ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА УЧАСТИЕ РОССИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА УЧАСТИЕ РОССИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Самохин И.В. 1, Абрамова О.к. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам экономической политики импортозамещения в условиях антироссийских санкций введенных рядом западных государств. Автор рассматривает роль Евразийского экономического союза в системе международных организаций, определяет в ней роль России и её деядельность по проведению политики импортозамещения.

Ключевые слова: санкции, экономическая интеграция, импортозамещение, отечественное производство, продукция, ЕАЭС, рынок.

Abstract. The article is devoted to topical issues of economic policy of import substitution in conditions of anti-Russian sanctions imposed by several Western States. The author examines the role of the Eurasian economic Union in international organizations, defines the role of Russia and its activityi on a policy of import substitution.

Keywords: sanctions, economic integration, import substitution, domestic production, the products of the EEU market.

Принятие антироссийских санкций со стороны международного сообщества подтолкнуло Россию взять курс на политику импортозамещения, т.е. развитие и самообеспечение в основном в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства.

В интервью изданию «The Economist» президент США заявил, что «Россия - это региональная страна, которая ничего не производит». Конечно, слова американского лидера расцениваются как провокация, но с другой стороны, действительно, по сравнению с западноевропейскими странами РФ серьезно отстает в производстве.

Проблема в том, что полагаясь на импорт, в России почти прекратили производство собственных товаров народного потребления. Казалось, что гораздо более эффективно полагаться на импорт, нежели способствовать развитию отечественных производителей. Таким образом, Россия превратилась в крупнейшего импортера промышленных товаров.

Однако за последние 15-20 лет РФ все активнее интегрируется в международные и региональные экономические объединения, что стоит отметить как положительный результат. В качестве примера можно привести евразийскую экономическую интеграцию. С 1 января 2015 года начал свою работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Почему в условиях санкций Россия сделала акцент на ЕАЭС, а не на Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую мы так стремились, ответ очевиден. Основная причина – это так называемые «контрсанкции», введенные Россией в ответ на санкции ЕС, Соединенных Штатов и ряда других стран.

Дело в том, что попавшие под российское эмбарго США и государства ЕС являются странами – членами ВТО. Следовательно, экономическое сотрудничество по некоторым видам продукции со странами данной организации прекратилось. Исходя из этого, можно утверждать, что сотрудничество с EАЭС более выгодно для РФ, и имeнно Евразийский экономический союз будет способствовать импортозамещению.

Привлекательность EАЭС как для России, так и для государств, которые являются его членами состоит в следующем: во – первых, вместе страны ЕАЭС обладают огромными ресурсным потенциалом, это касается как человеческих, так и природных ресурсов; во – вторых, страны союза занимают уникальное тран­сконтинентальное географическое положение между Евросоюзом и АТР, которое усиливает мировую конкурентоспособ­ность ЕАЭС и позволяет создавать транспортно-логисти­ческие маршруты как регионального, так и глобального значения; ну и в – третьих, на мой взгляд, именно в Евразии сегодня формируется новый полюс экономической активности, ко­торый в будущем станет двигателем и источником миро­вого развития.

В целом логика развития EАЭС предполагает два этапа. Первый предусматривает сформирование единого внутреннего рынка, который послужил бы надежной платформой по обеспечению участников ЕАЭС товарами и услугами. Второй этап – это при поддержке внутреннего рынка продвижение своих конкурентоспособных товаров и услуг на внешние рынки.

Выгода стран ЕАЭС также очевидна. Например, что касается Белоруссии, то с уверенностью можно сказать, на сегодняшний день ее существование вне ЕАЭС практически невозможно, так как республике сбывать свои основные экспортные товары, такие как, продукция машиностроения и мясомолочного комплекса, кроме как России и стран СНГ, некуда из-за их низкой конкурентоспособности. Похожая ситуация наблюдается и в отношении Ка­захстана. Республика впервые смогла начать экс­портировать в страны Таможенного союза произведенные в стране грузовики.

Если оценивать ситуацию в России в условиях импортозамещения, то практика показывает увеличение в стране продукции отечественного производителя в сферах мясной и пищевой продукции, металлургической продукции, химической продукции, самолетостроения, железнодорожного машиностроения, судостроения, а также производство бумаги, оптического волокна и сетевого оборудования. Все это благодаря тому, что: во – первых, российские компании провели модернизацию своих производств, после чего стали располагать необходимым оборудованием для изготовления данной продукции; во – вторых, промышленному сотрудничеству между предприятиями машиностроительного комплекса стран ЕАЭС. Тем самым политика ипортозамещения дает возможность совершенствовать свою деятельность в этих направлениях, что впоследствии позволит появиться на международном рынке новых товаропроизводителей из РФ.

Конечно, стоит отметить, что ряд задуманных мер ЕАЭС не был осуществлен в полном объеме и многие актуальные вопросы в области торговли и регулирования (отсутствие четкого разграничения компетенций) отложены на не определенный срок. Проблемой также можно выделить незначительное инвестирование в рамках ЕАЭС в науку и образование, так как никакого конкурентоспособного импортозамещения, особенно в технологичных отраслях, без создания научной базы и подготовки специалистов высокого уровня ждать не стоит.

На мой взгляд, неэффективность принятия санкций со стороны западных стран очевидна. Ряд государств, в результате нарушения экономических связей с Россией претерпевает экономические кризисы, поскольку они потеряли рынки сбыта. Тут нельзя не упомянуть о таможенных отношениях, так как в сложившейся ситуации у таможенных органов работы, естественно, прибавилось. Речь идет об усилении контроля над импортируемым в Россию товаром. Аргументировать это можно тем, что страны, поддержавшие политику европейских лидеров, как в прочем и сами лидеры, неоднократно делают попытки ввоза контрафактного товара под видом продукции государств, с которыми РФ сотрудничает.

Неправильно будет утверждать, что в данной ситуации страдают только европейские страны, которые ввели антироссийские санкции. К сожалению, Россия также сталкивается с трудностями, которые непросто преодолеть. Объясняется это тем, что глобализация слишком тесно переплела наши экономики и их разрыв оценивается крайне болезненно как для одной стороны, так и для другой. Однако подобная «экономическая блокада» дает сильный импульс развития отечественного производства и более глубокой экономической региональной интеграции, которую мы наблюдаем на примере ЕАЭС.

Литература

  1. NEWSru.com // Новости экономики // [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.newsru.com/finance/05aug2014/usprssobama.html

  2. Несмотря на серьезные проблемы, ЕАЭС остается магистральным вариантом постсоветской интеграции. [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www.ritmeurasia.org / news

  3. Импортозамещение в России [Электронный ресурс] - режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php/

Просмотров работы: 898