СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ САХА ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ САХА ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ)

Слепцова Ю.А. 1
1Северо-восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова Финансово-экономический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы заключается в проблемах взаимоотношений внутри коллектива. В курсовой работе мы хотим изучить уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе и разработать рекомендации для их совершенствования.

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, её реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. [1, С.208].

Состояние коллектива зависит не только от него в целом, а от личностных особенностей каждого из них. Нужно стремиться к тому, чтобы ни один член группы коллектива не чувствовал себя одиноким или ненужным. Нужно уметь поддерживать каждого, открыто общаться и непринужденно.

Климат в нем в таком случае станет напряженным неблагоприятным. Для достижения благоприятного социально-психологического климата

нужно быть доброжелательным, легким в общении, пунктуальным, чтобы

люди прониклись доверием и уважением, коммуникабельным, непринужденным, всегда быть в курсе и всех осведомлять о курсе дел и нужно быть информированным во всех делах.

Коллектив (от лат. collectifious - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном

предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо

организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллектив. [2, С.146]

Цель - разработка рекомендаций по улучшению

социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи:

1.Рассмотреть особенности формирования социально-психологического климата в «Саха политехническом лицее»;

2.Изучить влияние стиля руководства на социально-психологический климат в «Саха политехническом лицее»;

3.Дать краткую характеристику МАОУ «Саха политехнического

лицея»;

4.Провести исследование для выявления состояния социально-психологического климата в «Саха политехническом лицее»;

5.Разработать рекомендации по совершенствованию социально-

психологического климата в «Саха политехническом лицее»;

Объект-коллектив в образовательном учреждении.

Предмет-социально-психологический климат.        

В связи с этим обозначим проблему исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата в образовательном учреждении. При этом под социально-психологическим климатом понимается состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе.

Социально-психологический климат - это атмосфера группы внутри коллектива, их межличностные отношения, групповое состояние коллектива или организации, показывает уровень сплоченности или отдаленности коллектива или организации в той или иной сфере деятельности.

Признаками благоприятного социально-психологического климата являются: уважительное отношение ко всем участникам коллектива или организации, взаимопомощь в трудных ситуациях, доброжелательность, открытость, коммуникабельность, осведомленность во всех вопросах, касающихся их коллектива или организации. [3, C.42]

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют равнодушие, раздражительность, высокая степень конфликтности, отлынивание от обязательств, эгоизм, гордыня, страх совершить ошибку, недоверие друг к другу, нежелание работать и помогать коллективу или организации в той или иной сфере деятельности.

Социально-психологический климат во многом зависит от организации или коллектива, в которой она существует. На состояние социально-психологического климата влияют:

1.Тип организации, то есть является она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; научным или производственным коллективом;

2.Образ жизни (сельский, городской и т. п.), а также качества жизни членов организации. В нашем случае городской образ жизни.

3.Условия: социальные и экологические. Их можно подразделить на микро и макро-условия, а также: нормальные, осложненные и экстремальные.       Каждый из видов условий в значительной степени определяет социально-психологический климат организации. Одно дело, когда и социальная, и экологическая обстановка нормальная. Однако при возникновении неблагоприятных условий социально-психологический климат организации изменяется. Так, социальная напряженность негативно влияет на состояние климата большинства организаций.

         Педагогика - это наука об образовании и воспитании человека, помогает раскрыть теоретическую основу, а затем применить их на учебной практике.

Прогрессивное педагогическое мышление учителя определяется тем, что он способен сочетать в себе особенности характера, а именно способностью правильно излагать свои мысли, нести их до учеников, объяснять материал понятным для них языком. Он должен уметь сочетать и теорию, и практику-это называется конструктивно-деятельностный подходом. Как считает В.В. Краевский, такой аспект может осуществить только учитель, еще на студенческой скамье приобщенный к педагогической науке не информатором, а ученым.[7, С.210]

Таким образом, характер психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива взаимопонимания и навыков эффективного взаимодействия. Психологический климат зависит от стиля руководства и организационной культуры.[4, С.52]

Для того чтобы понять, что означает социально-психологический климат, рассмотрим подходы представителей данного понятия:

1.Е.С.Кузьмин, Н.Н.Обозов и К.К.Платонов определили социально-психологический климат - как состояние коллективного сознания и понимается: как отражение в сознании людей, комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования и

обстановка в трудовом коллективе.

2.Н.П.Аникеева,A.Н. Лутошкин и А.А. Русалинова  считают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой.

