ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА: ПУТЬ К НАРКОТИКАМ И ОТ НИХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА: ПУТЬ К НАРКОТИКАМ И ОТ НИХ

Абросимова Д.В., Буторина А.С., Тунева Т.С., Сальникова Ю.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: Проблема подростковой наркомании в наши дни достаточно актуальна. Подростки это еще не взрослые, но и не дети. Скорее их можно назвать стремящимися к взрослости людьми. Существует ряд определенных документов по защите детей со стороны государства и общества:

• Федеральный закон об образовании ребенка от 29.12.2012 года. №273-ФЗ;

• Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.);

• Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» (03.07.1998 г.).

Может ли общество на сегодняшний день предоставить ребенку гарантию соблюдения его прав и защитить его от наркотиков? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Проанализировав социально-психологические работы в этой области, мы пришли к выводу, что, несмотря на обширное количество нормативно-правовых документов в области защиты прав детей, по отношению к ребенку в современном мире существует угрозы различного характера. Наибольший интерес современное общество направляет на решение двух групп угроз:

1. Экологические угрозы (загрязнение окружающей среды, ухудшение качества продуктов питания, сокращение площади лесных насаждений);

2. Социально-экономические угрозы: глобальные - экономическое развитие государства, качество оказания медицинских услуг и локальные: экономический статус семьи, безработица, вредные привычки (употребление наркотических средств, алкоголизм, табакокурение, игровая и компьютерная зависимости, малоподвижный образ жизни).

Наркотики можно отнести к социально-экономическим угрозам. Непреодолимое влечение к наркотиками с медицинской точки зрения является заболеванием и называется наркомания.

В психологии наркоманию определяют как нарушение психики, заключающиеся в сильном желании принять определенное вещество в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества, не смотря на пагубные последствия [3, с.47].

С социологической точки зрения, наркомания это социально-обусловленная болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – оглушение и наркотический сон.

В Пермском крае проблема превентивных мер по профилактике наркомании в подростковой среде также актуальна, как и проблема реабилитации уже пристрастившихся к наркотикам людей. Под наблюдением наркологических учреждений и подразделений медицинских организаций Пермского края на 31.12.2013 г. состояли 8 951 больной наркоманией и 4 382 лица, употребляющих наркотические вещества с вредными последствиями (группа риска по наркомании).

 

2012 г.

2013 г.

всего

в том числе

всего

в том числе

Дети

подростки

дети

подростки

Наркомания

9 586

-

2

8 951

-

1

гр. риска по наркомании

4 265

4

35

4 382

21

116

ИТОГО

13 851

4

37

13 333

21

117

Цель исследования: изучить влияние группы как социально-психологического средового фактора, оказывающего влияние на личность подростка, употребляющего наркотики или находящегося в группе риска.

Контингент исследования: молодые люди (девушки и юноши) подросткового возраста.

Объект исследования: малая группа как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологический потенциал малой группы

Задачи исследования: 1. Провести анализ социально-психологической литературы с целью выявления потенциальных возможностей группы как социально-психологического феномена;

2. Соотнести характеристики группы с возрастными особенностями подростка и на этой основе определить положительное и отрицательное потенциальное влияние группы на личность.

Системообразующим понятием нашего исследования является понятие социальной группы. Социальная группа – объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами [2, с.533].

Под малойсоциальной группой понимается немногочисленный по составу коллектив, членов которой объединяет общая цель деятельности, личный контакт, общая история возникновения и развития группы как целого. В качестве малой социальной группы в подростковом возрасте может выступать семья и друзья. В малой группе устанавливаются положительный психологический климат и определенная культура, влияющая на нормы общения и поведения членов группы, а также на их ценностные установки.

Каково же влияние малой неформальной группы на личность подростка, решившего употреблять наркотики?

Давайте наиболее подробно рассмотрим психологическую характеристику возраста и значимость мнения малой группы для подростка, являющего потребителем наркотических веществ.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Значимым в этом возрасте становится мнение окружающих, особенно сверстников или друзей. Борьба социальных мотивов приводит подростка к желанию обрести определенный статус в коллективе. В этом возрасте он по-новому переосмысливает социальные роли и ищет свое место в жизни. Некоторые поведенческие реакции, наблюдаемые в подростковом возрасте связаны с более ранним этапом их развития, а потому воспринимаются взрослыми как "детские". Наиболее распространенными являются:

1. Реакция отказа, предполагающая отказ от обычных форм поведения. Отказ от домашних обязанностей, навязываемых родителями может спровоцировать конфликт подростка с семьей, что часто сопровождается уходом из дома. В таком состоянии подросток становится потенциальной приманкой для «наркодилеров».

2. Реакция оппозиции, заключающаяся в противопоставлении поведения личности ребенка требованиям общества. Чем больше прилежного поведения требует школа и семья, тем больше подросток стремиться совершить что-то противоправное, а наркотики – это «очень противоправно» [4, с.113].

3. Реакция имитации, проявляется в желании подражать значимым людям. У подростков объектом для подражания чаще всего становится незнакомый взрослый (кумир), обладающий идеальными качествами и характеристиками (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Брутальные герои в фильмах часто употребляют наркотики, угоняют машины и совершают другие противоправные действия для друзей и любимой, чем не пример для подражания в глазах современного подростка?

4. Реакция компенсации связана с осознанием подростком своей несостоятельности в каком-либо виде деятельности и желанием компенсировать это состояние за счет чего-то другого. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками. Другой способ: наркотические вещества влияют на сознание подростка, он начинает ощущать себя более раскованным, супергероем, счастливым человеком [1, с.68].

Основной вывод: Таким образом, на основании анализа психологических и социологических исследований, мы можем сделать вывод, что малая группа, такая как семья и друзья могут сыграть значительную роль при принятии решения подростком об употреблении наркотиков. Отметим, что это может быть как положительное влияние, если семья учитывает особенности подросткового возраста своего ребенка или же компания друзей ведет здоровый образ жизни, так и отрицательное, если в семье конфликтная атмосфера, или же в компании друзей, если в ней состоят более старшие юноши и девушки, употребляющие наркотики. Поэтому важно поддерживать благоприятный психологический климат в семье, создавать атмосферу доверия между всеми ее членами, научиться принимать индивидуальные особенности друг друга. Личное знакомство родителей с друзьями ребенка - подростка, и умение устанавливать контакт может стать одной из эффективных мер по профилактики наркомании в подростковой среде.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. - 345 с.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

  3. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. - 235 с.

  4. Цукерман Г.Л., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. - 267 с.

Просмотров работы: 1209