ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире уровень сформированности монологической речи детей остается актуальной проблемой. Известно, что ученики начальных и средних классов мало читают, не умеют грамотно выразить свои мысли, рассуждать на предложенную тему. Обедненный словарь ребенка наполняется заимствованными терминами из иностранных языков, что несет прямую угрозу нашей самобытности. И эти проблемы начинаются в дошкольном детстве. Поэтому вопрос развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Как отмечают исследователи (Р. Е. Левина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.), речь ребенка зависит, прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает речевое общение. Большую роль в развитии речи дошкольника играет семья, где он приобщается к культуре общения. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Современные родители, имея огромный выбор художественной литературы и методических разработок ведущих педагогов-психологов, не понимают ценности народного творчества для развития речи, и считают, что малые формы фольклора предназначены детям раннего возраста для забавы. Ребенок больше времени проводит перед телевизором и компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

Современные исследователи отмечают, что в семьях практически не знают обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. Роль, которую выполняют народные произведения для детей, трудно переоценить. Сказки, загадки, скороговорки, пословицы, песенки, былины способны реализовать все учебные цели, касающиеся проблемы развития речи. Наш народ удивительным образом создал идеальные дидактические материалы, превзойти которые не удалось ни одному детскому автору. Понятность, запоминаемость, информативность, образность, красота слова – все это присуще фольклору.

Практика дошкольного образования также имеет свои недостатки: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию скороговорок, пословиц, загадок. Педагоги редко используют эти формы в непосредственно образовательной деятельности.

Общетеоретические вопросы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина и другие. В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: М. К. Боголюбской, А.М. Бородич, М.Г. Буняковой, С.С. Бухвостовой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Ю. Г. Илларионовой, М.Г. Кургановой, Е.М. Струниной, Е. И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, К.Д. Ушинского, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдуровой и многих других. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития монологической речи детей. В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе: «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой, «Оберег» Е. Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой и другие.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждения) с опорой и без опоры на наглядный материал. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. Дети нуждаются в предшествующем образце воспитателя.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста необходимо читать колыбельные песенки, потешки, сказки, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Важнейшими источниками развития монологической речи детей являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Просмотров работы: 1377