ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Никифоров А.А. 1
1Северо-восточный федеральный университет, Финансово-экономический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система органов государственного технического надзора является одним из важнейших элементов обеспечения надлежащего технического состояния самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В настоящее время развитие нормативно-правовой, технологической и инструментальной базы в области государственного технического надзора на федеральном уровне в связи с упразднением Гостехнадзора России фактически прекращено. Поэтому имеется насущная необходимость оценки эффективности деятельности Гостехнадзора РС(Я) в настоящее время, разработки нормативно-правовой базы,  на региональном уровне.

В связи с развитием газовой, угольной, алмазодобывающей промышленности в Республике Саха (Якутия) с каждым годом растет количество машин применяемых в данном секторе, подлежащих государственной регистрации в органах гостехнадзора и обязательному прохождению государственного технического осмотра. Следовательно, растет и нагрузка на инженеров-инспекторов возглавляемых районные инспекции. Данную проблему можно решить увеличением штатной численности инженеров-инспекторов, привлечением внештатных инспекторов, внедрением информационных систем, средств позволяющих систематизировать, автоматизировать некоторые процессы государственного управления, разработкой законопроекта и созданием внутренней целевой программы. 

Таким образом, в области государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин в Республике Саха (Якутия) необходимо развитие законодательства, техническое переоснащение инспекций гостехнадзора. И исходя из вышеизложенного, мы видим, что тема настоящей данной работы на сегодняшний день является актуальной.

Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Саха (Якутия)», имеет ряд нерешенных проблем. Мы попытаемся рассмотреть возможные пути их решения.

В Республике Саха (Якутия) деятельность органов гостехнадзора кроме федеральных законодательных актов регулируется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 мая 1998 года № 229 «Об утверждении Положения о Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзор) при Правительстве Республики Саха (Якутия)». Указанное положение в настоящее время устарело и не отвечает изменившимся требованиям федерального и республиканского законодательства.

С учетом этого обстоятельства Главгостехнадзором при Правительстве Республики Саха (Якутия) разработан проект закона Республики Саха (Якутия) «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Республике Саха (Якутия)». Проект закона одобрен Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) и внесен на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

В связи с отсутствием центрального федерального органа гостехнадзора в деятельности инспекций происходят законодательные казусы. Недавний случай из практики - Федеральным законом от 28.07.2012 № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 333 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, было отменено взимание государственной пошлины за выдачу государственного талона допуска к эксплуатации машины, вместо нее введена государственная пошлина за выдачу диагностической карты. Коллизия заключается в том, что органы гостехнадзора в настоящее время по прохождении государственного технического осмотра выдают владельцам машин талоны допуски на эксплуатацию, и отсутствуют нормативно-правовые акты регламентирующие выдачу диагностических карт[1].

Необходимо дальнейшее развитие законодательства по регулированию деятельности органов гостехнадзора на региональном уровне. С этой целью Главгостехнадзором при Правительстве Республики Саха (Якутия) разработан проект закона Республики Саха (Якутия) «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Республике Саха (Якутия)», который одобрен Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) и внесен на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В случае принятия закона будет разработано и утверждено Президентом Республики Саха (Якутия) новое положение об органе гостехнадзора в Республике Саха (Якутия). Также необходимо принять положение о контроле за техническим состоянием и правилами эксплуатации аттракционной техники в Республике Саха (Якутия). Главгостехнадзор при Правительстве Саха (Якутия) готов выступить инициатором внесения дополнения в Административный кодекс Республики Саха (Якутия) в части ответственности за экологические правонарушения.

Последние 8 лет работы без руководящего органа федерального уровня по вопросам государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники привели к снижению уровня работы органов гостехнадзора субъектов Российской Федерации, нет обновления законодательной базы, субъекты Российской Федерации финансируют работу органов гостехнадзора по остаточному принципу, отсутствуют надлежащий контроль за работой органов гостехнадзора на региональном уровне. В таких условиях считаем необходимым возобновление деятельности Гостехнадзора Российской Федерации как руководящего, контролирующего, координирующего органа федерального уровня. Также считаем необходимым принятие федерального закона о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, где необходимо подробно установить компетенцию и полномочия органов гостехнадзора с учетом современных реалий и изменений законодательства. Принятие данного закона поднимет престиж органов гостехнадзора, приведет к более четкому выполнению ими своих функций, разграничит полномочия центра и субъектов. Также федеральный орган должен выступить инициатором внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов Российской Федерации, которые не отвечают современным требованиям.

Вторым по важности из актуальных вопросов на сегодняшний день для Главгостехнадзора при Правительстве Республики Саха (Якутия) является вопрос недостаточной штатной численности и повышения квалификации работников.

Начнем со штатной численности инженеров-инспекторов гостехнадзора. Прежде мы указывали на ее недостаточность, в связи с ростом числа зарегистрированных машин. Расчет численности произведем согласно положению «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» исходя их суммарного норматива: один инженер-инспектор на 800-1000 машин и один инженер-инспектор на 40,0 тыс. кВт установленного оборудования[2].

