АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Витовтова А.А. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях развития экономики и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка, является конкуренция. Конкуренция между товаропроизводителями, рынок, конкурентоспособность предприятий и производимой ими продукции, выбор рациональной маркетинговой стратегии, анализ конкурентной среды, поиск конкурентных преимуществ ‒ это те факторы, которые стимулируют развитие рыночных отношений и определяют критерии эффективности производства [1].

Конкурентоспособность – это очень сложное и многозначное понятие. Любой товаропроизводитель включает в это определение многие составляющие, такие как например, как сам товар (услуга), свойства и его характеристика (используемая технология, качество, доступен ли он для потенциального потребителя). Методы оценки конкурентоспособности основаны на определенных методах и содержит свои критерии, однако цель у них едина – оценка как внешней так и внутренней среды предприятия, для последующей разработки вариантов действий, которые будут способствовать дальнейшему развитию организации, а следовательно и укреплению его конкурентных преимуществ [2].

Основным критерием, который определяет конкурентоспособность производимых товаров и оказываемых услуг, является их качество. Поэтому при управлении качеством, все большее значение приобретает сертифицированная система менеджмента качества, которая является гарантией стабильного и устойчивого показателя качества товара. Сертификация качества продукции помогает любой организации удерживать конкурентное преимущество на данном рынке [3].

Проведем анализ качества и оценку конкурентоспособности выпускаемой продукции на примере ООО «Арт-Окна», г.Краснодар.

Основным видом деятельности ООО «Арт-Окна» является производство пластмассовых изделий используемых в строительстве. Анализ особенностей производственной и управленческой структуры ООО «Арт-Окна» показал, что она отвечают специфике отрасли, задачам предприятия и стратегическим целям на современном этапе.

Сотрудники ООО «Арт-Окна» ведут целенаправленную и кропотливую работу по внедрению в производство систем менеджмента качества производства продукции. Однако, нельзя сказать, что за прошедшие со дня основания организации в деле построения и отладки системы управления качеством достигнуты сколько-нибудь заметные результаты.

В целом построение системы управления качеством, к которой стремится исследуемое предприятие, можно отразить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 ‒ Организация системы управления качеством

ООО «Арт-Окна»

В настоящее время наилучшим образом обстоят дела с первым элементом СМК ‒ обеспечением качества, которое осуществляется через контроль качества продукции сна заключительном этапе производства. Практически это выражается в том, что в процессе производства контроль качества возложен на работников (соблюдение технологии производства).

В процессе же выпуска готовой продукции в процесс контроля включается начальник производства

Начальник производства проводит осмотр произведенной продукции на соответствие следующих ГОСТ:

1) ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». Основополагающий ГОСТом для нормативных требований, которые относятся к пластиковым окнам;

2) ГОСТ 30673-99 «Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков»;

3) ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей».

Эти два ГОСТа относятся к пластиковых окнам, и направлены показывать качество именно ПВХ окон.

Далее перечислим остальные немаловажные ГОСТы для пластиковых окон:

1) ГОСТ 26602.1-99 «Блоки оконные и дверные». Методы определения сопротивления теплопередаче;

2) ГОСТ 26602.2-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водопроницаемости»;

3) ГОСТ 26602.3-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения звукоизоляции»;

4) ГОСТ 26602.4-99 «Блоки оконные и дверные. Метод определения общего коэффициента пропускания света».

В соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) нормируются следующие параметры температурной влажности микроклимата, определяющего комфортность пребывания человека в жилой комнате.

Качество и долговечность установленных пластиковых окон во многом зависит от того из чего и как они собраны, и конечно же, как они были установлены.

Нормируемые параметры качества пластиковых окон представлены в таблице 1.

Таблица 1 ‒ Нормируемые параметры качества пластиковых окон

Параметры

Для холодного периода года

Для теплого периода года

Температура воздуха,

Оптимально (допустимая),

20-22

(18-24)

22-25

(20-28)

Средняя температура помещения,

Оптимальная (допустимая),

19-20

(17-23)

22-24

(18-27)

Относительная влажность воздуха,

Оптимальная (допустимая),

30-45

(60)

30-60

(65)

Скорость движения воздуха,

Оптимальная (допустимая), м/с

0,15

(0,20)

0,2

(0,3)

Проверка качества выпускаемой продукции осуществляется ежедневно.

