ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАБОТА СО СЛУЧАЕМ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАБОТА СО СЛУЧАЕМ»

Даминева М.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы тема прав детей и подростков, опасности, которой они подвергаются, рост числа преступлений, связанных с детьми - как сексуальных, так и бытовых, стала предметом внимания общественности и правоохранительных органов. Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от их политического, идеологического и экономического устройства.

В настоящее время перед системой профилактики поставлены задачи по своевременному выявлению семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса, комплексной реабилитации семьи, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи [1].

Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения разработана технология «работы со случаем нарушений прав ребенка». Данная технологии применяется в работе с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались предрасположены, в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации, к жестокому обращению с детьми. Основная цель использования технологии - прекращение жестокого обращения и предотвращение возможности его повторения в будущем. Технология предоставляет возможность обеспечить своевременную помощь и индивидуальный подход к решению проблем, приведших к возникновению ситуации нарушения прав ребенка в семье, организовать эффективное межведомственное взаимодействие при оказании помощи семье и ребенку, принять возможные меры к предотвращению лишения родительских прав [2].

Технология «работа со случаем» позволяет выстроить работу с семьей как единый реабилитационный процесс, в первую очередь за счет введения института «кураторов случая». Куратор организует работу с семьей и ребенком как единый процесс, следит за своевременным получением семьей услуг, устанавливает с семьей помогающие отношения, проводит мероприятия по повышению доступности услуг для семьи и т.п. [2].

Технология «работа со случаем» включает в себя основные этапы:

1. Прием информации.

Факты, свидетельствующие о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающим с семьей и детьми. Для организации работы органу опеки и попечительства необходимо определить единый пункт приема информации, внедрить формы фиксации информации и алгоритмы дальнейшей работы с полученным сигналом. После приема информации осуществляется предварительная оценка ее экстренности, позволяющая провести первичную сортировку поступающих сообщений и более равномерно распределить нагрузку на специалистов.

2. Расследование. Проверка информации.

После получения первичной информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:

а) имело ли место нарушение прав ребенка;

б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье;

в) какова степень риска жестокого обращения с ребенком.

Установление факта нарушения прав ребенка и оценка его безопасности требуют оценки риска жестокого обращения с ребенком. Для преодоления формализма или избыточного влияния субъективных факторов при проведении оценки, необходимо внедрение и использование специальных форм и методического инструментария, позволяющих определить причины выявленного факта жестокого обращения с ребенком и вероятность его повторения в будущем.

Целью оценки безопасности нахождения ребенка в семье является выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья ребенка. Помимо этого, целью оценки степени безопасности является получение информации, позволяющей спланировать действия, обеспечивающие наименьшее вмешательство в жизнь семьи, которые при этом могли бы успешно защищать ребенка от угрозы причинения ему серьезного вреда.

На основании полученной информации при необходимости должен быть разработан план обеспечения безопасности ребенка, позволяющий нейтрализовать обнаруженные непосредственные угрозы и максимально сохранить возможность для ребенка остаться в семье. Мероприятия плана безопасности должны предусматривать активное вовлечение в работу по созданию благоприятных условий пребывания ребенка в семье ресурсов сети ее социальных контактов (ответственные родственники, друзья, соседи), государственных учреждений и структур, общественных организаций [4. с.24-25].

3. Признание ребенка, нуждающимся в защите государства.

Решение о признании ребенка нуждающимся в защите государства принимается исключительно на основании проведенной ранее оценки риска жестокого обращения с ребенком и оценки безопасности ребенка, в процессе проведения которых выявляются как уровень риска, так и причины и факторы, приведшие к возникновению нарушений прав ребенка.

4. Открытие случая.

По каждому ребенку, признанному решением органа опеки и попечительства нуждающимся в защите государства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав.

5. Разработка и утверждение плана реабилитации семьи и/или ребенка.

