2/3 земских школ.

Каждое среднее учебное заведение должно было иметь библиотеку, которая обычно делилась на фундаментальную и ученическую. Первые рассчитывались на педагогический персонал и составлялись из книг по педагогике, психологии, философии, сочинений на русском и иностранных языках по всем отраслям научных знаний, журналов и других периодических изданий. В некоторых учебных заведениях фундаментальные библиотеки насчитывали несколько десятков тысяч томов. Ученические библиотеки, как известно из отчетов средних учебных заведений, обычно разделялись на классные библиотеки или возрастные библиотеки высшие (7 и 8 классы), средние (6 – 4 классы), низшие (1 – 3 классы). Последнее деление на практике стало применяться со времени выхода из печати «Опыта каталога учебных библиотек» в 1889 году [1, с. 71].

Ученические библиотеки, кроме учебников и учебных пособий, имели научно-популярную и художественную литературу. Принцип и порядок комплектования фонда библиотек средней школы, а также их состав определялись Министерством народного просвещения. Централизованное руководство комплектованием фонда и организация каталога школьных библиотек осуществлялась через так называемые министерские каталоги, выполнявшие функции типовых. Во многих обращениях в адрес правительства, земства касались вопроса снабжения школ книгами и учебниками, но не столько количества, сколько качества, предлагалось расширить каталоги распространяемых книг. Поэтому в дальнейшем Министерство народного просвещения после критики общественности и педагогов предоставило педагогическим советам полный простор в деле расширения списка книг.

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности – общественные просветительские организации. Они занимались созданием народных школ и библиотек, организацией педагогических курсов и съездов, изданием лучших книг русских и зарубежных писателей для народа, а также сбором статистических данных в области народного образования. Прогрессивная демократическая общественность занималась обеспечением школьных библиотек книгами. Организовывались специальные книжные склады, через которые уездные земства могли получать книги, учебники и письменные принадлежности, причем торговля велась не в коммерческих, а в просветительских целях [1, с. 101].

Таким образом, деятельность школьных библиотек в первую часть классического периода регулировалась не только государством, но и органами местного самоуправления (земствами), демократической общественностью. По мнению общественности, школа без библиотеки не могла выполнять учебно-воспитательных задач: библиотека в учебном заведении помогает классному преподаванию, предоставляет материал для внеклассного чтения и руководит им, учит детей пользоваться книгами и библиотекой в целях самообразования.

Государство – через деятельность Министерства образования (с 1867 г. надзор за библиотеками стало осуществлять также Министерство внутренних дел), органы местного самоуправления – через свои органы управления образованием, общественность – через общественные организации (общества попечения, институт почетных блюстителей и попечительские советы), влияли на школьные библиотеки, определяя, в качестве факторов внешней среды, их функции, регламентируя деятельность, обеспечивая материальными и финансовыми ресурсами.

Деятельность библиотек средних учебных заведений во второй половине XIX начале XX веков регулировалась сводом уставов учебных заведений и Министерством народного просвещения. Библиотеки учебных заведений были под начальством попечителя учебного округа, в самом учебном заведении деятельность библиотеки регламентировалась решениями педагогического совета и утвержденными правилами хранения и выдачи книг. Особенное внимание уделялось фондам школьных библиотек: фонд должен быть достаточно велик по количеству книг, достаточно хорош по их качеству и разнообразен по содержанию. Поэтому встала проблема выбора необходимых учебных пособий и другой литературы, в дальнейшем комплектование осуществлялось на основании «Определений» Ученого Комитета и его Особого отдела. Фонды школьных библиотек регулярно подвергались инспекторской цензуре: многие издания изымались из обращения, т. к. не соответствовали требованиям, предъявляемым Министерством народного просвещения.

Наиболее популярны были в это время книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». Многие авторы писали книги по различным учебным предметам, заимствуя его методику. Большим разнообразием отмечались книги по истории, естествознанию, другим предметам. Особенно следует выделить учебные книги, сыгравшие большую роль в становлении и укреплении народной школы. Среди них – Н. А. Корф «Наш друг», Н. Ф. Бунаков «Азбука и уроки чтения», «В школе и дома», В. И. Водовозов «Детские рассказы и стихотворения», «Рассказы из русской истории», «Книга для первоначального чтения», В. П. Вахтеров «Мир в рассказах для детей», Л. Н. Толстой «Азбука» и «Книга для чтения». Большинство уездных земств многих губерний России ассигновали значительные суммы на покупку этих учебных пособий. Самыми крупными отделами в школьных библиотеках являлись беллетристический и духовно-нравственный, за ними следовали исторический и географический. Обороты торговых операций на книжных складах губернских земств (Московского, Петербургского, Саратовского, Харьковского, Тверского) к концу XIX в. достигали десятков тысяч рублей.