Второй элемент СМК (управление качеством) в ООО «Арт-Окна» выражается в недопущении продукции, не прошедшей проверку на соответсвие требованиям ГОСТов в продажу. Ответственность за это лежит на главном менеджере.

Ключевые решения в области управления качеством, требующие материальных вложений, на всех стадиях производства (закупка более прогрессивных материалов, приобретение усовершенствованных конструкций) решает руководитель ООО «Арт-Окна».

Что касается третьего элемента СМК ‒ улучшения качества, то целенаправленно им никто в организации не занимается. Можно сказать, что Система качества предприятия находится в настоящее время на начальном этапе разработки. Еще не разработаны базовые документы системы, не подготовлена к внедрению стандартизированная документация.

Отчасти это можно объяснить опасениями руководителя, связанными с распространенным мнением о том, что затраты на качество продукции лишь увеличивают себестоимость, ничего не давая предприятию взамен. Отчасти – отсутствием квалифицированных специалистов в области именно управления качеством, которые не выполняли бы смежные обязанности, а занимались непосредственно построением СМК. В настоящее же время вопросы качества продукции решаются руководителем организации факультативно, средства на развитие СМК выделяются по остаточному принципу. На фоне этого высокое качество продукции, подтвержденное с одной стороны потребителями, с другой ‒ стабильностью спрса со стороны покупателей, представляется не столько закономерным явлением, сколько следствием удачного стечения обстоятельств.

Действительно, на современном этапе достойное качество продукции обусловлено такими факторами, как новизна оборудования, механизация многих процессов и относительная доступность комплектующих материалов [4].

Отметим, что руководитель ООО «Арт-Окна» все же понимает необходимость выхода предприятия на новый уровень, которая возникнет в скором времени – ведь объемы продаж не всегда стабильны, и требуется привлекать новых клиентов. Не секрет, что сертифицированная продукция является мощным конкурентным преимуществом на рынке.

Таким образом, изучение организации системы управления качеством ООО «Арт-Окна» дало нам представление о том, что руководство предприятия видит в будущем эту систему как сумму трех элементов ‒ контроля качества, управления качеством и улучшения качества. На современном же этапе не вызывает нареканий только контрольная часть СМК.

Контроль качества продукции в ООО «Арт-Окна организован в точном соответствии с требованиями ГОСТов и федерального законодательства. По итогам проверок контролирующих органов серьезных нарушений не выявлено.

Отметим тот факт, что руководство ООО «Арт-Окна не акцентирует внимания на систематическом формировании СМК; управление качеством на предприятии происходит бессистемно. В свете этого, достигнутые результаты в области качества продукции представляются скорее случайными, нежели целенаправленно достигаемыми.

Анализ эффективности СМК продукции ООО «Арт-Окна» начнем с оценки уровня зрелости СМК. Оценка уровня зрелости позволяет организации определиться, на каком этапе разработки СМК она находится. При этом учитывается мнение управленцев по функционированию на предприятии принципов менеджмент качества.

При анализе эффективности управления качеством продукции в организации ООО «Арт-Окна» воспользуемся методикой, а именно анкетированием управленческого персонала с использованием специального вопросника. Для этого было опрошено три представителя управленческого персонала различного уровня. Работа с анкетой осуществляется в следующем порядке.

Изучение информации, соответствующей уровням по каждому критерию, начинали с первого, постепенно поднимаясь от уровня к уровню. Чтение прекращалось на том уровне, который уже не соответствует характеристике организации. Последний уровень, но критерию, который соответствовал положению дел в организации, фиксировался в таблице.

Анализ показал, что рoль руководства в осуществлении СМК своих непосредственных функций, с точки зрения управленцев, крайне незначительна. Большинство опрошенных отметили, что в ООО «Арт-Окна» применяются лишь некоторые программы улучшения или определенные методы внедрения улучшения. Руководитель ООО «Арт-Окна» не имеет опыта организации СМК, что не позволяет ему оценить в полной мере ее преимущества.