3.Е.А.Климов, Б. Д.Парыгин и В.А.Покровский понимают климат, как социально-психологическое явление анализируется через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

4.В.В.Бойко, Л.Н.Коган, Л.Г.Ковалев и B.В.Косолапов определяют социально-психологический климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства: сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. [10, С.20]

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

1)уровень текучести кадров;

2)производительность труда;

3)качество продукции;

4)количество прогулов и опозданий;

5)количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

6)выполнение работы в срок или с опозданием;

7)аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

8)частота перерывов в работе.[6, С.150]

В нашей жизни каждый человек уникален и он обладает определенными особенностями характера, взглядами на жизнь и собственную точку зрения. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на нее со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и

настроениях, в поведении, есть не что иное, как индивидуальный "вклад" в формирование климата коллектива. [9, С.210]

Совместимость в группе определяется членами организации и коллектива к определенной совместной деятельности. Степенью, качеством выполнения работы. Она обусловлена различием или сходством личностных

качеств каждого участника организации или коллектива. Это приводит к взаимодополняемости в условиях совместной деятельности, что позволяет раскрыть целостность группы. [17, С.82]

Состояние социально-психологического климата показывает состояние коллектива или организации в целом, уровень их удовлетворенности трудом, производительностью, взаимоотношениями между участниками. Степень готовности помочь друг другу в трудных ситуациях. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. [13, C.95]

Руководитель - это человек, который не просто водит рукой, но водит ей в нужном направлении.[14, C.40]

Руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

  • Организатор трудового процесса;
  • Специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;
  • Человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений; [16, C.32]

Здоровый социально-психологический климат тот, который основан на удовлетворенности членов организации или коллектива и взаимная поддержка в трудных ситуациях, открытость и легкое общение между членами группы без особого психологического напряжения, и функции которого не противоречат функциям государства и общества. [12, C.347]

Стиль руководства определяет характерные особенности руководителя, его слабые и сильные стороны. [5, C.333]

С точки зрения А.А. Русалиновой (1980), стиль руководства - это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и

субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.

Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает: выбор

задач, принятие решений.[15, C.153]

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичного

трудового коллектива и остальными его членами, также воздействует на социально-психологический климат. Таким образом, демократический стиль руководства способствует формированию благоприятного социально-психологического климата. [8, C.166]

По А.А. Русалиновой,  характеристиками стиля являются: активность -пассивность, единоначалие - коллегиальность в принятии решений, директивный - попустительский характер воздействий, ориентация на позитивную - негативную стимуляцию, дистантные - контактные отношения с подчиненными, централизация-децентрализация информационных потоков, наличие - отсутствие обратной связи с коллективом. Эти характеристики стиля руководства не исключают друг друга, а могут сочетаться в разных комбинациях, обусловливая степень выраженности того или иного стиля.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичного трудового коллектива и остальными его членами, также воздействует на социально-психологический климат. Исследования показали, что рабочие, считавшие руководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным делам, были более довольны своей работой, чем те, кто заявлял о невнимании к ним со стороны руководителей. Удовлетворенность трудом выразили и работники, с которыми руководители часто ее советуются. Таким образом, демократический стиль руководства способствует формированию благоприятного социально-психологического климата.

Самым кратким образом психологическую совместимость можно определить как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием других. Это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной, деятельности, что позволяет судить о целостности группы.

При ослаблении элементов формального контроля возрастает регулирующая роль контроля неформального, основанного на дисциплине.

Состояние СПК является показателем управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива.

В отечественной литературе приводятся следующие особенности руководителя, положительно влияющие на людей и климат коллектива:

- принципиальность (единство слова и дела);

- ответственность по отношению к людям и к делу;

- активность в межличностных и межгрупповых отношениях;

- дисциплинированность;

- доброта, доступность, отзывчивость.

Среди особенностей отрицательно воздействующих на членов коллектива отмечаются:

- непоследовательность в поведении;

- эгоизм (корыстолюбие);

- грубость;

- карьеризм;

- неуважение интересов других.

Среди наиболее значимых умений руководителя выделяются:

1.Способность мыслить широко, масштабно, системно, комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач,

2.Быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных,

3.Быть одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями,

4.Быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый, научно обоснованный расчет.

5.Быть добрым и деликатным, но одновременно требовательным, масштабным с точки зрения социальных запросов людей.[11, C.63]

Что касается решения вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только специфику собственного производства, не только причины удач, но и анализировать причины  поражений.

Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек - убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих собеседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник становится соучастником принятия задуманного решения и формулировки выводов, если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая, таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия.

Стили руководства:

Демократический стиль развивает способность человека идти на контакт и доверительность взаимоотношений, дружественность, общительность. Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.

Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и

заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху,

который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как, например, в спорте или в армии. Это более жесткий стиль управления, в котором больше развита оценка на результат, нежели чем просто хорошие взаимоотношения.

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на

характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к

совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы. Для успешного благоприятного социально-психологического климата в коллективе или организации по нашему мнению, подходит демократический стиль руководства. Так как отношения группы в коллективе имеют наибольшее значение в производительности труда и совместной деятельности в целом. Человек не сможет работать в условиях,

где его не уважают, не учитывают мнение и не замечают. Противопоказан попустительский стиль руководства, который ведет коллектив только к

разрушению и дисбалансу.

Подводя итог теоретической части можно сказать, что на производительность труда влияет готовность руководителя решить сложные

ситуации, найти эффективный способ решения проблем. От его гибкости ума, определенными особенностями и способностями характера, знанием людей в психологическом плане поможет коллективу преобладать благоприятным социально-психологическим климатом. Лидерские и определенные управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых руководитель побуждает сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей и контролирует результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя, его умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.

