ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ (ДОПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА 1) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ (ДОПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА 1)

Лебедев М.С., Филь А.С., Цымбрило П.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Истоки военного дела в России имеют основания в глубокой древности. В период существования родового строя, когда народу угрожала опасность, созывалось поголовное ополчение, а в поход шли практически все дееспособные мужчины. Ополчения создавались посемейно, а командовали ими старейшины. В это время военная служба была обязательной для всех мужчин (А.Н. Петров, 1987). Однако физическое воспитание еще не носило военизированный характер. Оно было всеобщим и сознательным, а его содержание позволяло целенаправленно развивать не только физические качества, но и воспитывать стойкость и волю. [1, с 170].

Заметной военизации физическое воспитание подверглось уже в период распада родового строя и образования ранних классовых формаций (А.С. Булатов, 1972; Н.И. Пономарев, 1982, 1992; Л.Кун,1982 и др.). Именно в период расслоения общества на классы военно-физическая подготовка возникает, как относительно самостоятельное явление. В этот период военно-физическая подготовка осуществляется на основе национальных народных традиций и ее эффективность доказывается успешными битвами со шведами в 1240 году, с тевтонскими рыцарями в 1242 году, татарами в 1380 году и в других сражениях. [2, с 284].

Прогрессивными явлениями в XY-XYII веках стало образование стрелецких полков - первого постоянного войска в России. Имел место своеобразный отбор на основе рекомендаций, где давались характеристики нравственных и волевых качеств. Физическая подготовка не носила системный характер в масштабе всей армии. При правлении Бориса Годунова и Василия Шуйского были предприняты попытки комплектовать войско из иностранных наемников. В это время Русь знакомится с представителями западного искусства, с их появлением приходят и сведения о прогрессивных формах военной подготовки. Этим же можно объяснить что практически все первые изданные руководящие документы по военной подготовке (Уставы ратных, пушечных и других дел 1607,1621 г.г. Учение и хитрость пехотных людей, 1647) являлись переводом на русский язык иностранных источников. Так в частности Уставы, состоящие из 663 указов и статей, были собраны из иностранных книг Анисимом Михайловым.

Допетровский период военного строительства можно охарактеризовать следующим:

  1. Отсутствие централизации в управлении системности военной подготовки.

  2. Национальное своеобразие развития содержания и форм боевой и физической подготовки.

  3. Отсутствие специфических форм физической тренировки и ее функционирование в процессе обучения боевым приемам и действиям.

  4. Возникновение постоянной армии в виде стрелецких полков.

  5. Усиление к XYIII веку влияния иностранных систем военной подготовки на обучение в силу их большой упорядоченности.

  6. Наличие неорганизованных, образованных стихийным путем форм военно-физической подготовки.

В Древней Руси учение являлось благоприятной случайностью и не было системным. Навык заменял все сложные приемы обучения. Средством же, которое заставляло его приобретать, служила розга (Д.М.Левшин,1902).

В средневековье в Европе, за исключением рыцарских крепостей, только в Швейцарских кантонах, а так же в цеховых и корпоративных школах уделялось внимание физическому воспитанию. Проводилось оно эпизодически и состояло из военизированных испытаний и игр. Новые методы войны требовали и солдата иного типа. Поражения рыцарей в боевых действиях привели к краху рыцарского воспитания как идеала. Возвращение к организованной системе физического воспитания история связывает с эпохой Возрождения и в XIY веке в Европе появляются первые школы, в программу обучения которых входят регулярные физические упражнения (Л.Кун,1972).

Петра 1 с большим основанием можно считать родоначальником русской военной школы. Именно при Петре 1 возникло не только новое по качеству войско, но и зародилась последовательная система подготовки офицерских кадров. Понимая, что западные государства ушли далеко в перед в развитии военного образования (в 1653 году в Пруссии уже были образованы три кадетских академии) Петр 1 принимает решение об открытии в 1698 году первой военной школы – "школы цифирной и земледелия". В этот же год создаются школы при Преображенском полку, на базе Пушечного двора (артиллерия) и переходная школа в Азове. В период с 1701 по 1721г.г. в России создается еще 6 военно-учебных заведений, готовивших специалистов морского, артиллерийского, инженерного и медицинского профиля. По мнению А.В. Кондрашина (1999г.) этим было положено создание системы военного образования в России, которая характеризовалась децентрализацией (отсутствием центральных органов управления), одновременной подготовкой как военных так и гражданских специалистов, выраженным общеобразовательным, принудительным и привилегированным характером обучения. [3, с 282]

