МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Отинов Н.Г. 1
1ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников ……………….……………………………………….………

6

1.1 «Патриотизм», «патриотическое воспитание»: понятийный анализ …………………………………………………………….…..

6

1.2 Психолого-педагогические особенности организации деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников …………………………………………………………..

12

1.3 Особенности сельской малокомплектной школы в организации патриотического воспитания …….…………………..

18

Глава 2. Методические особенности организации патриотического воспитания младших школьников в сельской малокомплектной школе ...………………………………………………………………….…

24

2.1 Краеведческая деятельности в сельской малокомплектной школе: опыт МОУ «Березорядская основная общеобразовательная школа» Бологовского района Тверской области ……………………………………………………………….

24

2.2 Воспитание гражданственности и патриотизма через гендерный подход: опыт МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области …………..……………………………………

29

Заключение .……………………………………………………………….

33

Список использованных источников ……………………………………

35

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Организация и осуществление патриотического воспитания в современной школе пришли в явное противоречие с необходимостью повышения у подрастающего поколения уровня чувства любви к Родине, готовности к ее защите от внешних и внутренних врагов, к важности возрастания интересов, направленных на изменение жизни в стране в сторону восстановления и создания совершенно иных идейно-нравственных настроений народа. Особо стоит уделить внимание таким образовательным организациям как сельским малокомплектным школам, которые являются одним из важных социальных агентов в социализации детей и молодежи. Кроме того, организация патриотического воспитания затруднено отсутствием теоретической и методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Этими аспектами обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – выявить формы, методы и приемы организации патриотического воспитания младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

Цель конкретизируется в решении следующих исследовательских задач:

- провести категориально-понятийный анализ «патриотизма» и «патриотического воспитания»;

- исследовать психолого-педагогические особенности организации деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников;

- выявить особенности сельской малокомплектной школы в организации патриотического воспитания;

- изучить опыт МОУ «Березорядская основная общеобразовательная школа» Бологовского района Тверской области по организации краеведческой деятельности;

- изучить опыт МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области воспитания гражданственности и патриотизма через гендерный подход.

Объект курсовой работы – процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет курсовой работы – педагогические условия организации работы по патриотическому воспитанию младших школьников в условиях малокомплектной школы.

Гипотеза: формирование патриотизма у младших школьников и процесс воспитания в сельской малокомплектной школе можно сделать более эффективным, если предположить, что на основе базисной программы будет разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, что в свою очередь позволит повысить уровень развития школьников; обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников; повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.

Теоретическую основу анализа патриотического воспитания школьников составили труды И. Агаповой [1], С. Адаменко [2], Л.С. Беловой [4], З.Т. Гасанова [6], Л.В. Кузнецовой [16] и др., особенности организации учебно-воспитательной деятельности сельской малокомплектной школы представлены в трудах Т.Н. Евдокимовой [10], Н.А. Михайловой, М.И. Сурбатовой, А.А. Щербаковой [20], Е.В. Щербаковой [27], методическую основу составили труды И.В. Курицыной [17], Т.М. Кумицкой [18], И.А. Пашкович [23], И.Н. Солодовой [25], Л.Н. Сорока [26], материалы электронных научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После».

Методы исследования: анализ теоретических, методических педагогических источников по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 «Патриотизм», «патриотическое воспитание»: понятийный анализ

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 1990-х годов, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными партнерами и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавших привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. [1, с. 34]

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [16, с. 56].

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [6, с. 59].

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [14].

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. [14]

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности. При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Патриотическое воспитание - это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Таким образом, воспитывая патриотизм - укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, происходит сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

1.2 Психолого-педагогические особенности организации деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [21, с. 53].

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности [2, с. 23].

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

В проекте Концепция четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы [14] и в Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года [13] подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа, региона.

Базовым этапом формирования патриотизма у младших школьников следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1 - 2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. [22]

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности. [23, с. 45]

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь – неспешно текущие реки и т. д.

Широко известна цитата А.Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно – внутреннее наше» [12, с. 17]. Таким образом, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

На примере стоит продемонстрировать, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),

- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),

- возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери). [15]

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?

