РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Смирнова С.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и плавно переходит к мышлению. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребёнка, развития его познавательной деятельности. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Функция мышления - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно восприятием.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно в подростковом возрасте под влиянием обучения школьник начинает устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями и понимать то, что события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. Способность к рассуждению и доказательству тех или иных событий и явлений появляется благодаря развитию абстрактного мышления, которое начинает развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов.

Цель исследования - выявить особенности развития мышления в подростковом возрасте.

Объект исследования - познавательная сфера подростков.

Предметом исследования является развитие мышления в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1.  На основе анализа литературы выделить особенности развития познавательной сферы подростков.

2.  Подобрать методики и провести диагностику уровня развития мышления у подростков.

3.  Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы), эмпирические (тестирование), интерпретационные.

База исследования - МОУ СОШ №18 г. Кинешма Ивановской обл.

При диагностике мышления в подростковом возрасте следует иметь в виду, что в этом возрастном периоде у школьников уже сформировалось умение логически рассуждать, совершать в уме различные сложные действия и операции.

В нашем исследовании принимали учащиеся 7 класса, в количестве 20 человек. Возрастные рамки: от 13 до 14 лет. Мы использовали четыре методики.

Тест на мышление подростков «Сложные аналогии»

Цель теста - методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных знаний.

 Проведя интерпретацию результатов теста на мышление подростков «Сложные аналогии», мы выяснили, что ученики седьмого класса правильно, без особого труда решили все задания и логично объяснили все сопоставления, поэтому из этого следует вывод о том, что ученикам доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Методика «Исключение слов»

Цель методики - методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений в подростковом возрасте. 

Методика «Исключение слов», прежде всего, предполагает качественный анализ  характера ошибок и объяснений испытуемых. Наиболее типичная ошибка, которая допускалась в работах, - слова объединялись по общим, но не существенным признакам, например, из ряда слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» ученики исключают слово «гнездо», потому что оно находится на дереве, а все остальные - на земле. Следует отметить, что исходя из интерпретации результатов данной методики, мы выяснили, у учеников снижен уровень обобщения. Все ряды слов были соотнесены на основе конкретных признаков. 

Методика «Логико-количественные отношения»

Цель методики - выявить уровень развития мышления в подростковом возрасте.

Проведя интерпретацию результатов по методике «Логико-количественные отношения», следует сказать о том, что у учеников седьмого класса средний уровень развития мышления в подростковом возрасте. Значит, что у подростков преобладает практически-действенное и образное мышление. Подростки используют умение управлять определенными этапами мышления. 

Методика «Сравнение понятий»

Цель методики - выявить уровень усвоения процессов анализа и мышления. 

Проведя интерпретацию результатов по методике «Сравнение понятий», мы выяснили, что у школьников средний уровень операции сравнения, большего всего было ответов, в которых учащиеся отмечали черты сходства слов.

По результатам нашего исследования следует сказать о том, что умение анализировать материал у подростков развивается стихийно. От развития таких умений зависит не только глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка. Подростки успешнее выполняют задания, в которых они применяют свои возможности практически-действенного и образного мышления. Развитие мышления подростков сопровождается умением соотносить его виды: от практически-действенного и образного к теоретическому, понятийному.

Подростковый период оценивается как трудный, противоречивый, конфликтный. В подростковом возрасте усиливается независимость детей от взрослых людей. Подростки внимательны к себе, к своей внешности, к самопознанию, самовоспитанию. Основным содержанием развития в подростковом возрасте является развитие и становление личности ребенка. Центральным новообразованием, с которым ребенок вступает в подростковый период, является чувство взрослости. Посредством общения со сверстниками подросток реализует свое чувство взрослости, осваивает нормы и образцы взрослой жизни. В дальнейшем усвоенные нормы становятся основой действий и поступков подростков. Так формируется система личностных ценностей подростка; формируется его личность.

Мышление в подростковом возрасте начинает переходить к глубокому познанию действительности, к пониманию различных связей, явлений.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, мы предложили ряд рекомендаций для развития мышления в подростковом возрасте.

Для правильного развития мышления учителю необходимо на уроках использовать любую возможность: учить давать правильные определения, уметь анализировать, сравнивать, обобщать различные предметы или явления, правильно выражать свою мысль, делать вывод.

Следует использовать больше заданий для самостоятельного сравнения различных предметов или явлений, находить в них черты сходства и различия.

Для стимулирования самостоятельного творческого мышления подростка необходимо организовывать урок так, чтобы он начинался с какой-нибудь проблемной задачи, которую в ходе урока путем поиска творческого решения, учащиеся могли решить. В этом случае у подростков возникает познавательная задача, которая становится мотивом мыслительной деятельности. Этот метод называется эвристический, а полученные выводы, исходя из этого метода, прочно запоминаются школьниками. 

Для развития мышления подростка необходимо систематически учить его приемам правильного, логического мышления.

Для развития самостоятельности и критичности мышления необходимо просить подростка оценивать ответы одноклассников на уроках по таким критериям, как:

1.  Правильность и глубина, последовательность изложения материала - достоинства ответа.

2.  Недостаточное знание фактического материала, неумение изложить свои мысли - недостатки ответа.

На наш взгляд, составленные рекомендации будут стимулировать более глубокое понимание различных связей между явлениями окружающего мира.

Просмотров работы: 2640