В сухопутных военно-учебных заведениях физическая подготовка была в основном представлена фехтованием, верховой ездой, в морских школах помимо фехтования учили плаванию, гребле и парусному делу (А.С. Булатов, 1978). В Воинском (1716г.) и Морском (1720г.) уставах конкретизируются задачи боевой и физической подготовки, переосмысливается опыт ведения войн и системы обучения. Это по сравнению с первыми Уставами (1607, 1621, 1647г.г.) дало возможность приблизить боевую подготовку к практическим задачам, а так же отразить национальные особенности в содержании подготовки военных кадров. [4, с 156]

Следует отметить, что в допетровскую эпоху и начало преобразований Петра I на систему военно-профессионального образования большое влияние оказывал европейский опыт военного строительства. Он обеспечивался:

- комплектованием армии из русских и иностранцев;

- переводом иностранных источников по военному делу и обучением по ним;

- привлечением в качестве педагогов иностранных специалистов;

- откомандированием за границу для обучения русских людей;

- применением в учебных заведениях методов обучения, свойственных европейским государствам.

Однако в дальнейшем, заимствуя из западного опыта некоторые методы и принципы, Петр предпринял попытку дать развитие отечественным аспектам военной подготовки (В.Л. Марищук, Н.Н. Поплутина , 1998). Большое значение в этот период уделялось индивидуальному обучению. Имелась достаточно стройная система обучения штыковому бою. Основанная на опыте кулачных боев практика рукопашной схватки показывала превосходство русских солдат над противником (В.А. Шейченко, 1992). В отношении иностранцев, там, где создавалась возможность их замены, такая замена производилась немедленно. Этим еще раз подчеркивалось стремление Петра I к созданию истинно русской армии. [5, с 34]

Испытывая сильное сопротивление в повышении образованности и проведении реформ со стороны дворянства, тем не менее, Петр I сумел создать такую систему, при которой продвижение по службе зависело только от образования и реальных заслуг офицера, нарушив древнюю и несправедливую традицию родовитости, наследования, а не достижений.

Суть реформ Петра I в военной реформе ХYIII века заключается в следующем:

1. Значительное увеличение численности войск и стремление к улучшению качества их подготовки.

2. Одновременная подготовка к гражданской и военной роли.

3. Переход от прямого использования зарубежного опыта к боевой подготовке, к творческому переосмыслению и созданию начал своей национальной школы военно-профессионального обучения.

4. Создание первых в России военно-учебных заведений и включение в их программу обязательных занятий физическими упражнениями.

5. Децентрализация в управлении вузами.

6. Зависимость продвижения по службе от уровня профессиональной подготовленности.

7. Замена принципа родовитости принципом реального достижения и образованности в чинопроизводстве.

8. Обусловленность военных реформ опережающим развитие военного дела на Западе и уроками ведения реальных боевых действий русским войсками.

Ориентирование на близкие задачи и отсутствие идей развития военного дела на далекую перспективу.

В сфере военно-физической подготовки:

- физическая тренировка продолжала осуществляться главным образом в процессе занятий боевой подготовкой;

- в методиках преподавания фехтования и других предметов, пришедших с запада присутствует влияние зарубежного опыта, реализация которого осуществлялась как непосредственно (иностранные преподаватели) так и опосредованно (учебники и т.д.);

- отсутствуют единые взгляды на содержание и методику преподавания военно-физической подготовки, особенно в военно-учебных заведениях;

- физическая тренировка регламентируется не специализированными руководящими документами, а воинскими уставами;

- совершенствуется отечественный опыт обучения военно-прикладным действиям.

Исходя из этого, военно-профессиональное образование на этапе реформ Петра I характеризуется в большей степени воздействием экзогенных факторов, обусловленных вхождением России в европейское образовательное пространство.

В то же время по мере осуществления преобразований усиливалась значимость эндогенных факторов, связанных с необходимостью трансформации европейского опыта в своеобразные условия России этого исторического периода.

Литература:

  1. Петров А.Н. Физическая подготовка как фактор повышения надежности военно-профессиональной деятельности командного состава полкового звена - СПб., 1990. – 170 с.

  2. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общест¬ва и человека. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996. - 284 с.

  3. Кондрашин А.В. Дифференциация образовательного процесса в учебных заведениях довузовского звена МО РФ (на примере физической подготовки). Дисс… канд. пед. наук. –Спб.: ВИФК, 1999. – 282 с.

4. Булатов А.С. История физической подготовки войск: Учебное пособие для слушателей факультета. – Л., 1972.- 156 с.

5. Шейченко В.А. Пруссификация боевой подготовки в русской армии и её влияние на процесс физического совершенствования военнослужащих. // Материалы к истории физической подготовки войск. Вып.3. – СПб., ВДКИФК, 1995.- 34 с.

Просмотров работы: 1373