Содержательно патриотические чувства:

- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

- включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

- выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Таким образом, сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.

Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного.

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

- словесные (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

- действенные (ритуалы);

- музыкальные (мелодии, сигналы);

- изобразительные (рисунки).

Исходя из вышеобозначенного следует, что процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:

- особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью» [18, с. 86];

- специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.

1.3 Особенности сельской малокомплектной школы в организации патриотического воспитания

Сельская малокомплектная школа выделяется из всех типов образовательных организаций среднего общего образования своей непохожестью.

В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Для таких групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка.

Сочетание коллективной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

Малокомплектная сельская школа – уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло также естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребенка вне школы, помогает ему. При современных масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. [25]

Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

Не стоит забывать, что сельская малокомплектная школа во многом национальна. Самобытность уклада школьной жизни, связь обучения и воспитания с народными традициями, народной культурой – важнейшие составляющие процесса формирования национального самосознания, национальной самоидентичности. На организацию учебного процесса в малочисленной школе значительное влияние оказывает ее окружение. В условиях села взаимодействие школы и социальной среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, автономность, территориальная и духовная отторженность делают это взаимодействие особенно важным, а влияние друг на друга – более существенным.

У маленькой школы есть свои преимущества, которые надо уметь использовать, и свои серьезные проблемы, о которых необходимо помнить.

Первый эффект, который может возникать в малых школах, – это эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Поскольку основная задача школы – научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается, прежде всего, в кругу друзей, имеющих общие ценности. Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе есть больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом. Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто – основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. [27, с. 109]

Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов. Небольшое количество учеников в одной параллели, возможность ребят разных возрастов общаться друг с другом, построение школы, отчасти по модели семьи, приводит и к особым межпоколенческим отношениям, которые в большой школе надо специально организовывать, что очень непросто, а в хорошей малой школе возникают почти автоматически. Но здесь кроется и противоречие, о котором надо помнить и, пути разрешения которого необходимо искать в каждом конкретном случае индивидуально.

Дело в том, что у малой школы обычно и помещение небольшое. И в этом помещении рядом друг с другом живут малыши начальной школы и подростки.

Но малышам и подросткам нужна разная среда обитания. Если для малышей лучше, чтобы помещение, в котором они находятся, было мягким, уютным, то подросткам нужно больше простора.

И здесь возникает существенная проблема для малых школ: как в небольшом помещении совместить возможность общей активной жизни разных поколений и необходимость разных сред для развития. В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традиционной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий).

Просто в силу того, что ребят меньше, нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему. В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления.

В малой школе больше возможности общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике.

В проведении воспитательной работы в такой школе возникают известные трудности, главные из которых заключаются в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью круга их общения и проявляющихся в снижении уровня развития речи, эмоциональной сферы, высокой утомляемости, связанной с малой наполняемостью классов, отсутствием настоящей мотивации учения. В затруднении оказываются и классные руководители из-за невозможности организовать интересную внеклассную работу в коллективе.

Однако есть моменты, упрощающие работу сельского учителя – это, конечно же, маленькая наполняемость класса. У педагога появляется возможность уделять большое количество времени каждой семье и осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проще установить контакт с детьми и родителями, привлечь их к совместным действиям в воспитании детей, организовать совместное проведение досуга родителей и детей, психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций; создать благоприятную атмосферу общения, воспитания.

Патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, пронизанным огромной любовью к ребенку и основываться:

- на сменных органах самоуправления в классе;

- подведении итогов каждого дела;

- разнообразных и полезных для ребят делах;

- добровольном участии в любом деле; равноправном участии семьи в воспитательном процессе школы;

- взаимодействии ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций села. [20]

Формирование активной гражданской позиции происходит на основе участия в социально значимой деятельности, внедрения в педагогический процесс активных форм и методов воспитания, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.

