АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Матвеева И.Г. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы [1].

Для любого работающего человека важно, чтобы его работа положительно оценивалась. Для государственного служащего это еще более важно, поскольку он посвящает свою жизнь «служению государству». К сожалению, наше государство весьма неохотно применяет  меры поощрения. Более того, возможна и такая ситуация, когда служащий исполняет свои обязанности на высоком профессиональном уровне, но для его поощрения нет оснований. В данной ситуации может проявиться психологическая аттестационная функция: поскольку для высокопрофессионального гражданского служащего не должно возникнуть трудностей при прохождении процедуры аттестации, а по ее результатам он будет признан соответствующим занимаемой должности, то эта сухая законодательная формулировка в понимании служащего может звучать по другому, например: «я по праву занимаю своё место», «я - профессионал своего дела» и др.

Пункт 17 Положения «Об аттестации государственных гражданских служащих» содержит прямое указание на то, что обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным. Данная норма доказывает, что аттестационная комиссия не имеет основной своей задачей выявить недостатки в профессиональной деятельности служащего.

Важным признаком современной процедуры аттестации является ее коллегиальность, поскольку состав участников аттестации предполагает наличие специального субъекта - аттестационной комиссии, которая занимается непосредственно оценкой аттестуемого служащего, его уровня профессиональных знаний и навыков. Коллегиальность обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение документов, отражающих службу аттестуемого, непредвзятую оценку уровня его квалификации, возможностей профессионального роста и др. Коллегиальное принятие решения о соответствии (несоответствии) служащего занимаемой должности позволяет усложнить критерии и сам процесс оценки, а также более внимательно отнестись к каждому служащему. Согласно п. 9 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

К сожалению, во многих государственных органах аттестации не уделяется должного внимания, и вся процедура ограничивается соблюдением минимальных требований закона. Часто в процессе профессиональной деятельности у большинства служащих вырабатывается пренебрежительное отношение к теоретическим познаниям в сфере их работы, поэтому аттестация может сводиться только к проверке сугубо практических навыков гражданского служащего. Здесь могли бы сыграть свою положительную роль представители образовательных учреждений. Обладающие высоким уровнем теоретических и практических познаний, они могли бы сделать должный акцент на проверке именно теоретической базы служащих. Кроме того, преподаватели вузов и других учреждений являются профессионалами именно в проверке знаний других лиц, что является еще одним аргументом их участия в составе аттестационной комиссии. Недостаточно определенным является закрепленное в  законе понятие представитель образовательного учреждения. Думается, что более правильным было бы закрепление возможности привлечения к участию в аттестации преподавателей  соответствующих образовательных учреждений. На законодательном уровне в России признана необходимость создания государственного органа, в полномочия которого будут входить не только разработка кадровой политики, но и непосредственное участие в процедурах, связанных с прохождением государственной службы, в том числе и аттестации. Часть 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо указывает, что координация подготовки кадров для гражданской службы осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой. Периодический характер аттестации позволяет подготовиться к ней даже служащим с самым низким уровнем знаний, а в процессе подготовки ими будет усвоен достаточный объем информации для выполнения своих служебных функций. Таким образом, аттестация в некоторой мере дает возможность гражданским служащим восполнить пробелы в образовании или вспомнить забытые знания. Такая подготовительная работа является средством реализации образовательной аттестационной функции.

Одним из несомненных достоинств Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является закрепленное в ч. 18 ст. 48 право служащего обжаловать результаты аттестации. Это позволяет говорить о том, что законодатель установил указанную норму в качестве дополнительной гарантии объективности аттестации. Таким образом, заключение аттестационной комиссии и непосредственно решение руководителя, для аттестуемого не является окончательным, неоспоримым итогом аттестации. Можно сказать, что обжалование являет собой самостоятельную, факультативную стадию аттестационной процедуры, основная функция которой - обеспечение защиты прав государственного гражданского служащего в случае их нарушения. Следует отметить, что судом не должны рассматриваться споры, связанные с оспариванием результатов аттестации, когда заявитель просит не просто отменить принятое на основании аттестации решение, но и признать себя прошедшим аттестацию. Данные требования не основаны на предписаниях норм права, которые могут быть применены к спорному правоотношению. Иными словами, из нормы права, подлежащей применению, не вытекает возможность предъявления соответствующего требования, поскольку суд не является органом, уполномоченным принимать решение о соответствии того или иного государственного гражданского служащего занимаемой должности по результатам аттестации. Решение данного вопроса отнесено законом к специальному субъекту аттестационной процедуры - аттестационной комиссии. Суд может признать принятое по итогам аттестации решение незаконным, но ни в коем случае судебное разбирательство не должно подменять собой процедуру аттестации как таковую.

Итак, процедура аттестации в настоящее время активно применяется в органах государственной власти. Большинство государственных гражданских служащих осознают значимость аттестации, готовятся к ней самостоятельно, но в некоторых субъектах России используются образовательные программы, проводятся подготовительные тренинги.

Совершенствование системы государственного управления в новых социально- экономических условиях является одной из приоритетных задач государства. Решение данной задачи невозможно без наличия действенной и эффективной системы оценки качества управления и эффективности деятельности управленческого персонала. Поэтому задача совершенствования методов оценки эффективности деятельности государственных служащих на сегодняшний день остается весьма актуальной.

 

Ссылки: 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 48.

2. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ (утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110) // Российская газета. - N 20. - 03.02.2005.

 

Просмотров работы: 2508