В части стратегии и политики респонденты показали, что руководитель определил измеряемые цели для предприятия в целом и для всех подразделений. Это первоначальный и наиболее естественный прием управления ‒ четкое формулирование цели дает импульс работникам, заставляет их стремиться к цели, предотвращает в некоторой степени злоупотребления со стороны сотрудников. Однако ООО «Арт-Окна» еще далеко от систематического стратегического планирования.

С точки зрения управляющего персонала ООО «Арт-Окна» использование ресурсов (финансовых, информационных, материальных, трудовых и других) происходит крайне неэффективно, не смотря на то, что руководитель сам активно участвует в процессе учета и использования материальных и нематериальных ресурсов.

Управление процессами в ООО «Арт-Окна» находится не невысоком уровне ‒ все опрошенные единодушно оценили ее в четыре балла из 13 возможных. Это говорит о том, что руководством ООО «Арт-Окна» осознана необходимость сфокусировать внимание на тех ключевых процессах, которые обеспечивают эффективность деятельности организации (предприятия), однако практически пока сделано мало.

Удовлетворенность потребителей деятельностью предприятии, по оценке менеджеров ООО «Арт-Окна», находится в среднем диапазоне, то есть сведения о потребителях используются для изучения тенденций их претензий и пожеланий. Предприятие пока не имеет намеченных количественных целей по удовлетворению потребителей, что можно объяснить колебанием спроса.

До работников организации (предприятия) не доведены конкретные цели, относящиеся к удовлетворению потребителей, и достигнутый уровень удовлетворенности основных групп потребителей. Поэтому сложно пока сравнить цели и достигнутый уровень удовлетворенности потребителей исследуемого ООО «Арт-Окна» с показателями лучших организаций производителей пластиковых окон.

Описывая удовлетворенность персонала ООО «Арт-Окна», управленческие работники присвоили ей статус «Мнения и пожелания сотрудников собираются и рассматриваются систематически», а также определили, что осознана необходимость понимания мнения сотрудников.

Критерий 8 «Влияние организации на общество» был оценен опрашиваемыми на уровне четырех ‒ пяти баллов. Опрос показал, что сотрудники ООО «Арт-Окна» не только следуют правилам охраны здоровья персонала и обучаемых их безопасности, но и понимают, насколько деятельность организации в этом направлении оказывает влияние на общество в целом. Следующим этапом может стать установление системы оповещения работников организации (предприятия) об областях деятельности, результаты которой оказывают влияние на общество в целом.

Наилучшие показатели были отмечены по девятому критерию из списка ‒ сотрудники отметили не только элементы планирования в процессе управления результатами (установлен процесс разработки бюджета, разрабатывается ежегодный бюджет, установлены основные финансовые цели организации, поставлены основные финансовые и нефинансовые цели), но и попытки анализа и контроля. Обобщенные данные о состоянии СМК по результатам опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2 ‒ Сведения по самооценке управления качеством продукции ООО «Арт-Окна»

Номер критерия

Количество ответов но уровням

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Критерий 1. Poль руководства. Лидерство

                 

3

1

   

Критерий 2. Политика и стратегия

                     

4

 

Критерий 3. Управление персоналом

                   

3

1

 

Критерий 4. Использование ресурсов (финансовых, информационных, материальных, трудовых и других)

                   

4

   

Критерии 5. Управление процессами

                 

4

     

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей

             

2

2

       

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

                   

1

3

 

Критерий 8. Влияние организации на общество

               

3

1

     

Критерий 9. Результаты работы opганизации

           

1

3

         

Таким образом, предварительная оценка эффективности системы управления качеством исследуемого ООО «Арт-Окна» дала представление о том, что руководство предприятия оценивает эту систему как незрелую, недоработанную, что подтверждает выводы предыдущего исследования. Анализ данных анкетирования позволил акцентировать внимание на наиболее проблемных, с точки зрения руководителей предприятия, участках СМК. Таковыми явились разработка политики и стратегии управления качеством, управление персоналом и удовлетворенность персонала

Необходимо отметить, что кадровый вопрос в системе управления качеством продукции в ООО «Арт-Окна» стоит достаточно остро; это необходимо учесть при рассмотрении перспектив совершенствования системы управления качеством ООО «Арт-Окна».

