ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня инновационный менеджмент проник во все сферы деятельности людей, будь то медицина, наука, экономика, экология или культура. Управление в сфере культуры, наряду с производственным, или отраслевым менеджментом занимает особое место. Достаточно продолжительное время считалось, что осуществление инновационной деятельности является прерогативой исключительно реального сектора экономики, функционирование которого невозможно без использования технико-технологических средств производства. Однако научно- технический прогресс обусловил ее значимость и для сферы нематериальных взаимоотношений.

Слово «инновация» может обозначать результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, метода или процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. Этот термин может иметь различные обоснования и значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

В настоящее время происходит активное внедрение интерактивных технологий управления учреждениями культуры, которые уже апробированы в таких странах как: США, Японии и некоторых Европейских государствах. Поэтому и наше правительство не оставило без внимания этот вопрос. Так были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 15 апреля 2014 года Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р.Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». Их выполнение невозможно без мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, а также применения новых технологий, использования инновационных подходов, с учетом важных для отрасли критериев и особенностей формирования культурного потенциала российских регионов.

Одним из ярких примеров внедрения инновационных методов коммуникации в мировой театральной среде в России является Мариинский театр, который впервые в истории театра провел в 1999 году прямую on-line трансляцию оперного спектакля. А уже в 2010 годуон провел первую в мире прямую телевизионную трансляцию балета в формате 3D, который позволил зрителям в России и Европе впервые в истории наблюдать объемное изображение балета в прямом эфире.

Вид инновации, который использует Мариинский театр можно отнести к технологическому виду, рассчитанному на получение прибыли, работу на бренд, обслуживание различных слоев населения, популяризацию фрагментов легендарных балетов из «золотого фонда», привлечение внимания прессы к новому веянию в среде Мариинского театра. 3D трансляция балетного вечера является частью заявленной ранее медиастратегии Мариинского театра, предполагающей использование новейших коммуникационных технологий в творческой деятельности театр. Безусловный плюс этой новации состоит в том, что колоссально увеличивается зрительская аудитория.

Сегодня в театре трудится целый отдел, который работает в рамках инновационного менеджмента, решает задачи эффективного внедрения инноваций в творческую жизнь театра, а значит и в культурную жизнь в целом.

Инновационная деятельность в сфере культуры является достаточно важной и неотъемлемой частью элемента национальной экономики, в которой объектом служат учреждения культуры и сферы их деятельности, подвергающиеся воздействию инновационных процессов с целью удовлетворения потребностей общества в материальной и духовной среде, способствующей формированию и возвышению человеческой личности, а также сохранения и использования культурно-исторического наследия. Тогда инновационный менеджмент в сфере культуры и будет представлять собой вид деятельности, направленной на прогнозирование, планирование, организацию, контроль, координацию и необходимое регулирование разработки и реализации продуктов инновационных процессов в данной сфере с целью получения прогрессивного социально-экономического эффекта и повышения уровня жизни населения Российской Федерации.

Фундаментальная особенность культуры заключается в том, что важнейшие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.

В настоящее время сфера культуры не только определяет уровень личностного развития отдельных индивидуумов, позволяет заполнить досуг граждан, но и выступает и как область социально-экономических взаимоотношений, характеризуемых высоким уровнем конкуренции, в том числе с зарубежными контрагентами.

Под инновационным развитием отрасли культуры следует понимать внедрение в деятельность организаций культуры (предприятий и учреждений различной форы собственности) прогрессивных технологий создания, продвижения, потребления продукции и услуг культурного характера для повышения социально-экономического потенциала рассматриваемой сфере народного хозяйства.

Таким образом, сфера культуры обладает значительным инновационным потенциалом. Активное внедрение инноваций в деятельность учреждений культуры даст дополнительный импульс к развитию сферы услуг территориальных образований, а также аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, что, в свою очередь, способствует росту качества жизни населения Российской Федерации.

Список литературы

  1. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 528 с

  2. Халапсин Д.С.Инновационный менеджмент в сфере культуры (из опыта Мариинского театра). Сборник научных статей «Россия на пути выхода из экономического кризиса». СПб.: Институт бизнеса и права, 2010

  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 -2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_documents_elem/programma_razvitie_kultury_i_turizma_2013-2020_chast1.pdf

  4. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70149760/#block_16000

Просмотров работы: 2819