Целью данного исследования является формирование методики описания бизнес-процессов с применением Case-технологий, направленных на повышение эффективности управления организацией.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Российские ученые В.В.Репин и В.Г.Елиферов[1] дают следующее определение бизнес-процесса - «это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя».
Вход - ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.
Выход - результат выполнения бизнес процесса.
Международный стандарт качества ISO 9000[2] рекомендует организациям для того, чтобы результативно функционировать, необходимо управлять своими процессами.
А для того, чтобы правильно управлять процессами требуется их изучить и описать.
Первая задача. Выбор инструментального Case-средства для описания бизнес-процесса организации.
Наиболее популярными на рынке Case-средствами моделирования бизнес-процессов являются BPWIN, ARIS, RAMUS.
Для выбора инструментального CASE-средства исходим из критериев:
Значения критериев определили, используя открытые ресурсы в сети Интернет:
Критерии |
Функциональность Наличие функции моделирования бизнес-процессов |
Простота использования |
Доступность приобретения (цена) |
BPWIN |
Есть |
Простое |
Дорого |
ARIS |
Есть |
Требуется специальное обучение |
Бесплатная версия |
RAMUS |
Есть |
Простое |
Бесплатная версия |
Сравнив CASE-средства для описания бизнес-процесса организации выбрали RAMUS, которое позволяет моделировать бизнес-процесс, распечатать модель, имеет простое использование и есть бесплатная усеченная версия.
Вторая задача. Описание бизнес-процесса организации с применением CASE-технологий.
Моделирование бизнес-процесса - это графическое описание бизнес-процесса с использованием CASE-средства.
В данной работе для описания бизнес-процесса организации использовали методологию структурного анализа и проектирования SADT, разработанную в 1973 году Дугласом Россом, а именно ее подмножество - стандарт IDEF0. В моделях IDEF0 процесс (функция) изображается в виде функционального блока. (Рис. 1)
Каждая из четырех сторон функционального блока имеет свое назначение: левая сторона блока предназначена для Входов, верхняя - для Управления, правая - для Выходов, нижняя - для Механизмов.
Вход - материал или информация, которая используется или преобразуется функцией для получения результата (выхода).
Управление - нормативные документы, инструкции, которыми руководствуется функция.
Выход - материал или информация, которые производятся функцией.
Механизм - ресурсы, которые выполняют функцию, например персонал предприятия, компьютеры. Программное обеспечение.
Моделирование бизнес-процесса выполнили на примере деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутии):
1. В соответствии с методологией SADT моделирование бизнес-процессов организации начинается с общего представления деятельности организации в виде единственного блока А-0, блока «Деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики» (Рис. 2).
2. На следующем уровне общий блок А-0 детализируется с помощью 3-4 блоков соединенных интерфейсными дугами. Эти блоки определяют основные процессы организации и представлены на диаграмме А0 (Рис. 3).
3. Затем каждый из этих основных процессов может быть декомпозирован подобным образом в целях большей детализации процессов. В данном случае, декомпозировали основной процесс «Участие в реализации федеральных программ...» еще на 3 подпроцесса (Рис. 4).
ЗаключениеВ заключении хотела сказать, что каждое предприятие для повышения эффективности управления должно применять CASE-технологии по управлению бизнес-процессами.
Для описания бизнес-процессов организации:
Список использованной литературы
1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М., Финансы и статистика, 2000. - 544с.
2. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М., РИА Стандарты и качество, 2009. - 544с.
3. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. - 288с.
4. Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-Мета Технология, 1999. - 144с.
5. ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 3 издание - Компания «Технорматив», перевод на русский язык, 2005. - 37с.
6. Указ Президента Республики Саха (Якутия) 12 июля 2011 года №809 «О министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)»
7. BPWIN. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://erwin.com/worldwide/russian-russia (Дата обращения: 31.10.2015)
8. ARIS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.softwareag.com/ru (Дата обращения: 31.10.2015)
9. RAMUS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ramussoftware/com (Дата обращения: 31.10.2015)
[1] «Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов». РИА «Стандарты качества», 2004
[2] ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»