СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРАХ Р С (Я) РФ И ГУБЕРНИИ ФИННМАРК КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРАХ Р С (Я) РФ И ГУБЕРНИИ ФИННМАРК КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ)

Алексеева И.А. 1
1Северо-Восточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Статья посвящена анализу социально-психологического состояния Арктических территорий. Россия имеет очень давние экономические связи с Норвегией, со времён поморской торговли. На данный момент экономические, культурные и политические отношения Российской Федерации с данной страной развиваются с каждым годом. Активно ведётся сотрудничество между этими странами в Баренцевом Евро-Арктическом регионе по вопросам разграничения морской территории а также часто проводятся различные совместные семинары и конференции по вопросам экономического развития, сохранения культуры и образа жизни коренных народов. Использован сравнительный метод анализа стран и составлены практические рекомендации по развитию социально-экономического состояния Арктических территорий Республики Саха (Якутия).  

Ключевые слова. Социально-психологическое состояние, Арктические территории, циркумполярная культура.

Актуальность. Сегодня очень большое внимание уделяется изучению Севера и сохранению циркумполярной культуры. На современном этапе в нашей стране имеется большое количество проблем, касающихся уровня жизни населения Арктики и состояния традиционной хозяйственной отрасли жителей Арктики - оленеводства. Поэтому, на наш взгляд, рассмотрение данных проблем является значимым и актуальным.

Россия имеет очень давние экономические связи с Норвегией, со времён поморской торговли. На данный момент экономические, культурные и политические отношения Российской Федерации с данной страной развиваются с каждым годом. Активно ведётся сотрудничество между этими странами в Баренцевом Евро-Арктическом регионе по вопросам разграничения морской территории а также часто проводятся различные совместные семинары и конференции по вопросам экономического развития, сохранения культуры и образа жизни коренных народов и т.д. Что касается связей Республики Саха (Якутии) и губернии Финнмарк1 то здесь огромный вклад внесла деятельность Михаила Ефимовича Николаева, первого Президента РС(Я). В период президентства М.Е. Николаева был заложен фундамент политического и культурного сотрудничества между нашей республикой и губернией Финнмарк. В политическом плане сотрудничество РС(Я) и губернии Финнмарк осуществляется в рамках мероприятий "Арктического Совета". Арктический совет является ключевым институтом деловых отношений по вопросам Арктики. Норвегия и Россия имеют общие границы. Арктический Совет является ареной обеспечения обмена мнений и развития совместных действий. Таким образом, мы решили сравнить состояние уровня жизни и состояние оленеводческой отрасли на примерах РС(Я) РФ и губернии Финнмарк Королевства Норвегия и дать рекомендации по развитию арктической территории нашей республики.

В арктической зоне2 Якутии местное население, в том числе и аборигенное, имеет низкий уровень жизни и относится к бедным слоям населения. Что касается губернии Финнмарк, то черта бедности в Норвегии официально не установлена. В своей политике правительство следует правозащитному подходу исходя из той посылки, что бедность − это комплексная проблема, у которой имеются различные личностные и социальные грани. Положение в этой области отслеживается по широкому набору показателей, среди которых − неравенство в доходах, хронически низкий уровень дохода, количество детей, проживающих в семьях с низким уровнем дохода, вовлеченность в трудовые ресурсы, безработица, число получателей социальной помощи и социальных пособий, условия жизни, определяемые такими параметрами, как жилье, состояние здоровья, долги и прочие экономические затруднения и т.п.

В губернии Финнмарк Северной Норвегии политика в отношении рынка труда ориентирована в первую очередь на такие целевые группы, как иммигранты, молодежь, хронические безработные и инвалиды. Кроме того, этим группам отдается приоритет в охвате их мерами стимулирования рынка труда. Если говорить об оленеводстве в Финнмарке, то сегодня для выживания в оленеводческом бизнесе семье требуется гораздо больше животных, чем во времена натурального хозяйства. То же самое мы можем сказать о Якутии. Это зависит от повышения потребностей человека и новыми веяниями времени. В оленеводстве Финнмарка, на наш взгляд, главная проблема: небольшая площадь территории выпаса и большое количество техники, вызывающее эрозию почв. В оленеводстве Якутии главная проблема: большие размеры территории и малое количество техники. Далее приведём рекомендации по улучшению уровня жизни населения и развития оленеводства на арктических территориях РС(Я).