Таким образом, при организации учебно-воспитательной работы в сельской малокомплектной школе учителю легче осуществлять:

- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

- личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

- практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии, участие в опытнической работе и т.д.);

- нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника осуществляется в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями. [27]

Отличительными чертами обучения в малокомплектной школе при эффективной творческой организации учебно-воспитательного процесса являются:

- мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);

- активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;

- увеличение индивидуального общения учителя с учеником;

- всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших. [10]

Организованный таким образом учебно-воспитательный процесс позволяет расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей. Умело использовать специфические особенности малокомплектной школы - главная задача учителя, которого сегодня отличают профессиональная культура, образованность, его готовность воспринимать иное мнение, его способность быть образцом высоконравственного поведения для окружающих, особенно на селе, где он всегда у всех на виду.

Однако, малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как:

- низкая информационная насыщенность школ на селе;

- отсутствие специальной литературы;

- недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению и организации учебно-воспитательного процесса в начальной малокомплектной школе;

- недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;

- низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;

- отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;

- недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др. [10]

Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

Глава 2 Методические особенности организации патриотического воспитания младших школьников в сельской малокомплектной школе

2.1 Краеведческая деятельности в сельской малокомплектной школе: опыт МОУ «Березорядская основная общеобразовательная школа» Бологовского района Тверской области

При организации краеведческого направления работы как одного из направлений патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе Бологовского района Тверской области МОУ «Березорядская основная общеобразовательная школа» используется метод проектов на основе исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся. [26]

В 2005 году метод проектов использовался впервые. На три месяца было дано задание каждому классу под общей темой «Березка – символ родины моей». Это было не случайным выбором. Село Березовский Рядок в документах 1495 года значится как Ряд Березовый на реке Мсте да на реке Березай. Населенный пункт получил часть своего именования от реки Березайки, которая берет свое начало из родника, бьющего под корнями березы в 149 км от нас. Береза – символ края, отсюда и тема исследования. [26] Создавались проекты по следующим направлениям: «Вдохновение», «Рисуем русскую березку», «Березка в творчестве русских поэтов и писателей», «Березовое царство – хорошее лекарство», «Мы посадим березы кругом», «Если рядом с тобою береза», «Береза в музыкальных произведениях». Ребята совместно с классными руководителями осваивали незнакомую для себя форму исследовательской работы. Каждый класс раскрыл предложенную тему творчески. Традиционно, в школе проводится тематическая неделя истории и краеведения. Именно в рамках этой недели проходила защита проектов. Это был первый.

С 2007 - 2008 учебного года учащиеся школы занимаются сбором краеведческого материала под общей темой «Мое село: прошлое, настоящее, будущее» и результаты своей деятельности воплощают в виде долгосрочных проектов.

Занимаются проектной деятельностью ребята с 1 по 9 класс на равных. Темы будущего исследования получают в ходе жеребьевки. Прошлое Березовского Рядка учащиеся начали изучать с истории сельских улиц. За два месяца работы каждый классный коллектив и его руководитель стали единым целым: ходили на экскурсии, встречались с местными жителями, пытались познакомиться с историей каждого дома и судьбой его обитателей, собирали документы, старинные фотографии, делали современные снимки, представляли будущее улиц в сочинениях и рисунках. В результате совместной деятельности было создано шесть проектов, различных по объему, содержанию, оформлению, но объединенных единой целью. В независимое жюри вошли учителя, не являющиеся классными руководителями. Они внимательно изучили каждый проект, оценили защиту, высказали свое мнение, сделали замечания и выводы. Классы получили дипломы (от диплома с отличием до диплома 3 степени).

В 2013 - 20014 учебном году объектами проектов стали предприятия и учреждения села: детский сад «Березка», СПК «Мста», медицинский пункт, библиотека, почта. Задания для создания будущих проектов классы получили в результате жеребьевки в начале учебного года. Работа предстояла большая, так как история выше названных объектов ранее не изучалась. Для того, чтобы выполнить поставленную задачу, каждый класс выбрал свой путь. Роль классного руководителя и доля его участия в создании проекта в каждом классе была различной степени, но, несомненно, выполняла направляющую функцию. Понятно, что учащиеся начальной школы, не могут полностью работать самостоятельно, поэтому большую помощь младшим школьникам оказывали родители, бабушки и дедушки. Вместе с детьми они встречались со старожилами села, работниками предприятий и учреждений, помогали записывать воспоминания, брать интервью, собирать фотографии, документы. В процесс исследования включились, практически, все жители села. На плечи каждого классного руководителя легла дополнительная нагрузка. Учителя, вместе с детьми, во внеурочное время ходили на экскурсии, знакомились с работой учреждений и предприятий, организовывали встречи со старожилами, помогали в оформлении папок.

