Актуальность данной темы заключается в проблемах взаимоотношений внутри коллектива. В курсовой работе мы хотим изучить уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе и разработать рекомендации для их совершенствования.
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, её реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. [1, С.208].
Состояние коллектива зависит не только от него в целом, а от личностных особенностей каждого из них. Нужно стремиться к тому, чтобы ни один член группы коллектива не чувствовал себя одиноким или ненужным. Нужно уметь поддерживать каждого, открыто общаться и непринужденно.
Климат в нем в таком случае станет напряженным неблагоприятным. Для достижения благоприятного социально-психологического климата
нужно быть доброжелательным, легким в общении, пунктуальным, чтобы
люди прониклись доверием и уважением, коммуникабельным, непринужденным, всегда быть в курсе и всех осведомлять о курсе дел и нужно быть информированным во всех делах.
Коллектив (от лат. collectifious - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном
предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо
организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллектив. [2, С.146]
Цель - разработка рекомендаций по улучшению
социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности формирования социально-психологического климата в «Саха политехническом лицее»;
2.Изучить влияние стиля руководства на социально-психологический климат в «Саха политехническом лицее»;
3.Дать краткую характеристику МАОУ «Саха политехнического
лицея»;
4.Провести исследование для выявления состояния социально-психологического климата в «Саха политехническом лицее»;
5.Разработать рекомендации по совершенствованию социально-
психологического климата в «Саха политехническом лицее»;
Объект-коллектив в образовательном учреждении.
Предмет-социально-психологический климат.
В связи с этим обозначим проблему исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата в образовательном учреждении. При этом под социально-психологическим климатом понимается состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе.
Социально-психологический климат - это атмосфера группы внутри коллектива, их межличностные отношения, групповое состояние коллектива или организации, показывает уровень сплоченности или отдаленности коллектива или организации в той или иной сфере деятельности.
Признаками благоприятного социально-психологического климата являются: уважительное отношение ко всем участникам коллектива или организации, взаимопомощь в трудных ситуациях, доброжелательность, открытость, коммуникабельность, осведомленность во всех вопросах, касающихся их коллектива или организации. [3, C.42]
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют равнодушие, раздражительность, высокая степень конфликтности, отлынивание от обязательств, эгоизм, гордыня, страх совершить ошибку, недоверие друг к другу, нежелание работать и помогать коллективу или организации в той или иной сфере деятельности.
Социально-психологический климат во многом зависит от организации или коллектива, в которой она существует. На состояние социально-психологического климата влияют:
1.Тип организации, то есть является она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; научным или производственным коллективом;
2.Образ жизни (сельский, городской и т. п.), а также качества жизни членов организации. В нашем случае городской образ жизни.
3.Условия: социальные и экологические. Их можно подразделить на микро и макро-условия, а также: нормальные, осложненные и экстремальные. Каждый из видов условий в значительной степени определяет социально-психологический климат организации. Одно дело, когда и социальная, и экологическая обстановка нормальная. Однако при возникновении неблагоприятных условий социально-психологический климат организации изменяется. Так, социальная напряженность негативно влияет на состояние климата большинства организаций.
Педагогика - это наука об образовании и воспитании человека, помогает раскрыть теоретическую основу, а затем применить их на учебной практике.
Прогрессивное педагогическое мышление учителя определяется тем, что он способен сочетать в себе особенности характера, а именно способностью правильно излагать свои мысли, нести их до учеников, объяснять материал понятным для них языком. Он должен уметь сочетать и теорию, и практику-это называется конструктивно-деятельностный подходом. Как считает В.В. Краевский, такой аспект может осуществить только учитель, еще на студенческой скамье приобщенный к педагогической науке не информатором, а ученым.[7, С.210]
Таким образом, характер психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива взаимопонимания и навыков эффективного взаимодействия. Психологический климат зависит от стиля руководства и организационной культуры.[4, С.52]
Для того чтобы понять, что означает социально-психологический климат, рассмотрим подходы представителей данного понятия:
1.Е.С.Кузьмин, Н.Н.Обозов и К.К.Платонов определили социально-психологический климат - как состояние коллективного сознания и понимается: как отражение в сознании людей, комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования и
обстановка в трудовом коллективе.
2.Н.П.Аникеева,A.Н. Лутошкин и А.А. Русалинова считают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой.