В классический период фактором духовного развития ребенка осознается рационально организованное чтение, «воспитание чтением», на это обращают внимание революционеры-демократы В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. В. Щелгунов, Н. Г. Чернышевский. Педагогические идеи К. Д. Ушинского, В. П. Острогорского, Л. Н. Толстого и др. получили широкое распространение в обществе.

Повышению значимости библиотечного дела в классический период способствовали известные библиотекари: И. А. Крылов (Публичная библиотека Санкт-Петербурга), Н. И. Лобачевский (Казанский университет), Н. Г. Чернышевский (Саратовская гимназия). На Урале библиотекарем духовного училища был П. П. Бажов, из воспоминаний о писателе можно получить сведения о фонде уральских школьных библиотек. П. П. Бажов учился в 80-е годы в Екатеринбургском духовном училище, а с 1893 г. в Пермской духовной семинарии. Духовная семинария готовила пастырей православной церкви, однако ее выпускник мог стать учителем или выбрать другую гуманитарную профессию. «Семинария вынуждена была знакомить своих питомцев с широким кругом философских учений, без изучения которых нельзя было подготовить церковника-проповедника, способного противоборствовать ненавистникам церкви. Невозможно было обойтись без изучения философских трудов Канта, без опаснейшего учения Гегеля, без развенчания ядовито-безбожного Вольтера и всей плеяды мыслителей от древнейших, начиная, и новейшими, кончая. Эта семинарская программа часто достигала обратного и, не предполагая того, пропагандировала атеизм, способствовала расширению политических знаний. Были предметы, которые преподавались в семинарии, как нигде, безупречно. … Это касается изучения языков, которые очень помогли Бажову в его литературной деятельности», – вспоминает Е. А. Пермяк, который учился в этом духовном училище через четверть века [2, с. 35 – 36]. В семинарии была также тайная библиотека с запрещенными для чтения семинаристами книгами, некоторое время ей заведовал юный Бажов. Ученицы П. П. Бажова вспоминают, что он внимательно следил за тем, что они читали. Очень резко и насмешливо отзывался он о книгах Чарской, заполнявших в ту пору все школьные библиотеки [2, с. 153].

На рубеже XIX – XX веков, с развитием промышленного производства, создаются объективные предпосылки для расширения сферы образования, демократизации культуры. Система образования в России (до революционного 1917 года) также бурно развивалась. Юридически с 1908 г. бесплатное начальное образование в нашей стране стало обязательным. Если в 1894 г. у нас было 32 тысячи начальных школ, то в 1906 г. – уже 92,5 тысячи, а к 1913 г. – 130 – 135 тысяч. Всего же государственные кредиты для Министерства просвещения с 1884 по 1913 гг. поднялись с 25,2 млн. руб. до 161,2 млн. (не считая расходы на военные и технические учебные заведения). Отдельный бюджет имели и школы, содержавшиеся земствами и городами. За тот же период он вырос с 70 до 300 млн. рублей [см.: 1]. Сводный бюджет российского народного просвещения в 1913 г. достиг фантастической цифры в 0,5 млрд. рублей золотом. Еще раз подчеркнем, что вся образовательно-просветительская деятельность в стране шла рука об руку с библиотеками, опиралась на их фонды. Учебные заведения просто не могли существовать без повседневного использования библиотечной литературы.

Необходимо отметить большую свободу, демократичность библиотечной жизни в России после революции 1905 – 1906 гг. даже по европейским меркам. Принципиальные положения Царского Манифеста от 17 октября 1905 г., даровавшего полный перечень гражданских свобод, сохраняли свою силу, невзирая на подъем антиправительственной революционной волны с 1911 – 1912 гг. и даже начало I Мировой войны. В обществе усилилось внимание к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Детская литература этого времени была представлена произведениями отечественных и зарубежных авторов, появились журналы для детского чтения, научно-популярная литература, издания для самообразования, увеличилось число школьных учебников, выработаны систематические программы для домашнего чтения. Рационально организованное чтение представлялось одним из важнейших факторов умственного и эстетического развития, руководство детским чтением становится неотъемлемой частью педагогики. Библиотекари и педагоги обращали внимание на внеклассное чтение, формировали фонд школьной библиотеки для младших классов в соответствии с программой систематического чтения, наблюдали за чтением с помощью тетрадей для записи о прочитанном. Проводились также беседы о прочитанных книгах во внеурочное время, чтобы помочь в усвоении книжного содержания. Вопросы о правильном руководстве чтением и внеклассном чтении не раз обсуждались в печати педагогами, самими учащимися и их родителями. Но на практике комплектование фондов было поставлено не совсем удовлетворительно, и этот вопрос частично решался за счет благотворительных взносов. Так, во второй половине XIX века вошло в практику учебных заведений устраивать благотворительные концерты, платные лекции с музыкальными номерами и декламацией стихотворений, спектаклей, а на вырученные средства комплектовать библиотеки. С 1905 г. в средних школах стали организовываться читальни, их фонд обычно составляли периодические издания, по перечню, утвержденному педагогическим советом, с учетом мнения родительских советов и самих учащихся. Одним из средств руководства чтением были систематические списки книг и статей, имеющихся в библиотеке по отдельным отраслям знаний и отдельным вопросам.