Защита проектов состоялась в марте 2014 года. Учитывая опыт прошлого, проектам не присуждались места, так как возраст их создателей был очень разный. На этот раз каждая работа была первой в определенной номинации: самый творческий, самый научный, самый наглядный, самый информационный проект, самый познавательный проект. Гостями стали работники сельских предприятий и учреждений, родители, старожилы. Все были благодарны за воспоминания и приятные минуты общения.

После подведения итогов был дан старт проекта – 2015. В результате жеребьевки классы получили новое задание, удлинился период сбора и систематизации материала до одного календарного года. Объектами исследования стали: Сельский клуб (9 класс), местные органы власти (6-7 классы), начальные школы (1,4 классы). Предстояло собрать историю лесного хозяйства (8 класс) и историю электрификации в нашей местности (2-3 класс), а также создать фотоальбом «Школа военной поры» к 150-летнему юбилею школы и 70-летнему юбилею Великой Победы.

Для того, чтобы расширить круг общения, получить дополнительную информацию, летом 2014 года была организована выставка проектов в сельской библиотеке. С материалами выставки ознакомилось более ста человек. Это еще раз убеждает в том, что дело - важное Собранные материалы находят живой отклик в душах односельчан, людей, которые уехали из деревни, но корни их остались здесь.

В книге отзывов есть такие слова: «Просматривая проекты, даже не думала, что попаду в «детство». Спасибо за предоставленную возможность мысленно побывать на своей родной улице, вспомнить, какой она была 50 лет назад. Поразило количество собранных материалов. Очень радует, что дети так вдумчиво интересуются историей своего села» (семья Андреевых, г. Санкт-Петербург). Выпускница школы, учитель с пятидесятилетним стажем З.К. Музылева написала: «Я смотрела и плакала. А еще гордилась, что живу на этой земле, что училась в этой школе, и что судьба подарила мне встречу с березорядскими учениками – настоящими патриотами своей родины. Собранными материалами они бьют в набат». [26]

Защита проектов традиционно проходит в рамках недели истории и краеведения. Новые проекты создаются и представляются классами с каждым годом на более высоком уровне.

Создание проектов – это каждодневная кропотливая творческая работа на нацеленный результат, занимающая много времени как ученика, так и учителя.

Несомненно, в совместной проектной деятельности ученика и учителя, а в целом, школьного коллектива, есть много положительных моментов: никто, кроме школьников, не занимается сбором краеведческих сведений на Березорядской земле. Накопился определенный опыт исследовательской деятельности. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в работе районной научно-практической конференции «Шаги молодых в науку» и становятся победителями. Темы исследовательских работ за последние годы:

2005 год – «Дорогие сердцу названия» (топонимическое исследование окрестностей села Березовский Рядок);

2006 год - «Бологовская глубинка» (историко-топонимическое исследование населенных пунктов Березорядского СП);

2007 год – «Имена и прозвища жителей Бологовской глубинки» (антропонимической исследование);

2008 год – II часть работы «От прозвища к фамилии»;

2009 год – «История березорядского почтового отделения связи в истории отечественного почтового дела», «Учительская династия Царевых»;

2010 год – «Культурный досуг жителей села Березовский Рядок и окрестностей»;

2011 год – «История березорядской библиотеки» (к 115-летию);

2012 год – «И никогда не оборвется веков связующая нить» (родословная семьи Андроновых);

2013 год – «Из истории семьи Лаврентьевых»;

2014 год – «Инфраструктура села»;

2015 год - «Школа военной поры».

По материалам конференции выпущено четыре брошюры: «Он мог бы жить…» (Олейник Кристина, 9 класс), «Березовский Рядок и окрестности», «Кафтинское заозерье» и «В междуречье Березайки и Мсты» (учитель краеведения Л.Н. Сорока).