3.Е.А.Климов, Б. Д.Парыгин и В.А.Покровский понимают климат, как социально-психологическое явление анализируется через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
4.В.В.Бойко, Л.Н.Коган, Л.Г.Ковалев и B.В.Косолапов определяют социально-психологический климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства: сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. [10, С.20]
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
1)уровень текучести кадров;
2)производительность труда;
3)качество продукции;
4)количество прогулов и опозданий;
5)количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
6)выполнение работы в срок или с опозданием;
7)аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
8)частота перерывов в работе.[6, С.150]
В нашей жизни каждый человек уникален и он обладает определенными особенностями характера, взглядами на жизнь и собственную точку зрения. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на нее со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и
настроениях, в поведении, есть не что иное, как индивидуальный "вклад" в формирование климата коллектива. [9, С.210]
Совместимость в группе определяется членами организации и коллектива к определенной совместной деятельности. Степенью, качеством выполнения работы. Она обусловлена различием или сходством личностных
качеств каждого участника организации или коллектива. Это приводит к взаимодополняемости в условиях совместной деятельности, что позволяет раскрыть целостность группы. [17, С.82]
Состояние социально-психологического климата показывает состояние коллектива или организации в целом, уровень их удовлетворенности трудом, производительностью, взаимоотношениями между участниками. Степень готовности помочь друг другу в трудных ситуациях. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. [13, C.95]
Руководитель - это человек, который не просто водит рукой, но водит ей в нужном направлении.[14, C.40]
Руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:
Здоровый социально-психологический климат тот, который основан на удовлетворенности членов организации или коллектива и взаимная поддержка в трудных ситуациях, открытость и легкое общение между членами группы без особого психологического напряжения, и функции которого не противоречат функциям государства и общества. [12, C.347]
Стиль руководства определяет характерные особенности руководителя, его слабые и сильные стороны. [5, C.333]
С точки зрения А.А. Русалиновой (1980), стиль руководства - это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и
субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.
Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает: выбор
задач, принятие решений.[15, C.153]
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичного
трудового коллектива и остальными его членами, также воздействует на социально-психологический климат. Таким образом, демократический стиль руководства способствует формированию благоприятного социально-психологического климата. [8, C.166]
По А.А. Русалиновой, характеристиками стиля являются: активность -пассивность, единоначалие - коллегиальность в принятии решений, директивный - попустительский характер воздействий, ориентация на позитивную - негативную стимуляцию, дистантные - контактные отношения с подчиненными, централизация-децентрализация информационных потоков, наличие - отсутствие обратной связи с коллективом. Эти характеристики стиля руководства не исключают друг друга, а могут сочетаться в разных комбинациях, обусловливая степень выраженности того или иного стиля.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичного трудового коллектива и остальными его членами, также воздействует на социально-психологический климат. Исследования показали, что рабочие, считавшие руководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным делам, были более довольны своей работой, чем те, кто заявлял о невнимании к ним со стороны руководителей. Удовлетворенность трудом выразили и работники, с которыми руководители часто ее советуются. Таким образом, демократический стиль руководства способствует формированию благоприятного социально-психологического климата.
Самым кратким образом психологическую совместимость можно определить как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием других. Это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной, деятельности, что позволяет судить о целостности группы.
При ослаблении элементов формального контроля возрастает регулирующая роль контроля неформального, основанного на дисциплине.
Состояние СПК является показателем управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива.
В отечественной литературе приводятся следующие особенности руководителя, положительно влияющие на людей и климат коллектива:
- принципиальность (единство слова и дела);
- ответственность по отношению к людям и к делу;
- активность в межличностных и межгрупповых отношениях;
- дисциплинированность;
- доброта, доступность, отзывчивость.
Среди особенностей отрицательно воздействующих на членов коллектива отмечаются:
- непоследовательность в поведении;
- эгоизм (корыстолюбие);
- грубость;
- карьеризм;
- неуважение интересов других.
Среди наиболее значимых умений руководителя выделяются:
1.Способность мыслить широко, масштабно, системно, комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач,
2.Быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных,
3.Быть одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями,
4.Быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый, научно обоснованный расчет.
5.Быть добрым и деликатным, но одновременно требовательным, масштабным с точки зрения социальных запросов людей.[11, C.63]
Что касается решения вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только специфику собственного производства, не только причины удач, но и анализировать причины поражений.
Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек - убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих собеседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник становится соучастником принятия задуманного решения и формулировки выводов, если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая, таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия.
Стили руководства:
Демократический стиль развивает способность человека идти на контакт и доверительность взаимоотношений, дружественность, общительность. Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.
Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и
заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху,
который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как, например, в спорте или в армии. Это более жесткий стиль управления, в котором больше развита оценка на результат, нежели чем просто хорошие взаимоотношения.
Таким образом, руководитель может существенно повлиять на
характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к
совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы. Для успешного благоприятного социально-психологического климата в коллективе или организации по нашему мнению, подходит демократический стиль руководства. Так как отношения группы в коллективе имеют наибольшее значение в производительности труда и совместной деятельности в целом. Человек не сможет работать в условиях,
где его не уважают, не учитывают мнение и не замечают. Противопоказан попустительский стиль руководства, который ведет коллектив только к
разрушению и дисбалансу.
Подводя итог теоретической части можно сказать, что на производительность труда влияет готовность руководителя решить сложные
ситуации, найти эффективный способ решения проблем. От его гибкости ума, определенными особенностями и способностями характера, знанием людей в психологическом плане поможет коллективу преобладать благоприятным социально-психологическим климатом. Лидерские и определенные управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых руководитель побуждает сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей и контролирует результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя, его умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.