Куратор случая, на основе углубленной диагностики семейной ситуации, разрабатывает план реабилитации семьи и/или ребенка. Основной задачей при разработке плана выступает не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование у нее навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем. Применяемый подход не предполагает немедленного реагирования в форме удовлетворения материальных потребностей членов семьи, что способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения. Формирование эффективного плана реабилитационных мероприятий требует последовательного выполнения куратором следующих этапов работы:

1) определить проблему: основную причину, по которой открыт данный случай;

2) установить контакт и доверительные отношения с семьей;

3) установить природу данной проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы, и оценка возможностей и ресурсов данной семьи;

4) определить цели и задачи реабилитации: четко описать ожидаемые результаты вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации;

5) определить действия, которые необходимо совершить для достижения поставленных целей и решения задач, а также разработать конкретные действия по достижению каждой конкретной задачи, распределить ответственность между специалистами и членами семьи;

6) установить конкретные сроки мониторинга и выполнения намеченных действий.

План реабилитации семьи и/или ребенка утверждается органом опеки и попечительства.

6. Выполнение плана реабилитации семьи и/или ребенка.

Куратор случая осуществляет координацию работы с семьей на основе плана реабилитации, для чего выполняет следующие функции:

1) помогает семье определить те услуги, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей;

2) знакомит семью с непосредственными исполнителями услуг;

3) предоставляет исполнителю услуг необходимую информацию о том, почему семья обращается за услугой и каковы цели работы с данным случаем;

4) оказывает помощь семье в получении доступа к услугам (транспорт, организация ухода за ребенком в отсутствии родителей, иная помощь);

5) осуществляет контроль процесса получения услуг, проверяет, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьи и соответствия услуг объективным нуждам семьи.

В процессе реализации своих обязанностей куратор случая должен убедиться в том, что выполнение плана реабилитации не перегружает семью и не создает ситуации, при которой дети остаются без должного присмотра и заботы.

7. Мониторинг.

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжения и перспектив реабилитационной работы с семьей.

В соответствии с требованиями технологии работы динамика изменений по каждому случаю должна оцениваться не реже чем один раз в квартал. При этом желательно рассматривать заново все аспекты работы, связанные с данным случаем: от первоначальной оценки риска до адекватности предложенных мероприятий. Подготовка к мониторингу предполагает повторное проведение оценки риска жесткого обращения с ребенком с целью определения факторов, продолжающих влиять на сохранение степени риска, и на эффективность реализуемых в данный момент мероприятий. Также важно оценить динамику изменения отдельных факторов [4. с. 27].

8. Закрытие случая.

Орган опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации, отсутствии динамики состояния семьи и ребенка. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством – об ограничении или лишении родительских прав.

Внедрение технологий «раннее выявление нарушений прав ребенка» и «работа со случаем нарушений прав ребенка» требует принятия мер к регулированию порядка межведомственного взаимодействия, которые могут быть определены правовыми и нормативными документами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Кадровое и материальное обеспечение деятельности по технологиям «раннее выявление нарушений прав ребенка» и «работа со случаем нарушений прав ребенка» осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными актами субъекта Российской Федерации, отраслевыми нормативными актами, нормативными документами организаций и учреждений, принимающих участие в реализации технологий.

Список литературы

  1. Борзов С.П. Ранее выявление семейного неблагополучия и работа со случаями нарушения прав ребенка // Сохраняя семью…(из опыта городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с использованием материалов Фонда профилактики социального сиротства). Методические рекомендации по организации работы в сфере профилактики социального сиротства. – Уфа,2015.

  2. Психолого-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей. Методическое пособие для специалистов учреждений системы профилактики. – Смоленск, 2013.

  3. Технологии профилактики семейного неблагополучия: Методическое пособие. – Смоленск, 2010.

  4. Цилюгина И.Б. Социально-педагогическая деятельность с семьей: учеб.пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 187 с.

Просмотров работы: 3240