На начало 1914 г. из 75,9 тыс. функционирующих в России библиотек 78% составляли учебные библиотеки (средних и начальных учебных заведений). Школьная библиотека, без которой немыслима правильная деятельность учебного заведения, играла ведущую роль в организации чтения подрастающего поколения. В предреволюционные годы велись напряженные поиски альтернативы школьной библиотеке, оптимальное решение виделось многим в идее специальной детской библиотеки. И такие библиотеки начали появляться в дореволюционной России. Как уже было отмечено, их количество к 1917 г. было около двадцати. Особенно усилилось их создание после I Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911 г.).

Таким образом, в первой части классического периода, на рубеже веков, неотъемлемой частью регулирования системы образования и школьных библиотек в России были государственная, земская и общественная деятельность в области библиотечного дела. Мероприятия, проводимые российскими земствами, несомненно, облегчали доступ учителей к научной и методической литературе, позволяли быть в курсе актуальных проблем педагогический науки, углублять научные знания по различным предметам. С этой целью уездные земства высылали в школы педагогические журналы и методические руководства.

К началу XX века сложилась многоуровневая система регулирования деятельности школьных библиотек, которая включала факторы дальней и средней зоны внешней среды – государственные, муниципальные и общественные организации, а также факторы ближней зоны – конкретного образовательного учреждения. Отметим, что данный период имеет схожие черты с первой половиной классического периода земских реформ (конец 19 – начало 20 века), для которого была характерна активная деятельность местного самоуправления, общественных организаций, меценатов по продвижению чтения и образования.

Вторая часть классического периода – 1917 г. – 90-е годы XX века характеризуется усилением идеологических функций всей советской системы библиотек, в т. ч. детских и школьных.

В начале 30-х гг. усиливаются элементы государственного руководства и функций государственной пропаганды во всех библиотеках СССР. Постановление ЦИК СССР от 27.03.1934 г. «О библиотечном деле в Союзе ССР», впервые отметило успехи в библиотечной деятельности, рост сети библиотек, наметило систему государственного руководства библиотечным делом. В каждой республике при Наркомпросах вводились библиотечные управления, организовывавшие планирование, учет и руководство сетью массовых библиотек и контроль деятельности всех библиотек, независимо от ведомственной принадлежности. Наращивалась материальная база и кадровый потенциал. Создана стабильная сеть библиотечных коллекторов. Отрицательными чертами политики этих лет стали «чистки фондов», «чистки кадров» и репрессии во всех видах советских библиотек.

Постепенно с развитием библиотечного дела в стране расширялась сеть школьных библиотек: 163 тыс. в 1940 г., 196,4 тыс. в 1960-м. В 40-х годах библиотечное дело СССР развивалось в условиях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Начавшаяся в июне 1941 года война принесла большие разрушения учебно-материальной базе школы, многочисленные трудности и лишения, но развитие школы продолжалось. Условия военной поры заставили общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонную работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, госпиталям, промышленному производству, аграрному сектору. Очень важной была помощь школьников в госпиталях, в т. ч. чтение раненным вслух, помощь в написании писем родным.

