ФЕНОМЕН SELFIE В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФЕНОМЕН SELFIE В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Михалкина Ю.А. 1
1Самарский Национальный Исследовательский университет имени академика Королева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В нашей статье мы пытаемся ответить на следующие вопросы: Selfie – это эволюция нарциссизма? Продажа себя обществу? Способ манипуляции нашими потребительскими способностями? Новый способ общения? Или это современная культура?

Ключевые слова:

Selfie, автопортрет, студенты

Abstract

In this article we will try to answer the following questions: Selfie - is the evolution of narcissism? Selling himself to society? A method of manipulating our consumer power? A new way of communication? Or is it a modern culture?

Key words:

Selfie, self-portrait, students

Перед тем как рассмотреть феномен, дадим определение. Selfie - это фотографический автопортрет; главным образом один захваченный с помощью смартфона или веб-камеры, которым делятся с помощью социальных медиа [1]. Активное использование данного термина началось с 2005 года, не смотря на то, что первый зарегистрированный автопортрет был сделан и опубликован на одном on-line форуме в Австралии ещё в 2002 году [2].

Многие отечественные учёные отмечают не новизну данного явления. Приверженцы данной позиции утверждают, что «selfie» в современном понятии это не что иное, как эволюция или разновидность жанра автопортрета, логическое продолжение тысячелетнего стремления человека запечатлеть себя [3, 4, 5].

Рассматривая феномен «selfie», сторонники данной позиции утверждают, что «selfie» является, по сути, ровесником западной традиции изобразительного искусства [3], но не рассматривается как тождественное и равнозначное классическому автопортрету. К основоположникам данного жанра относят Ван Гога (1889г.) с его автопортретом, где художник изобразил себя с палитрой на вытянутой руке, Эшера (1935г.) за создание литографии «Рука с отражающим шаром», Пармиджанино (1524г.), который написал «Автопортрет в выпуклом зеркале», такое изображение себя наиболее характерно для привычного нам selfie.

Если говорить о selfie выполненном с помощью технических средств, то это химик Роберт Корнелиус в 1839 году в Филадельфии, 18 октября 1840 года Иполлит Байар. Говоря о русскоязычном пространстве, первое подобное selfie было сделано в октябре 1914 года, молодой княжной Анастасией Николаевной (дочерью последнего русского царя Николая II) [6]. С течением времени и эволюцией технического оборудования создание автопортретов стало доступно каждому вне зависимости от обладания специальными навыками. Современные гаджеты помогающие в создании selfie стали конструировать нашу жизнь [7].

Таким образом возникают следующие вопросы: Selfie – это эволюция нарциссизма? Продажа себя обществу? Способ манипуляции нашими потребительскими способностями? Новый способ общения? Или это современная культура? Selfie часто употребляют с термином нарциссизм, но не ставят его во главе факторов распространения феномена, человеку свойственно стремиться показать себя, получить оценку окружающих [3, 4, 5, 6]. Некоторые ученные считают, что удачно сделанное selfie это ход по «продаже» себя обществу, «продажи» некой картинки или образа, некий способ самопрезентации в виртуальной среде [8, 10]. Уместно рассматривать публикации автопортретов как коммуникативное общение пользователя с другими участниками. В данном случае selfie выступит как символьное сообщение [9]. Может это и есть современное проявление культуры, подтверждением этого можно стать популярную в интернет пространстве песню, американского дуэта The Chainsmokers, «#SELFIE». Повествуется об образе жизни современной девушки, который нераздельно связан с запечатление каждого момента своей жизни, дня, часа на selfie.

В проведенном нами исследовании выбор объекта был продиктован опытом зарубежных исследователей, зафиксировавших, что основными создателями и распространителями феномена на разных континентах неизменно является молодежь [3]. Для нас представляет особый интерес данная социальная группа, в особенности как российская молодежь воспринимает феномен selfie, а именно студенческая молодежь города Самара. Эмпирической базой стали СамГУ и СГАУ. В рамках проведенного исследования была использована количественная стратегия, в частности метод анкетного опроса. В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 23 лет. Опираясь на результаты проведенного исследования, мы можем говорить: о выявленном отношении к изучаемому феномену среди студенческой молодежи, о ранжировании видов selfie которым отдают предпочтение студенты, о выявлении причин побуждающих публиковать selfie, а так же представлениях о феномене в целом.

Список литературы

  1. Oxford English Dictionary. URL: http://www.oed.com/view/Entry/390063?redirectedFrom=selfie#eid

  2. 'Selfie' named by Oxford Dictionaries as word of 2013. URL: http://www.bbc.com/russian/society/2013/11/131119_oxford_dictionary_selfie

  3. Мартынов К. Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией / Логос, 2014. №4

  4. Великанов А. Selfie ergo sum// Логос, 2014. №4

  5. Кандаурова А. От спаса нерукотворного к селфи - URL: http://chrdk.ru/weekend/2015/6/11/selfie/

  6. Погонцева Д. В. Selfie как современный социально-психологический феномен// Концепт, 2013. №12

  7. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери. В честь Роберта Фокса / пер. с англ. Н. Мовниной // Социология вещей: сб. ст. / Под ред. В. С. Вахштайна. — М: Территория будущего, 2006

  8. Ритцер, Джордж. Макдональдизация общества 5 / Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011

  9. Под ред. Добренькова В. И. Американская социологическая мысль — М.: МГУ 1994 – С. 116-140.

  10. Фромм Э. Мужчина и женщина / Составитель Левит С. Я.. — М: Аст, 1998

Просмотров работы: 1152