Проведем анализ рынка сбыта выпускаемой продукции ООО «Арт-Окна». Организация реализует свою продукцию на местном рынке – г. Краснодаре и близлежайших районах.

Спрос на продукцию не устойчив и определяется количеством населения, его половозрастным характеристиками, и также в значительной степени покупательской способностью населения. Последнее, в свою очередь зависит от уровня доходов населения в рамках системы показателей, характеризующих уровень жизни. Несмотря на экономическую ситуацию страны, спрос на товары массового спроса, в том числе на пластиковые окна ПВХ стабилен.

Обзор рыночной ситуации дает информацию для определения возможных направлений расширения производства мебели в г.Краснодаре перспектив в другие близлежайшие районы. Проблема рынков сбыта сегодня является самой актуальной для всех производителей пластиковых окон.

На рынке г.Краснодара работают множество компаний, производящих аналогичную продукцию. Выделим наиболее сильных: ТИГРАЛ ЭКО-Строй; Горница; «Альфа окна». Ввиду особенностей изделия характеристики продукции идентичные, соответствуют требованиям ГОСТ и стандартным размерам оконных проемов. Таким образом, общие черты характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке производства пластиковых окон ‒ одинаковая номенклатура выпускаемых изделий и уровень цены.

Анализ цен конкурентов (изготовление плюс монтаж) на продукцию по состоянию на 01.01.16 г. представлен в таблице 3.

Таблица 3 ‒ Цены конкурентов за 1 м2 пластиковых оконных блоков, руб.

 

ООО

«Арт-Окна»

ТИГРАЛ

ЭКО-Строй

Горница

Альфа окна

Пластиковые окна

1600

1500

1700

1650

Как видно из таблицы наиболее низкие цены на свою продукцию представляет ТИГРАЛ-ЭКО-строй. Сравнительная оценка фирм-конкурентов представлена в таблице 4.

Таблица 4 ‒ Сравнительные характеристики фирм-конкурентов

Показатели

ТИГРАЛ ЭКО-Строй

Горница

Альфа окна

Качество

Высокое

Приемлемое

Низкое

Технические характеристики продукции

Технология производства подобна ООО «Арт-Окна»

Низкие параметры влагостойкости

Низкие параметры водопроницаемости

Услуги

Весь спектр услуг от консультирования клиентов до гарантийного и пост гарантийного обслуживания

Слабый технический информационный сервис, гарантийное обслуживание

Низкий уровень информационного и гарантийного обслуживания.

Скорость исполнения заказа

Две-три недели

Одна-две недели

Две-три недели

Реклама

Постоянная с использованием всех видов носителей

Периодическая (радио, печатные СМИ, телевидение)

Периодическая с использованием всех видов носителей

Менеджмент

Достаточно гибкая структура управления, высокий профессионализм менеджеров

Структура управления неоправданно усложнена, высокий профессионализм менеджеров

Не эффективная структура управления, замедленное принятие решений, низкий профессионализм менеджеров.

Цены

Цены соответствуют качеству продукции, индивидуальный подход в области ценообразования

Самые высокие цены в регионе, ценовая политика не достаточно гибкая из-за неэффективной структуры

Неоправданно высокие цены. Отсутствие гибкости в ценообразовании.

Имидж

Наибольшее качество обслуживания и продукции

Умеренное качество обслуживания

Негативный

Таким образом, из приведенного анализа видно, что цена продукта не является определяющим успех (объем продаж) показателем.

В целях более детального рассмотрения основных конкурентов выделим определенные факторы конкурентоспособности производимой продукции, которые представим в таблице 5.