Проектная деятельность, как одна из форм исследовательской, связана с творчеством, а ученическая творческая деятельность - это открытие чего-либо ранее неизвестного для каждого ученика. Соприкосновение с прошлым рождает у них чувство Родины. Ребята начинают с уважением относиться к сельским труженикам, проникаются их нелегкой судьбой, у них появляется желание помогать, а в результате – самоуважение.

В процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования, то есть выступает в роли юного ученого, что вызывает неподдельный интерес.

Проектная деятельность во внеурочное время активизирует индивидуальный познавательный и творческий потенциал школьников и способствует их нравственному и эстетическому развитию.

Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области краеведения и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, систематизировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде, учиться публично выступать.

Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.

2.2 Воспитание гражданственности и патриотизма через гендерный подход: опыт МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области

В 2011 году МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области получила статус региональной инновационной площадки инновационной инфраструктуры департамента образования. Тема региональной инновационной площадки «Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально значимых проектов». Проблема, над которой работала школа «Воспитание гражданственности и патриотизма через гендерный подход». [17]

В рамках реализации проекта патриотизм рассматривается во взаимосвязи гендерного, ценностного, гуманистического и культурологического воспитания.

Рабочая группа по реализации проекта исходила из следующих тезисов:

- Гендерное воспитание - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины. В русском обществе так сложилось, что женщина воспитывает патриотов, мужчина является защитником. Именно с этого начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения. Для осмысления, воспитания понимания того, что значит быть мужчиной, быть женщиной, требуется много времени.

- Современная школа этому вопросу уделяет мало внимания, в то время как мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, что объясняется их характерологическими различиями.

- В семье, школе, внешкольных учреждениях должны быть две программы воспитания: мальчик - юноша - мужчина и девочка – девушка - женщина. [17]

При раздельном обучении мальчиков и девочек легче воспитывается уважение к девочке, женщине. В начальных классах девочки обычно крупнее мальчиков, лучше развиты, порой сильнее, поэтому мальчикам непонятно, что девочки «нежные и слабые» и их нужно защищать, а девочкам непонятно, что мальчики – «смелые, сильные, опора в жизни». В раздельных классах это временное несоответствие не так заметно.

Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а полоролевое воспитание. Суть его – в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе. Главное, это помочь мальчикам стать мужчинами, а девочкам – женщинами. Преимущественно женский состав педагогического коллектива лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.

Цели проекта:

- воспитать выпускника, способного к приоритетному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе;

- обеспечить воспитание гражданской идентичности с помощью специальной педагогической технологии дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек.

Задачи:

- апробация технологии дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек с учётом психологических и личностных особенностей;

- выработка соответствующих форм и методов работы;

- создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учётом гендерных аспектов формирования личности учащихся;

- экспериментальная проверка гипотезы о целесообразности введения технологии раздельного обучения мальчиков и девочек в начальной школе.

Срок реализации проекта: 3 года

1 этап - организационно- подготовительный (2011 – 2012 учебный год). На этом этапе разработан методический комплект по воспитанию гражданской идентичности на уроках технологии в начальной школе с учётом гендерного подхода. Все работы выполняются по ФГОС НОО. В методический комплект входят:

- методические рекомендации о различных подходах в обучении мальчиков и девочек, так как программой предусмотрено совместное обучение, о принципах работы с ними;

- разработаны примеры уроков, которые помогут достичь планируемых результатов в патриотическом воспитании с учётом гендерного подхода;

- приведены примеры проектов для мальчиков и девочек;

- разработан комплекс мероприятий на основе связи урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

2 этап – основной - (2012 - 2013 учебный год). На этом этапе проведены теоретические и практические занятия по патриотическому и гражданскому воспитанию с обучающимися; промежуточный мониторинг.

3 этап - аналитико-обобщающий (2013 – 2014 учебный год). На этом этапе обобщены результаты деятельности; организован межмуниципальный семинар «Воспитание гражданственности и патриотизма в малокомплектной сельской школе»; распространен опыт работы.

Результаты:

В ходе преобразовательной творческой деятельности заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств как:

- для мальчиков: осознанное желание служить Отечеству, смелость, благородство, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, прийти на помощь, независимость, индивидуальность;

- для девочек: доброта, женственность уступчивость, умение прощать, чувство сострадания, забота о слабых, больных, пожилых.

