ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАРКЕТИНГА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАРКЕТИНГА

Сорокина Ю.В. 1, Горностаева Ж.В. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В большинстве отраслей экономики России рыночные преобразования, и в первую очередь либерализация и конкурен­ция, привели к повышению качества продукции и услуг. Сфера высшего образования яв­ляется очевидным исключением из этой закономерности. Реформирование образовательного пространства и иные меры, направленные на повышение качества  высшего образования в некотором роде дали «обратный» эффект и сформировали неэффективные нормы в системе высшего образования  - так называемые институциональные «ловушки».

         Применение институционального подхода при изучении данного вопроса обусловлено возможностью учета всех факторов, влияющих на систему образования, позволяющих дать целостную картину состояния того или иного объекта исследования (Рисунок 1).

         Институциональные ловушки - это неэффективные устойчивые нормы, имеющие самоподдерживающий характер. Специфический подход к изучению проблем качества услуг высшей школы, вызванных социальными и политическими факторами,  диктует необходимость применения маркетинговых методов оценки состояния российской сферы образования и выдвижения предложений по совершенствованию услуг высшей школы.

Применение экономических способов воздействия на сферу высшего образования в России возможно посредством применения методов некоммерческого маркетинга, который сформировался в связи с практикой экономических отношений: с необходимостью эффективного функционирования некоммерческих организаций, к которым относится здравоохранение, охранные службы, образование и т.д. Некоммерческий маркетинг имеет задачи распространения идей, пропаганду ценностей и целей общественных организаций, с влиянием на общество.

Как было сказано, некоммерческий маркетинг одной из основных своих целей имеет привлечение дополнительных доходов образовательному учреждению. В США такой подход практикуется давно и список источников финансирования высших учебных заведений намного шире российских.

Маркетинговые методы по привлечению дополнительных средств вузам создают возможность использовать целевые фонды, именуемые эндаумент-фондами, которые способны повышать их уровень благосостояния, престижа, предоставляя дополнительные возможности университету в учебной и научной деятельности. Стоит отметить, что перечень различных целевых фондов и способов, за счет применения которых станет возможным привлекать дополнительную прибыль, достаточно обширен, но мы останавливаемся на эндаументах в силу того, что они уже применяются в отечественных вузах и показали свою эффективность.

Число учебных заведений высшего образования за последние пять лет сократилось почти на 15%, что обострило конкурентную политику организаций образовательной сферы. Представленные статистические данные сведены в таблицу 1, которая отражает динамику числа образовательных учреждений в стране с 1960 по 2015 гг. В таблице значение числа вузов дифференцированы на государственные и коммерческие.

Таблица 1 - Динамика числа образовательных учреждений высшего образования в России

 

1960/1961

1980/1981

1990/1991

2000/2001

2005/2006

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

2014/2015

 
 

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования

470

494

514

965

1068

1115

1080

1046

969

950

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственных и муниципальных

430

494

514

607

655

653

634

609

578

548

 

негосударственных

-

-

-

358

413

462

446

437

391

402

 

В последнее время сложилась сложная ситуация между рынком труда и рынком образовательных услуг, о чем свидетельствуют данные Росстата. По полученным данным, из 85% граждан страны, имеющих высшее образование, около 60% работают не по специальности. Отсюда можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития экономики в России, рынок труда разбалансирован. Основной спрос у работодателей наблюдается на менеджеров, специалистов сферы продаж, специалистов в области  IT-технологий, программистов и врачей, в то время как самыми престижными направлениями подготовки по мнению абитуриентов и студентов в высших учебных заведениях являются: менеджмент, управление персоналом, маркетинг, банковское дело и юриспруденция. Отразим полученные данные на рисунке 2.

В условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, учреждения высшего образования вынуждены разрабатывать мероприятия по формированию статуса рентабельных организаций при проведении мониторингов эффективности деятельности высших учебных заведений. Предложенные автором маркетинговые мероприятия направлены на поддержания уровня конкурентоспособности и решения основных проблем высшей школы, среди которых выделим следующие направления деятельности:

- Мероприятия по продвижению образовательных услуг;

- Мероприятия по привлечению потенциальных клиентов;

-         Мероприятия по формированию лояльности потребителей;

-         Мероприятия по повышению имиджа учреждений высшего образования;

-         Мероприятия по привлечению дополнительного финансирования вузам;

-         Мероприятия, направленные на совершенствование методики

 проведения мониторингов эффективности вузов;

-         Мероприятия направленные на решения проблем противоречий

 рынка труда и рынка образовательных услуг;

-         Мероприятия повышения престижности академической деятельности и  образовательной системы.

Несмотря на социальный характер деятельности по оказанию образовательных услуг, стоит уделять важную роль маркетингу в образовательных учреждениях для поддержания эффективности и жизнеспособности на рынке образовательных услуг. Уровень конкуренции растет, что также связано с проведением политики страны по сокращению числа вузов. Авторы считают, что в борьбе за удержание своей позиции на данном рынке, вузам необходимо реализовать предложенные маркетинговые мероприятия.

Просмотров работы: 827