Таблица 5 ‒ Факторы конкурентоспособности

Факторы

ООО

«Арт-Окна»

ТИГРАЛ

ЭКО-Строй

Горница

Альфа окна

Качество

Обеспечен высоким разрядом рабочих

Обеспечен высоким разрядом рабочих

Среднее

Зависит от разряда и квалификации

Уровень цены

Средний

Средний

Выше среднего

Выше среднего

Дизайн

С учетом индивидуальных требований

С учетом современных требований

Однообразный

Однообразный

Ширина товарной серии

Металлопластиковые оконные конструкции

Металлопластиковые оконные конструкции

Аллюминиевые и металлопластиковые оконные конструкции

Металлопластиковые конструкций

Свойства

Высокие эксплутационные свойства

Средние эксплутационные свойства

Средние эксплутационные свойства

Высокие эксплутационные свойства

Репутация фирмы

Высокая, постоянные клиенты

Высокая репутация

Надежность

Надежность

Как видно из приведенной выше таблицы, по многим показателям положение анализируемых фирм одинаково ввиду высокой стандартизированности производимой продукции. При этом нужно отметить, что предприятия занимают различную долю рынка оконных конструкций и не все из предприятий производят все возможные виды оконных конструкций. Проведем ранжирование значений параметров от единицы до нуля в таблице 6.

Таблица 6 ‒ Оценка конкурентоспособности

Параметры

Весо-

мость

параметров

ООО

«Арт-Окна»

ТИГРАЛ

ЭКО-Строй

Горница

Альфа окна

Качество

0,20

1.00

0.20

0.8

0.16

0.80

0.16

0.7

0.14

Уровень цены

0,20

0.80

0.16

0.8

0.16

0.60

0.12

0.6

0.12

Дизайн

0,10

1.00

0.10

0.7

0.07

0.70

0.07

1.0

0.10

Ширина товарной серии

0,10

1,00

0.10

1,00

0.10

1,00

0.10

1.00

0.10

Свойства

0,20

1.00

0.20

0.70

0.14

0.70

0.14

1.00

0.10

Репутация фирмы

0,10

1.00

0.10

0.80

0.08

0.80

0.08

1,00

0.10

Итого аi рi

1.00

∑=0,86

∑=0,72

∑=0,67

∑=0,66

На основании данных таблицы 6 можно сделать вывод, что основным конкурентом ООО «Арт-Окна» является фирма «ТИГРАЛ ЭКО-строй». Широкое распространение конкуренции подталкивает ООО «Арт-Окна» к усиленному поиску новых рынков сбыта

В силу тех обстоятельств, что продукция предприятия ООО «Арт-Окна» получила наибольшую оценку по качеству продукции из данного ряда фирм, можно предложить следующие пути повышения её конкурентоспособности – расширение рынков сбыта. При данных влияниях внешней среды функционирования ООО «Арт-Окна» проведем SOWT-анализ сильных и слабых сторон его положения на рынке оконных конструкций в таблице 7.

Таблица 7 ‒ SWOT-анализ ООО «Арт-Окна»

Слабые стороны

Сильные стороны

  1. Высокая конкуренция

  2. ЖЦТ - стадия падения спроса

3. На рынке имеются аналогичные товары, но с инновационными характеристиками

4. Недостаток производственных площадей

5. Штат работников небольшой

  1. Присутствие постоянных клиентов

  2. Высокая репутация фирмы

  3. В штате ООО «Арт-Окна» образовалась команда менеджеров, способствующие навыками продвижению фирмы на рынке

  4. Эффективное управление, из-за небольшого штата работников

Угрозы

Возможности

  1. Появление все больше аналогичных фирм-производителей товаров

  2. Покупатели отдают предпочтение экологичным пластиковым евроокнам

  3. В данной экономической ситуации проблематично получать прибыль

  4. Рост инфляции и как следствие рост стоимости ресурсов

  1. Захват 10% рыночной доли посредством освоения новых рынков сбыта

  2. Введение инновационных технологий на предприятии

  3. Расширение производственной мощности и деятельности предприятия

Таким образом, проведенный SWOT-анализ показал, что у исследуемой организации ООО «Арт-Окна» имеется сильные стороны и возможности, которые следовало бы использовать в своей деятельности.

Отрицательным моментом является узкая направленность работы организации (пластиковые окна), а в данной экономической ситуации наблюдается спрос на данный вид продукции, вследствие появления более инновационных товаров.