Основные направления лицея:
- Политехническое образование в условиях городской общеобразовательной школы;
- Профессиональная подготовка учеников;
- Реализация программы «Культурное наследие республики и г.Якутска»;
- подготовка учебного пособия по математике с 1 по 6 классы на родном якутском языке
Образовательные программы:
- Учебный план МАОУ «Саха политехнический лицей» составлен на основе Базисного учебного плана РС (Я) 2011г., Федерального базисного учебного
плана от 2011. с учетом изменений по приказу №1994 от 03.06.11
Мин. обр. науки России, Федерального государственного стандарта по приказу №373 от 06.10.09. Мин. обр. науки России.
- Основное общее образование - -общеобразовательная с углубленным изучением математики, русского языка, биологии
- Среднее (полное) общее образование - общеобразовательная с углубленным изучением математики, физики, биологии, русского языка и литературы
- Дополнительная - естественно-научная, художественно-эстетическая, гуманитарная, математическая, научно-техническая.
Рассмотрим основные вопросы анкетирования по Е. Рогова по выявлению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе (в виде диаграммы).
Выводы.Согласно проведенным исследованиям мы выяснили, что для хорошей работоспособности руководитель должен обладать демократическим стилем управления. Так как только этот стиль поможет коллективу остаться в балансе и комфорте, взаимопонимании.
Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. От решимости и уверенности руководителя управлять группой, вести его в нужное направление.
В данном коллективе выяснили, что уровень социально-психологического климата положительный. Руководитель влияет на работоспособность подчиненных и он должен вести их в нужном направлении.
Мы разработали следующие рекомендации:
1.Директору необходимо быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый научно-обоснованный расчет.
2.Идти на уступки, соглашаться с мнением коллег.
3.Пойти на компромисс, прийти к общему мнению в возникшей ситуации.
3.Проводить социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, для их сплочения и эффективной работы.
Предложенные выше рекомендации улучшат социально-психологический климат, работу директора и сплоченность коллектива. Возрастет эффективность труда, качество работы директора и взаимопонимание внутри коллектива. В целом социально-психологический климат благоприятный в коллективе. У данного коллектива есть множество наград, достижений и успехов в определенной сфере деятельности. Только в хорошо организованном коллективе, могут быть такие прекрасные показатели работы. Для того чтобы их высокий их результат не изменился, нужно время от времени проводить социально-психологические тренинги для сплочения коллектива и эффективной работоспособности директора.
Список использованной литературы:
1.«Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. - 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 208 с.
2.Букачева Светлана «Психологический климат в коллективе» от 6 марта 2014 года [Электронный ресурс] https://www.b17.ru/article/17685/ - официальный правовой источник (дата обращения 10.11.2015)
3.Буртовая Е.В. «Конфликтология», Учебное пособие,-2013 г. стр.146
4.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник.- М.: Инфра-М, 2011., 166 с.
5. Завьялова Ж. "Психологический климат в коллективе"- // http://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/stati/393-climat (дата обращения 01.11.2015)
6. Ильин Е.П. «Все основные стили руководства» // http://www.elitarium.ru/stili_rukovodstva_kratko/ (дата обращения 31.10.2015)
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. Пособие; 11-е изд., испр. -М. : Новое знание, 2009 г.
8.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник.-М.: Инфра-М, 2011., 166 с.
9.Кравченко А.И. «Психология и педагогика: Учебник.- ИНФРА-М,2011.- 211 с. - (Высшее образование)
10.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - «Психологический справочник учителя».- М. 2011.
11.Маклаков А.Г. «Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер,2011.- 346 с.
12.Пашук Н. С. «Психология речи». Мн., Изд-во МИУ, 2010 г.- 47 с.
13.Растяпин Александр Леонидович «Понятие руководителя» от 9 сентября 2013г. [Электронный ресурс] http://samopoznanie.ru/articles/rukovoditel__eto_chelovek_kotoryy_ne_prosto_vodit_rukoy_no_v/ -официальный правовой источник ( дата обращения 29.10.2015)
14.Рогов Е.И., «Общая психология. Курс лекций» - М.2014г.№1 с.153
15.Света Меджидова «Психологический климат коллектива» 2012 г. [Электронный ресурс] http://psychology.az/habitat.php- официальный правовой источник (дата обращения 01.11.2015)
16.Фатнев Борис Игоревич «Анализ и совершенствование стилей руководства» от 27 декабря 2009 г. [Электронный ресурс] http://samlib.ru/b/boris_i_f/analizisowershenstwowaniestilejrukowodstwanakonkretnyhprimerahfirmy.shtml - официальный правовой источник (дата обращения 05.11.2015)
17.Щербакова В.П. диссертация на тему «Социально-психологические особенности формирования делового климата в коллективе», - М. 2010г., 216 с.