По состоянию на 01.01.2015 г. общее количество зарегистрированных в Управлении по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Саха (Якутия)» тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и других видов техники составляет 31942 единиц. Нормативная расчетная штатная численность инженеров-инспекторов, по состоянию на 01.01.2015 должна составлять 41 человек[3]. На сегодня штатная численность составляет 29 инженеров-инспекторов, т.е. необходимо открыть одиннадцать дополнительных штатных единиц в городских и районных инспекциях гостехнадзора с большой численностью зарегистрированных машин, таких как инспекции города Якутска, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского, Сунтарского, Чурапчинского, Намского, Нюрбинского и Нерюнгринского улусов. С увеличением числа инженеров-инспекторов в указанных инспекциях увеличится охват прохождения технического осмотра поднадзорной техники. Также необходимо привлекать и поощрять внештатных инспекторов. В некоторых регионах Российской Федерации численность внештатных инспекторов гостехнадзора в пять раз превышает число штатных, что положительно сказывается на выполнении надзорных функций в этих регионах.

         Для всех инженеров-инспекторов, как государственным гражданским служащим, обязательным является периодическое повышение квалификации. Курсы по повышению квалификации должны охватывать все общие в области гражданской службы, а также специфические для инженеров-инспекторов гостехнадзора. Так инженер-инспектор должен обладать достаточной компетенцией в вопросах: технической эксплуатации не только самоходных машин, но и оборудования применяемого в сельскохозяйственном производстве; в юридических вопросах, в части гражданских отношений, судебных, административной практики.

Также необходимо повышать компьютерную  грамотность, так как внедрение электронного документооборота поможет повысить качество выполнения услуг, и контроль над выполнением поручений. Внедрение межведомственного электронного взаимодействия уменьшит сроки исполнения запросов, оказания государственных услуг, существенно облегчит работу с отчетами, отправкой сведений о регистрации машин в соответствующие государственные органы, и в некоторой степени, поможет решить вопрос нехватки штатных инженеров-инспекторов.

В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные методы обучения, повышения квалификации, которые помогают избежать дополнительных трат работодателя на командировки работников. Все большее количество образовательных заведений объявляют курсы, которые проводятся с применением информационных технологий посредством всемирной системы объединенных компьютерных сетей - Интернет.[4].

Вышеизложенное обозначает зависимость получения качественного, своевременного повышения квалификации в соответствии с требованиями современности, облегчения труда инженеров-инспекторов, а также увеличение его эффективности от оснащенности инспекций гостехнадзора средствами инструментального контроля за техническим состоянием самоходных машин, наличия доступа к всемирной сети Интернет и современной единой информационной системой, объединяющей инспекции всех районов Республики Саха (Якутия)[5].

Проведенный анализ позволил определить наиболее значимые проблемы, которые предстоит решить в ближайшие годы.

К основным из них относятся:

- устаревшая законодательная и нормативно-методическая база;

- недостаточный уровень материально-технической оснащенности службы;

- отсутствие достаточных условий для качественного оказания государственных услуг и исполнения государственных функций;

- неукомплектованность инспекций средствами инструментально-технического контроля;

-  недостаточная профессионально-техническая подготовка сотрудников;

-  недостаточный уровень технической модернизации;

-  высокая нагрузка на сотрудников, превышающая нормативную;

-  недостаточное и неэффективное стимулирование инспекций за перевыполнение плановых показателей;

-  недостаточный уровень информированности населения и пользователей техники о деятельности службы;

- недостаточная результативность бюджетных расходов, качества управления затратами и результатами, собираемости налоговых и неналоговых платежей в бюджет Республики Саха (Якутия).

По всем вышеизложенным проблемам в инспекции намечены пути решения, разработаны и утверждены дорожные карты, определены источники финансового и материального обеспечения. За каждой из проблем закреплен ответственный исполнитель, осуществляется постоянный мониторинг реализации намеченных мер, спрос с исполнителей за эффективность и своевременность их выполнения.

Список литературы

1. Сборник нормативных материалов для органов гостехнадзора. - М.: Информагротех, 1996. - 160 с.

2. Сборник нормативно-методических материалов для органов гостехнадзора (3-е издание). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - 176 с.

3. Организация работы органов гостехнадзора (сборник материалов по итогам всероссийского семинар-совещания работников гостехнадзора). - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. - 18с.

4. Анализ автоматизированных систем управления в инспекциях гостехнадзора субъектов Российской Федерации (Передовой опыт работы инспекций гостехнадзора). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2012. - 8 с.

5. Организация государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации с использованием программных средств и систем автоматизированного учета. - М.: ФГНУ «Росиинформагротех», 2002. - 80 с

 

Просмотров работы: 1201