ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Шамсутдинова А.Р. 1
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работники кадровых служб формируют штат, исходя из потребностей предприятия, тем самым они помогают работникам реализовать свои конституционные права: а именно право на труд, а также обеспечивают социальную защищенность работников в соответствии с законодательством.

Работники кадровой службы должны быть высококвалифицированными, ответственными, дисциплинированными сотрудниками. Для успешной работы кадровой службы, работникам необходимо точно знать свои обязанности, права и ответственность. Это определяется должностной инструкцией сотрудника. Должностная инструкция являются значимым документом, как для работника, так и для работодателя, так как способна защитить права обеих сторон, поэтому работникам кадровой службы предприятия, необходимо знать порядок её составления и оформления с учетом законодательства, особенностей организации, её организационно–правовых документов, а также учитывать изменяющиеся условия труда.

Особое внимание составлению и оформлению должностных инструкций сотрудников кадровых служб уделили следующие ученые:

М.Ю. Рогожин в книгах: «Делопроизводство в кадровой службе» [1], «Деловые документы в примерах и образцах» [2], «Справочник по делопроизводству» [3], а также О.И. Захаркина в книге «Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база» [4].

Должностная инструкция – локальный нормативный акт, содержащий квалификационные требования для определенной должности, ответственность, права и обязанности работников.

Введение должностных инструкций на предприятиях носит рекомендательный характер, однако многие работодатели разрабатывают их, тем самым обеспечивая эффективную работу сотрудников, а так же, как способ при проведении аттестации определить, кто соответствует занимаемой должности, а кто нет.

Виды должностных инструкций:

1)типовые–разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений и являются обязательными для применения.

2)примерные–носят рекомендательный характер.

3)конкретные–разрабатываются в данной конкретной организации с учетом особенностей предприятия.

Должностная инструкция может оформляться, как отдельный документ, как приложение, прикрепленное к трудовому договору, как типовая должностная инструкция по конкретной должности.

Должностные инструкции разрабатываются для всех должностей, предусмотренных штатным расписанием, исключение составляет должность руководителя структурного подразделения–регламентация его деятельности предусмотрена Положением о структурном подразделении.

При разработке должностных инструкций в первую очередь обращаются к «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих»[5].

При составлении и оформлении должностных инструкций сотрудники кадровой службы предприятия обращаются к ГОСТу Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно–распорядительной документации. Требования к оформлению документов» для того, чтобы все необходимые реквизиты документа присутствовали, были грамотно оформлены и документ имел юридическую силу [6].

Должностные инструкции разрабатываются руководителями подразделений на своих непосредственных подчиненных в соответствии с положением о подразделении. Она должна быть согласована с юрисконсультами, а при необходимости с другими подразделениями организации.

Должностная инструкция содержит следующие реквизиты: наименование организации, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, визы согласования, подпись, гриф утверждения.

Должностная инструкция должна быть написана доступным языком, а также иметь четкие и краткие формулировки в соответствии с нормами официально–делового стиля.

Текст должностной инструкции, как правило, содержит следующие разделы:

  1. Общие положения;

  2. Должностные обязанности;

  3. Права;

  4. Ответственность;

  5. Взаимоотношения

В разделе «Общие положения» указывают:

–наименование должности в соответствии со штатным расписанием;

–к какой категории относится должность;

–порядок назначения и освобождения от должности;

–кому непосредственно подчиняется данное должностное лицо;

–требования, предъявляемые к уровню образования и стажу работы должностного лица;

–порядок замещения – кто замещает данное должностное лицо во время его отсутствия;

–перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности (законодательные акты Российской Федерации, а также локальные нормативные акты организации);

–дополнительные знания, которые требуются работнику для успешной деятельности.

В разделе «Должностные обязанности» указывают: обязанности должностного лица в соответствии с теми задачами, которые решает подразделение. Направление и объем обязанностей устанавливают по решению руководителя структурного подразделения.

В разделе «Права» указывают перечень прав, который необходим работнику для исполнения своих должностных обязанностей с учетом потребностей подразделения.

В разделе «Ответственность» определяется мера ответственности должностного лица за несоблюдение требований локальных правовых документов организации, должностной инструкции, ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разделе «Взаимоотношения» указывают перечень структурных подразделений или должностных лиц, с которыми взаимодействует работник для выполнения своих должностных обязанностей.

Работник должен обязательно ознакомиться с должностной инструкцией, поставить подпись об ознакомлении с должностной инструкцией и дату ознакомления. Данные реквизиты проставляются, либо на самой Инструкции, либо в Листе ознакомления с должностной инструкцией, который может быть оформлен как Приложение к должностной инструкции.

«Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй у руководителя подразделения, третий у работника.

Должностная инструкция вступает в силу с момента её утверждения и действует до ее замены новой должностной инструкцией» [4].

Литература

1. Рогожин М.Ю. Делопроизводство в кадровой службе: учебно-практ. пособие.– 3-е изд., перераб. и доп. /М.Ю. Рогожин.–М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014.–783с.

2. Рогожин М.Ю. Деловые документы в примерах и образцах. – М.-Берлин: Директ-Медиа,2014.–496с.

3. Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству.–М.: Юстицинформ,2011.–256с.

4. Захаркина О.И. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база.–М.: Омега-Л, 2009.–264с.

5. «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» [Электронный ресурс]: 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) – Режим доступа: http://base.garant.ru/180422/#ixzz3wT4hqTSs

6. ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 2003. – 17 с.

Просмотров работы: 2681