Проведенный анализ доказывает, что большое значение для воспитания патриотического воспитания имеет внеклассная работа, включающая семейные экскурсии по району, селу; посещение с родителями музеев, участие в каких-либо конкурсах, чтение книг на тему родного края; просмотр фильмов, беседы с детьми и родителями на тему патриотизма, проведение военно-патриотических игр, посещение старинных городов, центров культуры и истории. Интересны и познавательны для детей встречи со знаменитыми людьми своего села, края, страны.

Для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе достижения цели курсовой работы установлено, что в сельских малокомплектных учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты.

Работа по патриотическому воспитанию начинается с уроков, которые в начальной школе рекомендуется проводить в игровой форме. Однако, воспитательная работа на уроках не даст заметных результатов, если она не будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации не будет усложняться от класса к классу.

Для реализации в сельской малокомплектной школе основ патриотического воспитания доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

В России сельская школа занимает особое место, прежде всего, благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика. В настоящее время сельская школа является основным, а порой и единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов формирования полноценной личности сельской молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2012 – 224 с.

  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005 - № 4 – С. 23

  3. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

  4. Белова Л.С. Воспитание патриотизма школьников с использованием информационных технологий / Л.С. Белова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. - № 1. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/ab2/ab2da611b09a6aaa04b94b656f16e771.pdf

  5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. / Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2013.

  6. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов // Воспитание школьников. - 2005 - № 6. – С. 59.

  7. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.

  8. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у младших школьников средствами общественных дисциплин: Монография / Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Образование, 2013. – 204 с.

  9. Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира / Т.В. Гусева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 4. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/cd2/cd28384a0855da58be51007034ea343a.pdf

  10. Евдокимова Т.Н. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе / Т.Н. Евдокимова. – Режим доступа: http://www.valujchik.gvarono.ru/metod/work/evdokimova-tn/uvp.pdf

  11. Ершова Л.В. Патриотическая направленность содержания этнохудожественного образования в начальной школе / Л.В. Ершова // Начальное образование плюс До и После. – 2009 - № 9. - Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/7fc/7fc59152049ac268f825915ea4f771cd.pdf

  12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников / Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. - № 8. – С. 17.

  13. Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года: утверждена постановлением Правительства Ростовской области № 134 от 02.03.2015. – Режим доступа: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=250

  14. Концепция четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы: проект. – Режим доступа: http://sluju-russia.ru/document1

  15. Краснощекова Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников / Н.А.Краснощекова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 6. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/096/09651f1dad17633d1d81d69739b6126a.pdf

  16. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века / Л.В. Кузнецова. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 9.

  17. Курицына И.В. Воспитание гражданственности и патриотизма в малокомплектной сельской школе / И.В. Курицына. – Режим доступа: http://nekvocosh.narod.ru/index/0-12

  18. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. / Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2012.

  19. Миронов Д.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / Д.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.

  20. Михайлова Н.А. Духовно-нравственное развитие школьников в сельском социуме / Н.А. Михайлова, М.И. Сурбатова, А.А. Щербакова // Начальная школа плюс До и После. – 2006. - № 3. – с. 37 – 39. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/d0f/d0f9a94ded0395536a98fd12c15bdb01.pdf

  21. Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе: методические рекомендации / Под ред. Н.В. Федосеенкова. –Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2013. – 163 с.

  22. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. - 2-е издание, переработанное. - М., 2012.

  23. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. / Автор-составитель И.А. Пашкович. - Волгоград: «Учитель», 2013.

  24. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в сельских школах на основе русских культурно–исторических традиций / Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. / Н.А. Сиволобова. - Ставрополь, 2012. – 18 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-uchawihsja-na-osnove-russkih-kulturno.html

  25. Солодова И.Н. Особенности патриотического воспитания в сельских учебно-воспитательных комплексах / И.Н.Солодова. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-v-selskih-uchebno-vospitatelnyh-kompleksah

  26. Сорока Л.Н. Исследовательская краеведческая деятельность в сельской малокомплектной школе / Л.Н.Сорока. – Режим доступа: http://www.zavuch.ru/methodlib/44/94596/#sthash.h04LVqut.dpbs

  27. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107 - 109.

Просмотров работы: 13011