СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Чиричкина В.В. 1
1БИТИ НИЯУ МИФИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Интернет – это глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений, а также частных пользователей. Темпы роста Интернет насчитывают 15 % в месяц. В современном понимании Интернет – это чрезвычайно сложный технический комплекс – Всемирная компьютерная сеть, состоящая из разнородных сетей, которые включают миллионы различных компьютеров, имеющих в совокупности колоссальные информационные ресурсы и объединенных между собой разнообразными линиями связи: телефонные провода, волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы и др. Структурные компоненты Интернета включают в себя аппаратные средства, программное обеспечение и информационные ресурсы.

Аппаратные средства Интернета представлены компьютерами, линиями связи и устройствами, обеспечивающие механическую и электрическую стыковку между компьютерами и линиями связи. К аппаратным средствам Интернета относятся также опорные сети, к которым подключены сервис-провайдеры – поставщики услуг Интернета.

Слаженная и совместная работа технического оборудования достигается благодаря программам, работающим на компьютерах входящих в Сеть. Они позволяют преобразовывать данные, чтобы их можно было передавать по любым каналам связи и воспроизводить на любых компьютерах. Программы следят за соблюдением единых протоколов, обеспечивают целостность передаваемых данных, контролируют состояние Сети и в случае обнаружения пораженных или перегруженных участков оперативно перераспределяют потоки данных.

У программного обеспечения Сети очень много различных функций. Среди них функции хранения информации, ее поиска, сбора и воспроизведения. Очень важное значение имеют функции, связанные с обеспечением безопасности в Сети.

Программные ресурсы Сети представлены программами, функционирующими в составе сетевого оборудования. Работу пользователя в Сети обслуживают тысячи программ, через которые проходят запросы пользователя к поставщикам информации.

Информационные ресурсы в Интернете представлены сетевыми документами, хранящимися на компьютерах, подключенных к Сети или входящих в Сеть.

1 ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Для определения понятия «Интернет-технологии» необходимо раскрыть сущность понятия "технология обучения" в соответствии с первоначальным значением понятия "технология", так как первое является производным от второго.

Содержание первоначального понятия "технология" включает:

— во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция;

— во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.

Технология — от греческих слов techne (искусство, мастерство, наука) и logos (понятие, учение, знание). Можно предположить, что в широком смысле слова под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В нашем случае, рассматривая аспект педагогической деятельности, важно понятие педагогической технологии:

• «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» (Д.Г.Левитес);

• «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Исторически, - с появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, учитель размышляет о возможностях использования того или иного нового технического средства для решения дидактических задач урока.

Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения (для учителя и ученика). Педагог использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Ученики используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.

Для классификации дидактических средств, возможно, выделить следующие категории средств, которые учитель может использовать в процессе традиционного обучения или в ходе обучения с применением Интернет-технологий, позволяющих:

Во-первых, использовать в работе социальные сервисы всемирной паутины Интернет, предоставляющих возможность организации безопасного поиска информации, размещения информации в блогах, совместного редактирования документов, размещения фотографий, презентаций, реализация Вики-проектов (Википедия) и пр.

Во-вторых, использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет (стек протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP).

В-третьих, использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).

Интернет-ресурсы – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. [В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации": информационные ресурсы – отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.)]. Наиболее значимым для нас выступает понятие "Интернет-технологии". Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Применительно к обучению можно выделить следующие:

• компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

• обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

• интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

• распределенные базы данных по отраслям знаний;

• средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

• электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

• с избирательной интерактивностью;

• с полной интерактивностью.

(Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).

К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательной интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию. Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь и т.д.

Таким образом, информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.

К их числу относятся, например:

• электронная почта;

• система телекоммуникаций Usenet;

• система файловых архивов;

• базы данных WWW;

• базы данных (Gopher);

• базы данных (WAIS);

• информационные ресурсы (LISTSERV);

• справочная служба;

• поисковые машины и др.

Интернет-ресурсы образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети:

• информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;

• компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры,

лабораторные практикумы, тестовые системы;

• обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных

компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

• распределенные базы данных по отраслям знаний.

Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:

• личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;

• сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.

2 ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Мир интернет-технологий развивается огромными темпами и так же растут их виды, тут стороной не обошел и Рунет, хоть и развитие его чуть медленней остального мира... По большей части такое быстрое развитие все благодаря запуску на орбиту первой космической ракеты, что озаглавило новую эпоху космических исследований. На данный вопрос быстро ответить тяжело, т.к. по сути, интернет и является одной единой технологий, а остальное лишь последствия его существования. Но на самом деле видов интернет-технологий огромное количество и часть из них в этой статье будет рассмотрено.

Виды интернет технологий можно поделить на несколько классов:

  • Сервисы

  • Информационные

  • Браузеры

К первой категории можно отнести различные сервисы, которые могут предлагать свои услуги. К примеру взять корпорацию Google, которая радует своей продукцией многих пользователей мировой сети, правда отечественного потребителя Гугл радует не так часто, наверно потому, что мы еще в самом начале развития Рунета, но дальше больше, я уверен.

К информационным же относятся разного рода источники вроде блогов, порталов и так далее. Данная технология является одной из самых важных и, конечно же, одной из самых популярных, т.к. 90% информация в интернете находится в открытом доступе.

Последний веб-разработок, а также и самый важный - обозреватели или браузеры, которые решающие все проблемы современных технологий при создании мировой паутины, благодаря которой мы свободно можем посещать любой ресурс, и это будет отображено в удобной для нас форме.

Данные виды интернет технологий имеют подклассы, и сейчас мы их разберем.

Сервисы:

  • Почта (Google, Yandex)

  • Социальные сети

  • Коммерческие предприятия

Данный список можно продолжать до бесконечности, но обойдемся лишь самыми известными сервисами.

Информационные:

  • Порталы

  • Блоги

  • СМИ

Данный вид можно отнести к самым нужным, т.к. здесь можно получить информацию разного сорта и при этом она находится в открытом доступе, что с одной стороны является преимуществом современных интернет достижений, а с другой стороны падает цена данной информации.

Коммерческие предприятия:

Эта разновидность является в основном платной и это можно отнести к разряду ведения бизнеса в интернете. Здесь подразумевается предприятия, которые занимаются предоставлением услуг на платной основе. К их услугам можно отнести как хостинг для размещения сайта, создание программного обеспечения или же реклама своего продукта.

Указанные виды интернет технологий лишь часть существующих на сегодняшний день достижений человека в информационной отрасли. Однако проведя не сложный анализ можно легко пополнить арсенал изобретений человека в 21 века. Сегодня каждый человек встречается с интернет технологиями, так или иначе, однако очень редко кто-либо задумывается, что все это благодаря космическим информационным технологиям, которые, скорей всего, станут причиной создания первых космолетов, на которых люди смогут путешествовать между планетами.

3 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сегодня все больше учебных заведений подключается к сети Интернет в рамках различных государственных программ развития образования. С одной стороны учебные заведения удовлетворяют свою потребность приобщения к открытому информационному пространству с помощью сети Интернет, с другой стороны они начинают искать возможности для реализации образовательных целей и задач. Основная же задача современной школы - это развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданином мирового информационного сообщества.

Активное использование учебными заведениями интернет-технологий, телекоммуникационных средств в очном учебном процессе позволяют говорить о внедрении инновационных процессов, с помощью которых происходят изменения различного плана: меняются цели и содержание учебных планов, формы и методы обучения. При помощи Интернет-технологий преподаватель и учащиеся могут пользоваться Интернет-сервисами, которые помогут облегчить обучение и ускорить образовательный процесс. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Электронная почта.

Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными сетями. ЭП позволяет пользователям обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Расстояние между пользователями не играет роли и может колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д. Более тщательный анализ позволяет обратить внимание на тот факт, что компьютерные сети включают в себя дидактические свойства, присущие собственно компьютеру и плюс те, что добавляют к ним собственно телекоммуникации.

В обобщенной форме их можно отразить в следующих возможностях ЭП:

  • передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или компьютерных программ;

  • хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере;

  • демонстрация текстов и графики на экране дисплея;

  • подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;

  • использование и пересылка компьютерных обучающих программ.