Основные направления лицея:

- Политехническое образование  в условиях городской общеобразовательной школы;

- Профессиональная подготовка учеников;

- Реализация  программы  «Культурное наследие республики и г.Якутска»;

- подготовка  учебного пособия по математике с 1 по 6 классы  на родном якутском языке

Образовательные программы:

- Учебный план МАОУ «Саха политехнический лицей»  составлен на основе  Базисного учебного плана РС (Я) 2011г.,  Федерального базисного учебного

плана от  2011. с учетом изменений по приказу №1994 от 03.06.11

Мин. обр. науки России, Федерального государственного стандарта по приказу №373 от 06.10.09. Мин. обр. науки России.

- Основное общее образование -  -общеобразовательная с углубленным изучением математики, русского  языка, биологии

- Среднее (полное) общее образование  - общеобразовательная с углубленным изучением математики,  физики, биологии, русского языка и литературы

- Дополнительная - естественно-научная, художественно-эстетическая, гуманитарная, математическая, научно-техническая.

Рассмотрим основные вопросы анкетирования по Е. Рогова по выявлению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе (в виде диаграммы).

Выводы.

Согласно  проведенным исследованиям мы выяснили, что для хорошей работоспособности руководитель должен обладать демократическим стилем управления. Так как только этот стиль поможет коллективу остаться в балансе и комфорте, взаимопонимании.

Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. От решимости и уверенности руководителя управлять группой, вести его в нужное направление.

В данном коллективе выяснили, что уровень социально-психологического климата положительный. Руководитель влияет на работоспособность подчиненных и он должен вести их в нужном направлении.

Мы разработали следующие рекомендации:

1.Директору необходимо быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый научно-обоснованный расчет.

2.Идти на уступки, соглашаться с мнением коллег.

3.Пойти на компромисс, прийти к общему мнению в возникшей ситуации.

3.Проводить социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, для их сплочения и эффективной работы.

        Предложенные выше рекомендации улучшат социально-психологический климат, работу директора и сплоченность коллектива. Возрастет эффективность труда, качество работы директора и взаимопонимание внутри коллектива. В целом социально-психологический климат благоприятный в коллективе. У данного коллектива есть множество наград, достижений и успехов в определенной сфере деятельности. Только в хорошо организованном коллективе, могут быть такие прекрасные показатели работы. Для того чтобы их высокий их результат не изменился, нужно время от времени проводить социально-психологические тренинги для сплочения коллектива и эффективной работоспособности директора.

 


Список использованной литературы:

1.«Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. - 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 208 с.

2.Букачева Светлана «Психологический климат в коллективе» от 6 марта 2014 года [Электронный ресурс]  https://www.b17.ru/article/17685/ - официальный правовой источник (дата обращения 10.11.2015)

3.Буртовая Е.В. «Конфликтология», Учебное пособие,-2013 г. стр.146

4.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник.- М.: Инфра-М, 2011., 166 с.

5. Завьялова Ж. "Психологический климат в коллективе"- // http://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/stati/393-climat (дата обращения 01.11.2015)

6. Ильин Е.П. «Все основные стили руководства» // http://www.elitarium.ru/stili_rukovodstva_kratko/ (дата обращения 31.10.2015)

7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. Пособие; 11-е изд., испр. -М. : Новое знание, 2009 г.

8.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник.-М.: Инфра-М, 2011., 166 с.

9.Кравченко А.И. «Психология и педагогика: Учебник.- ИНФРА-М,2011.- 211 с. - (Высшее образование)

10.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - «Психологический справочник учителя».- М. 2011.

11.Маклаков А.Г. «Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер,2011.- 346 с.

12.Пашук Н. С. «Психология речи». Мн., Изд-во МИУ, 2010 г.- 47 с.

13.Растяпин Александр Леонидович «Понятие руководителя» от 9 сентября 2013г. [Электронный ресурс] http://samopoznanie.ru/articles/rukovoditel__eto_chelovek_kotoryy_ne_prosto_vodit_rukoy_no_v/ -официальный правовой источник ( дата обращения 29.10.2015)

14.Рогов Е.И., «Общая психология. Курс лекций» - М.2014г.№1 с.153

15.Света Меджидова «Психологический климат коллектива» 2012 г. [Электронный ресурс] http://psychology.az/habitat.php- официальный правовой источник (дата обращения 01.11.2015)

16.Фатнев Борис Игоревич «Анализ и совершенствование стилей руководства» от 27 декабря 2009 г. [Электронный ресурс] http://samlib.ru/b/boris_i_f/analizisowershenstwowaniestilejrukowodstwanakonkretnyhprimerahfirmy.shtml - официальный правовой источник (дата обращения 05.11.2015)

17.Щербакова В.П. диссертация на тему «Социально-психологические особенности формирования делового климата в коллективе», - М. 2010г., 216 с.

Просмотров работы: 6272