Для анализа дальней внешней среды проведем PEST-анализ, представленный в таблице 8.

Таблица 8 ‒ PEST-анализ

Политические факторы:

Экономические факторы:

Стабильность политической ситуации в стране положительно отражается на развитии бизнеса, вследствие чего происходит привлечение инвестиций

Из-за роста уровня доходов населения повышает цену покупки более качественных и дорогих товаров

Социально-культурные особенности:

Технологические инновации:

Покупатели все больше внимания обращают на экологические и эстетические характеристики товаров

Технологические инновации все больше влияют на развитие бизнеса. Финансовая возможность позволяет делать инвестиции в инновационные технологии, а интеллектуальные их реализовать.

На основании проведенного PEST-анализ можно констатировать. что большинство внешних факторов влияют на деятельность организации благоприятно. Это свидетельствует о том, что имеется возможность о расширении своей деятельности на рынке. Для этого следует предпринять ряд действий (мероприятий):

‒ для потребителей с повышенными требованиями к эксплуатационным свойствам, проводить консультирование по телефону, на сайте организации и в офисе продаж (приема заказов);

‒ снизить время исполнения заказа на три ‒ четыре дня;

‒ для более быстрой скорости обработки заказов и оказания квалифицированных консультационных услуг, организовать дополнительно несколько пунктов для приема и оформления заказов;

‒ использовать «агрессивную» технологию продаж.

Таким образом, на основании вышеизложенного, следует сделать следующие выводы.

Организация не акцентирует внимания на систематическом формировании СМК; управление качеством на предприятии происходит бессистемно. В свете этого, достигнутые результаты в области качества продукции представляются скорее случайными, нежели целенаправленно достигаемыми.

Предварительная оценка эффективности системы управления качеством в ООО «Арт-Окна» дала представление о том, что руководство предприятия оценивает эту систему как незрелую, недоработанную, что подтверждает выводы исследования. Кадровый вопрос в системе управления качеством продукции ООО «Арт-Окна» стоит достаточно остро; это необходимо учесть при рассмотрении перспектив совершенствования системы управления качеством в ООО «Арт-Окна».

Предприятие изготавливает и реализует качественные изделия их ПВХ. Продукция ОАО «Арт-Окна» отвечает высоким требованиям теплоизоляции, звукоизоляции и защиты от взломов. Продукция пользуется преимущественным спросом на рынке города Краснодара по сравнению с продукцией конкурентов. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию анализ рынка свидетельствует о ежегодном росте рынка от 20 до 30%.

Результаты анализа конкурентов показывают следующее: единственным конкурентом с высокой долей рынка и высокими показателями качества города Краснодара является ТИГРАЛ ЭКО-строй, который задает правила игры на рынке. Анализ внешней и внутренней среды предприятия позволил выявить следующие сильные стороны: во-первых, предприятие периодически осуществляет мониторинг рынка; во-вторых, налажена сбытовая деятельность; в-третьих, высокий уровень квалификации персонала. в-четвертых, продукция достаточно известна в городе.

Но, несмотря на грамотно осуществляемую руководством стратегию продвижения на рынке, и достаточно стабильному положению, в деятельности предприятии обозначен ряд недостатков, которые можно использовать как резерв для повышения конкурентоспособности: во-первых, недостаточно продуманная рекламная политика; во-вторых, не до конца использованы возможности ценовой политики; в-третьих, низкий уровень сервиса. В связи с этим, в целях повышения конкурентоспособности предприятия и качества производимой продукции предлагается ряд мероприятий: разработка рекламной кампании; введение гибкой системы скидок; введение дополнительной услуги – «послепродажное обслуживание»; проведение квалиметрического анализа качества выпускаемой продукции.

Литература:

  1. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. – СПб: ПИТЕР, 2014. – 225с.

  2. Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. – 2010. – №1. – С. 48-52.

  3. Трубилин А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. – 2012. – №12. – С. 39-46.

  4. Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад. Упр. При Президенте, 2013. – 20с.

 

12

 

Просмотров работы: 4626