С дидактической точки зрения, с помощью электронной почты можно организовать так называемые "виртуальные учебные классы". Например, в Интернете с помощью использования режима «списки рассылки», при котором установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения групп пользователей. Число разных списков рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим и ограничивается возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков рассылки для данного лист-сервера. В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из участников является преподаватель.

Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.

Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции, когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Таким образом, ЭП может найти широкое распространение в образовательном процессе.

  1. Электронные конференции.

Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными конференциями, позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками "конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.

Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима при организации учебных занятий требует модерирования преподавателем конференции. Работа возможна в режиме реального времени, например, при использование системы IRC (Internet Relay Chat) и произвольного во времени доступа.

Сеть предоставляет все эти описанные возможности, и они могут с успехом использоваться в образовательном процессе. Например, в режиме (USENET newsgroups), на сервере устанавливается программное обеспечение, обслуживающее группы новостей. В отличие от списков рассылки, основанных на применении электронной почты, группы новостей работают в режиме реального времени, требуя от пользователей онлайнового подключения. Работа с ними аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные в группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают проблемы и т. д., но все происходит "сейчас и сразу", не требуется времени для рассылки писем. Разница заключается в том, что в случае со списком рассылки пользователь шлет серверу письмо, тот его рассылает участникам, они читают, шлют ответы, которые, в свою очередь, снова рассылают всем, и т.д. Сервер же новостей никому ничего не рассылает, но показывает в реальном времени всем желающим сообщения в дискуссионной группе и принимает новые сообщения от желающих высказаться.

Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-графической информацией между участниками образовательного процесса.

  1. Телеконференции и видеотелефон.

Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов. При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иного проекционного устройства. Аппаратно-программное оборудование одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру, манипулятор мышь, модем.

Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.

Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

  1. Электронные библиотеки.

Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.

В настоящее время основные фонды не полностью соответствуют задачам школьной библиотеки. В связи с этим особую остроту приобретает проблема использования ресурсов Интернет.

Специфика читательского контингента школьных библиотек обуславливает необходимость изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей. Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка, рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, и поэтому функции библиотек образовательных учреждений (в первую очередь, школьных) резко расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования меняется миссия библиотеки. Библиотека образовательного учреждения как социальный институт должна совершить в настоящее время скачок через несколько эволюционных ступеней развития. В современных условиях библиотеки образовательных учреждений выступают в новом качестве – они преобразуются в медиацентры. Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

В настоящее время многие студенты, только что переступившие порог ВУЗа, уже обладают знаниями в области интернет технологий. Каждый студент по-разному осваивает новые знания, поэтому раньше преподавателям нужно было найти индивидуальный подход к каждому студенту. Сейчас, при использовании интернет - технологий в образовании, преподаватели могут выдавать новую информацию так, чтобы удовлетворить по возможности все индивидуальные запросы студента.

Интернет технологии в образовании дают возможность проводить процесс обучения более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, используются для связи студентов между собой и с преподавателями. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Е., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю., Вязовова О. В., Кулешова Н. А., Уметский Л. Н., Шешерина Г. А. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. / Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина – Калининград: Издательство ТГТУ, 2002. – 136с.

Интернет технологии в образовании [Электронный ресурс] // http://www.vfmgiu.ru URL: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-in-Russia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html (дата обращения: ).

Использование интернет–технологий в образовании [Электронный ресурс] // http://wiki.vspu.ru URL: http://wiki.vspu.ru/users/krisling/srs/index (дата обращения: 21.03.2012).

Web-технологии в образовании. Системы дистанционного обучения в Интернете [Электронный ресурс] // http://www.i2r.ru URL: http://www.i2r.ru/static/221/out_18244.shtml (дата обращения: ).

Виды интернет технологий [Электронный ресурс] // http://faggo.ru URL: http://faggo.ru/vidyi-internet-tehnologiy.html (дата обращения: ).

Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] // http://dpk-ikt.ucoz.ru URL: http://dpk-ikt.ucoz.ru/index/0-34 (дата обращения: ).

Просмотров работы: 21307