1) Рекомендации относительно улучшения уровня жизни населения арктических территорий РС(Я):

Внутри улусов и среди поселений компактного проживания аборигенов существует значительное различие в уровне жизни. К возрастающим различиям прибавляется повышенный уровень потребления тех слоёв населения, которые не являются бедными. Это всё приводит к тому, что малообеспеченные домашние хозяйства всё сильнее чувствуют своё хрупкое положение. Повышение уровня жизни жителей арктических территорий зависит, и будет зависеть в целом от политики государства, личных инициатив граждан, от приведения в действие политических и экономических прав малочисленных народов. Это должно сочетаться с развитием и укреплением традиционного хозяйства, защитой окружающей среды и окончательным решением вопроса о недрах. Будущее арктических территорий РС(Я) зависит от сохранения и создания условий для традиционной жизнедеятельности малочисленных народов. Необходимо вложить средства в развитие туризма (рекреационных комплексов), широкое введение в производство лекарственных препаратов например, из пантов оленя. Для повышения уровня жизни нужно расширить поле занятости представителей коренных народов, не ограничиваясь только традиционным хозяйством. Нужно начать производство новых продуктов питания, расширить совместную деятельность при добыче полезных ископаемых. Можно было бы получить позитивные результаты вследствие развития предпринимательства, увеличения числа различных предприятий, относящихся также и к развитию промышленности, в которых были бы заняты представители коренных народов.

2) Рекомендации относительно дальнейшего развития оленеводства - одной из традиционных отраслей хозяйства арктических территорий РС(Я):

Оленеводам, их семьям и оленеводческим хозяйствам нужно предоставить закупку продукции оленеводства в достаточном объёме. Продукция должна соответствовать техническим условиям и санитарным нормам. Оленеводам необходимы доплаты и поощрения за постоянную охрану и выпас оленей а также за сохранение и увеличение поголовья оленей. Оленеводам нужна помощь в обустройстве бытовых оленеводческих комплексов. Должно проводиться медицинское обслуживание на местностях кочевий. Нужно в полной мере обеспечить хозяйства материально-техническими ресурсами, например снегоходами, рациями и другой необходимой техникой.

В заключение нам хочется сказать, что необходимо в целом приложить усилия для сохранения этнической культуры северных народов, для развития экономики и сохранения природных ресурсов а также для поддержания чистоты экологии северных территорий. Мы считаем, что за Арктикой стоит будущее нашей планеты, будущее человечества. Потому что именно в Арктике имеются большие запасы пресной воды, полезных ископаемых и т.д.

Литература:

  1. Баишева С.М. Этносоциальная адаптация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) / С.М.Баишева - Новосибирск: Наука, 2012. - 363 с.

  2. Официальный сайт законодательных актов Норвегии: https://lovdata.no (дата обращения 05.11.2015)

  3. Официальный сайт Правительства РС(Я): http://www.sakha.gov.ru/sites/default/files/26/files/zakon%20119-3%20241-III.doc (дата обращения 10.11.2015)

1 Финнмарк - самая северная и самая крупная административно-территориальная единица королевства Норвегия. Административный центр — город Вадсё. Основное население — норвежцы (около 70 %) — потомки переселенцев XIV—XIX веков, однако значительную долю в населении региона (около 24 %) по-прежнему составляют саамы. Государственным является норвежский язык, официальным — также и саамский язык. Финнмарк состоит из 19 муниципалитетов: Альта, Берлевог, Ботсфьорд, Гамвик, Хаммерфест, Хасвик, Карасйок, Каутокейно, Квальсунд, Лебесбю, Лоппа, Мосёй, Нессебю, Нордкапп, Порсангер, Сёр-Варангер, Тана, Вадсё, Вардё.

2 Арктические территории РС(Я) - это 13 улусов: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхнеколымский районы (улусы) Республики Саха (Якутия).

Просмотров работы: 707