Развитие системы библиотечного обслуживания населения СССР в 60-х – 70-х гг. проходило под лозунгом построения коммунизма. В 1959 – 1965 гг. появились новации в работе библиотек: открытый доступ, организация и развитие системы МБА, начало планомерной научной работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения в регионе. Росли сеть школьных библиотек и сеть детских библиотек. В 1970-е годы детские библиотеки решали задачи формирования коммунистического мировоззрения детей, использовались разнообразные формы работы: утренники, обзоры, обсуждения книг, встречи с писателями. Авторитет и популярность детским библиотекам обеспечивало сотрудничество со многими организациями: комсомолом, отделами образования, театрами, институтами культуры, обществом книголюбов и другими. Постановлением 1974 г. «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» инициировано создание централизованных библиотечных систем (1974 – 1980 гг.). Централизация при недостаточном финансировании привела в целом к негативным последствиям для фонда библиотек. Периодически в разных регионах предпринимались попытки объединить детские и школьные библиотеки, но ведомственная разобщенность, жесткая ведомственная подчиненность детских библиотек Министерству культуры, а школьных библиотек – Министерству образования, препятствовали этому интегративному процессу, широкому распространению межведомственного объединения. Существует позитивный опыт работы объединенных межведомственных систем есть в Краснодарском крае (Гулькевичский район), Пензенской области (Шемышейский район), Белгородской области и на Урале (г. Озерск, Челябинская область): «Централизованная система детских и школьных библиотек». Опыт последней представлен в § 3.3, он показывает эффективность функционирования библиотек для детей и подростков в едином информационно-образовательном пространстве на межведомственной основе.

Итак, в конце классического периода, в советский период развития библиотек для детей и подростков, происходит их институционализация как идеологического института, их деятельность строго регулируется, регламентируется государственным и партийным руководством. Социально-экономические преобразования, начавшиеся в обществе в середине 1980-х годов, ослабление позиций КПСС, демократизация всех сторон общественной жизни вызвали критическое переосмысление казавшихся незыблемыми на протяжении десятилетий идеологических оснований, базировавшихся на коммунистических идеях. Начался поиск новых ориентиров деятельности библиотек в изменившихся социально-экономических условиях.

Преобразовательный период (конец XX – XXI века) характеризуется глобализацией, информатизацией и демократизацией общественной жизни. Образовательные вызовы постиндустриального общества диктуют необходимость модернизации школьных и детских библиотек, число которых в России по разным оценкам составляет 63 – 65 тыс. Отметим нарастание интегративных тенденций в деятельности как библиотек между собой, так и с другими социальными институтами. Детские библиотеки развивают партнерские отношения с учреждениями основного и дополнительного образования, общественными организациями, средствами массовой информации и др. По своему характеру, по масштабу перемен в подходах к образованию, преобразовательный период схож с первой частью классического периода земских реформ. Представляется необходимым изучить подробнее деятельность местного самоуправления, общественных организаций, меценатов того времени и воспользоваться богатым историческим опытом для расширения процесса институционализации библиотек для детей и подростков в современных условиях.

Итак, библиотеки для детей и подростков являются социокультурными институтами. Выделены три исторических периода: организационный (конец 18 в. – конец 19 в.), к концу которого появились школьные библиотеки как особый тип учебных библиотек; классический (первая часть – конец 19 в. – начало 20 в. период земских реформ и вторая часть – советский период); преобразовательный (конец 20 в. – начало 21 в.). В разные исторические эпохи библиотеки для детей и подростков могли быть максимально востребованными и занимать значимое положение в решении идеологических, просветительских, культурных, образовательных и других задач, или, напротив, оказываться «в тени» и играть роль более чем скромную. Востребованность библиотечного обслуживания подрастающего поколения конкретизировалась процессами государственного управления и общественного регулирования библиотечной деятельности.

Выявлено, что текущий преобразовательный период (конец 20 в. – начало 21 в.) имеет схожие черты с первой половиной классического периода земских реформ (конец 19 в. – начало 20 в.), для которого была характерна активная деятельность местного самоуправления, общественных организаций, меценатов по продвижению чтения и образования с использованием потенциала библиотек для детей и подростков. Классический период развития библиотек для детей и подростков характеризуется усиленным вниманием общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения, выделением рационально организованного чтения как одного из важнейших факторов умственного и эстетического развития, и позиционированием руководства чтением в качестве неотъемлемой части педагогики. Изучение и заимствование позитивного исторического опыта в современных условиях позволит использовать потенциал библиотек для детей и подростков для решения важных социокультурных задач, в т. ч. для удовлетворения потребностей общества в развитии образования и культуры.

Литература:

  1. Малыгина А.В., Осин А.К. НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ //Международный журнал экспериментального образования.- 2014.- № 7-1.- С. 122-124.

  2. Олефир С.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- 2010.- Выпуск № 3 (5).- С. 85-93.

  3. Осин А.К. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ //Научный поиск.- 2015.- № 3.6.- С. 32-38.

  4. Осин А.К. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС //Научный поиск.- 2012.- № 2.1.- С. 67-68.

Просмотров работы: 968